Шпаргалка по "История психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:14, шпаргалка

Краткое описание

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки - особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие к-ой она изучает.

Вложенные файлы: 1 файл

История психологии ВЕСНА РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Возможность построения новой, объективной науки связывалась  Бэконом с необходимостью выработки  объективного метода получения знаний и проверки их истинности. Таким методом, по его мнению, должен был стать предложенный им опытно-индуктивный метод. Для наук, получающих данные на основе чувственного опыта, методом доказательства служит эксперимент, для теоретических же наук - новая индукция. Новый метод индукции, разработанный Бэконом, коренным образом отличался от традиционной индукции, принятой в «старой» логике. Индукция Бэкона предполагала постепенное и непрерывное восхождение от «ощущений и частностей» к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов, как положительных, так и отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений. Свой новый метод - индуктивную логику - Бэкон понимал как орудие познания, органон (поэтому свой главный труд он назвал «Новый Органон»). Важной для становления объективной науки стала идея Бэкона об использовании математики, к-ую он считал «великим приложением» к наукам и рассматривал как «вспомогательную» дисциплину.

Сформулированные Ф.Бэконом принципы стали общими методологическими принципами построения науки Нового времени, в том числе и психологии. Значительные изменения в психологии были связаны и с тем, что Бэкон впервые высказал идею возможности подлинно научного исследования человеческой психики. Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты. Интересно, что в основу своей классификации наук он положил фундаментальные способности человеческой души - память, воображение, рассудок, считая главными науками историю, поэзию и философию. Кроме способностей души психология, по мнению Бэкона, должна изучать произвольные движения, раздражимость и ощущения. Т.О., Бэкон разработал план психологич.исследований, к-ый нашел свое воплощение в работах его последователей (Гоббса, Локка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Учение Р. Декарта  - переход от исследования души к сознанию.

В своих исследованиях  Декарт ориентировался на модель организма  как механически работающей системы.

Веками, до Декарта, вся д-ть по восприятию и обработке психического «материала» считалась производимой душой, особым агентом, черпающим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Декарт доказывал, что телесное устройство и без души способно успешно справляться с этой задачей. Декарт не только не лишает душу прежней царственной роли во Вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности, к-ая не зависит ни от чего другого), равноправной с великой субстанцией природы. Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание. Сознание, по Декарту, яв-ся началом всех начал в философии и науке. Поскольку же мышление - единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует. Позже это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов), а декартову концепцию сознания - интроспективной. Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании 3 видов идей: 1.Идеи, порожденные ч-ком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окр.мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, т.к. они яв-ся тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. 2.Приобретенные идеи основываются не на опыте одного ч-ка, а яв-ся обобщением опыта разных людей, но лишь 3.врожденные идеи дают ч-ку знания о сущности окр.мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополн.информации, получаемой от органов чувств. Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи к-го ч-к открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и «желаниями» сознание это независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном ч-ке. Решение, к-ое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Декарт искал в организме орган, с помощью к-го эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции - шишковидную (эпифиз). Это эмпирическое «открытие» никто всерьез не принял. Однако решение теоретического вопроса о взаимодействии души и тела в декартовой постановке поглотило энергию множества умов. Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа - только мыслить. Принцип работы тела - рефлекс. Принцип работы души - рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором - сознание отражает собственные мысли, идеи.

Через всю историю  психологии проходит контроверза души и тела. Декарт, создал новую форму дуализма. И тело, и душа приобрели содержание, неведомое прежним исследователям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Развитие психологических  знаний Р. Декартом.

Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедукцию (метод доказательств от общего к частному). При этом интуитивное знание, порожденное естественным светом разума, благодаря своей простоте более достоверно, чем сама дедукция. Главное требование к интуиции - знания должны быть ясными и отчетливыми и постигаться одновременно, а не последовательно. Декарт, введя понятие интуиции, фактически разделил ее на 2 части, выделив 2 вида интуиции - опытную и идеальную. Этому разделению способствует его идея о том, что хотя только один интеллект способен познать истину, но он прибегает к помощи чувств, воображения и памяти, чтобы не оставлять без употребления ни одно из средств, находящихся в нашем распоряжении.

Исследование страстей было предметом последней работы Декарта «Страсти души. В этой работе Декарт пришел к выводу о том, что существует 2 вида страстей - активные и страдательные. Страдательные состояния или страсти в его теории рассматриваются как рез-т взаимодействия с предметами окр.мира и отождествляются с чувственным познанием. Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, к-ые не исходят из самой души, а привносятся извне и лишь осознаются ею в таком виде, т.е. эти страсти душе навязываются, она их не может изменить. В то же время, составляя одну из сторон взаимодействия ч-ка с внешним миром, страсти как составляющая когнитивной оценки окружающего зависят от точности и истинности этой оценки. Т.О., закладываются основы когнитивного подхода к проблеме эмоций. Активные состояния Декарт отождествлял с желаниями, к-ые исходят непосредственно от нашей души и зависят только от нее. Основное назначение или ф-цию страстей Декарт видит в том, «что они побуждают и настраивают душу ч-ка желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело; так, чувство страха вызывает желание бежать, а чувство отваги - бороться…» Страсти «приучают душу желать признанного природой полезным и никогда не менять своего желания…» В то же время активные страсти могут заставить ч-ка совершать поступки, диктуемые разумом и не связанные с удовлетворением биологически целесообразных желаний. Т.О, эти страсти представляют собой источник и волевого, и инстинктивного, стремящегося к самосохранению, поведения. Они также отождествляются ч-ком со стремлениями и аффектами, к-ые зависят не только от души, но и от тела и служат связующим звеном между ними. Единственным местом, где душа соединяется с телом, яв-ся в концепции Декарта шишковидная железа (гипофиз). Воздействие души на протекание рефлекса заключается в том, что своим желанием она заставляет колебаться железу, направляя перемещение животных духов так, чтобы вызвать нужное действие (поведение), к-ое соответствует этому желанию. Тем самым душа изменяет направление рефлекса, делая поведение волевым и целенаправленным. Теория страстей служит у Декарта мостом, соединяющим его учение о душе и учение о нравственности. Декарт считал этику «высочайшей и совершеннейшей наукой, к-ая предполагает полное знание других наук и яв-ся последней ступенью к высшей мудрости». Поэтому можно считать закономерным обращение к этической проблематике именно в его последней работе. Выделяя 6 первичных страстей - удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, Декарт считал все остальные страсти производными от них либо их разновидностями. Он подчеркивал, что возникновение и проявление страстей не зависят от непосредственных волевых усилий и желаний ч-ка. Этические воззрения Декарта тесно связаны с его теорией познания. Центральная идея этики Декарта - господство над человеческими страстями - и рекомендуемые им средства борьбы со страстями во многом перекликаются с нравственным учением стоиков. Однако Декарт не считал страсти как таковые злом и предостерегал лишь от их крайностей и неправильного применения. Познание у Декарта становилось нравственной д-тью, а истина и добро - тождественными понятиями. Одна и та же единая душа познает сначала истину, свободно избегая опрометчивых суждений, чтобы затем в нравственном поведении действовать согласно с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Понятие  рефлекса у Р. Декарта.

Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Признавая существование 2 независимых субстанций - души и тела, он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике активности. В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Источник движения находится не в душе, а в самом теле, в его конструкции, организации, к-ая «запускается», как любая машина-автомат, внешним толчком. Т.О, согласно Декарту, душа наделена собственной активностью, направляющей процессы мышления, познания, а основная функция тела - это движение, к-ое рассматривается как рефлекс. Сам термин рефлекс в работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функционирования тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги. Значительное влияние на создание Декартом его теории рефлекса оказало открытие Гарвеем процесса кровообращения. Прохождение нервного импульса Декарт мыслил по аналогии с прохождением крови по сосудам. Он считал, что все тело пронизано нервами, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела. Нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболочкой, как трубочкой. В этих трубочках помимо ниточек содержатся «животные духи» - наиболее подвижные и легкие частицы крови, к-ые отфильтровываются от других частиц в мозге. Через поры в мозге животные духи могут перемещаться в нервы, а из них в мышцы, благодаря чему тело способно совершать разнообразные движения. При внешнем воздействии на нервные окончания натяжение нити открывает клапаны, и животные духи переходят из одной трубочки в другую, направляясь к соответствующей мышце, раздувают ее, заставляя укорачиваться и сокращаться. Т.О, прослеживая путь, к-ый проходят животные духи по нервам от рецепторов к мозгу, а затем к мышцам, Декарт фактически дал описание рефлекторной дуги. Так с учением Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма - механистический детерминизм. Движением животных духов Декарт объяснял все разнообразие действий, поведения ч-ка. Движения животных духов внутри мозга осознаются душой, по его мнению, как ощущения, восприятия и представления. Изменение траектории движения животных духов (следовательно, и вариативность поведения) Декарт объяснял 2 причинами - привычкой, или упражнением, и воздействием души. Обсуждая возможность изменить течение рефлекса, т.е. возможность обучения и форм-я желательного поведения, Декарт использовал понятие ассоциация, введенное еще Аристотелем. Однако если у Аристотеля ассоциации связаны прежде всего с работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации и на поведение, говоря о связи между двумя действиями или действием и образом предмета. Так. выстрел, к-ый приводит к естественному движению - убежать, скрыться, может при обучении изменить свою ф-цию, н-р, у солдата стать сигналом к атаке, а у охотничьей собаки - к поиску дичи. Такое изменение поведения не связано с влиянием души и происходит потому, что ассоциации, возникающие в рез-те упражнения или привычки, деформируют клапаны (поры) мозга в рез-те натяжения определенных «нитей». Это приводит к нарушению естественного движения животных духов, они перемещаются в новом направлении и попадают в другую мышцу, вызывая соответственно другое движение. Описанные идеи Декарта получили более детальное воплощение в ассоциативной теории Гартли. Эти изменения поведения происходят, как было сказано, без вмешательства души, тогда как воздействие страстей на деятельность связано с активностью души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Философские  взгляды Б. Спинозы.

Попытки опровергнуть дуализм  Декарта предприняла когорта  великих мыслителей XVII века. Их поиски были направлены на то, чтобы утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания. Одним из первых оппонентов Декарта выступил голландский мыслитель Барух (Венедикт) Спиноза. По окончании школы Спиноза обратился к изучению точных наук, медицины и философии. Большое влияние на него оказали сочинения Декарта. Им были написаны «Принципы философии Декарта», разработано основное содержание его главного труда «Этика», к-ая была издана после его смерти. Спиноза учил, что имеется единая, вечная субстанция - Природа - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разуму открыты только 2 - протяженность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять ч-ка местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Ч-к целостное телесно-духовное существо. Убеждение, что тело движется или покоится по воле души, сложилось из-за незнания того, к чему оно способно само по себе, «в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной». Целостность ч-ка не только связывает его духовную и телесную сущности, но и является основой познания окр.мира - доказывал Спиноза. Как и Декарт, он был убежден в том, что именно интуитивное знание яв-ся ведущим, ибо интуиция дает возможность проникать в сущность вещей, познавать не отдельные свойства предметов или ситуаций, но общие понятия. Интуиция открывает безграничные возможности самопознания. Однако, познавая себя, ч-к познает и окр. мир, так как законы души и тела одни и те же. Доказывая познаваемость мира, Спиноза подчеркивал, что порядок и связь идей таковы же, каковы порядок и связь вещей, так как и идея, и вещь яв-ся разными сторонами одной и той же субстанции - Природы. Никто из мыслителей не осознал с такой остротой, как Спиноза, что дуализм Декарта коренится не столько в сосредоточенности на приоритете души (это веками служило основанием бесчисленных религиозно-философских доктрин), сколько во взгляде на организм как машинообразное устройство. Тем самым механический детерминизм, определивший вскоре крупные успехи психологии, оборачивался принципом, к-ый ограничивает возможности тела в причинном объяснении психических явлений. Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой версии о сознании как субстанции, к-ая яв-ся причиной самой себя, о тождестве психики и сознания. Из исканий Спинозы явствовало, что пересматривать следует и версию о теле (организме) с тем, что бы придать ему достойную роль в человеческом бытии. Попытку построить психологическое учение о ч-ке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы «Этика». В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения, притом объяснить «геометрическим способом», т.е. с такой же неумолимой точностью и строгостью, с какой геометрия делает свои выводы о линиях и поверхностях. Надо, писал он, не смеяться и плакать (именно так реагируют люди на свои переживания), а понимать. Ведь геометр в своих рассуждениях совершенно бесстрастен; так же следует относиться и к человеческим страстям, объясняя, как они возникают и исчезают.

Т.О., рационализм Спинозы приводит не к отрицанию эмоций, а к попытке их объяснения. При этом он связывает эмоции с волей, говоря о том, что поглощенность страстями не дает ч-ку возможности понять причины своего поведения, а потому он не свободен. В то же время отказ от эмоций открывает перед ч-ком границы его возможностей, показывая, что зависит от его воли, а в чем он не свободен, зависит от сложившихся обстоятельств. Именно это понимание и яв-ся истинной свободой, т.к. освободиться от действия законов природы ч-к не может. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов волевой активности ч-ка.

Спиноза выделял 3 главные силы, к-ые правят людьми и из к-ых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает. Этот вывод противостоял декартовой идее разделения чувств на коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении объяснил сущность любви как чувства, имеющего две формы: телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики. Вторую можно только понять и описать. Тем самым Декарт полагал, что наука бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности. Эта декартова дихотомия (разделение надвое) привела в XX веке к концепции «двух психологий» - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, считающей, что тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем. Поэтому в споре Спинозы с Декартом не следует видеть лишь давно утративший актуальность исторический эпизод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Д. Гартли  как создатель первой системы  ассоциативной психологии.

Ассоциация - в психологии и философии закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.

Ассоцианизм, или ассоциативная  психология, появился как самостоятельное  направление в XVIII в. Эта школа  положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую  от философии науку, имеющую собственный  предмет. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии. Термин «ассоцианизм» был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем, к-ый разработал и первые законы ассоциаций. Основателем ассоциативной психологии, кая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в., по праву считается Д.Гартли. Получив вначале богословское, а затем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, к-ая не только объясняла бы душу ч-ка, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни он и выбрал ассоциации. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном х-ре знания, а также принципы механики Ньютона. Учение об ассоциации Гартли, изложенное в его книге «Размышления о ч-ке, его строении, его долге и упованиях». Проанализировав структуру психики ч-ка, Гартли выделил в ней 2 круга - большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т.е. яв-ся фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение ч-ка. Т.О., Гартли, по сути, создал свою, вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, к-ая объясняла с помощью законов механики активность ч-ка. Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, яв-ся основой психической жизни, процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мнению, служат основой памяти ч-ка. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности ч-ком, причем слабые следы, подчеркивал он, вообще не осознаются. Т.О., он расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного. Почти через сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с возможностью их осознания разработал известный психолог Гербарт в своей знаменитой теории о динамике представлений.

Информация о работе Шпаргалка по "История психологии"