Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:26, тест

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

история_психологии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Причинами развития тревоги могут быть: отчуждение родителей от ребенка, чрезмерная опека, подавление его личности, дискриминация или враждебная атмосфера в семье, слишком большое восхищение ребенком. Как они действуют на развитие тревоги?

К. Хорни выделила 2 вида тревоги: физиологическую и  психологическую. Физиологическая тревога  составляет общий фон невротизации и связана с конфликтом имеющихся у ребенка потребностей в еде, питье, комфорте и невозможности их удовлетворения из-за плохого ухода за ним со стороны социального окружения.

Психологическая тревога связана с развитием образа Я. Психологическая тревога будет минимальной, если образ Я адекватный, то есть отношение к себе позитивное, знания о себе таковы, каковы реальные способности и стремления; реальное Я, идеальное Я и Я в глазах других людей достаточно близки (в идеале должны совпадать между собой). Адекватность образа Я позволяет личности нормально развиваться и быть устойчивой к неврозам. Однако разрыв между компонентами образа Я ведет к росту психологической тревоги. Например, излишнее восхищение ребенком со стороны социального окружения приводит к разрыву реального Я и Я в глазах других.

Для избавления от тревоги человек прибегает  к психологической защите, которая  направлена на преодоление конфликта  между обществом и человеком. Ее цель - привести в  соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих. К. Хорни выделила три основные вида психологической защиты (стремление к людям, стремление против людей, стремление от людей), которые в норме гармонично сочетаются.  Однако при неврозе одна из них доминирует, проявляясь в невротических потребностях, которые в отличие от адекватных потребностей нереалистичны и ненасыщаемы.

Невротикам свойственна  ригидность реакции (неспособность  быстро при-спосабливаться к новым  условиям) и разрыв между потенциальными возможностями и реальными достижениями.

К. Хорни описала  типы невротической личности:

1. Уступчивый тип. Доминирующей психологической защитой выступает стремление к людям. Тревога подавляется за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они не заметят неадекватности образа Я.  Развиваются невротические потребности: в привязанности, в одобрении, в заботливом партнере, в престиже, в восхищении других людей ими. Такие люди не переносят одиночества, боятся, что их бросят.

2. Агрессивный тип. Доминирующей защитой выступает стремление против людей. Тревога подавляется при навязывании своего образа Я силой другим людям, чтобы получить доказательства своей адекватности через принуждение. Развиваются невротические потребности: в эксплуатации другого, стремление к личным достижениям, власти, доминировании. Такие люди не переносят невнимания к себе, неуважения и непокорности.

3. Устраненный тип. Доминирующей защитой становится стремление от людей. Тревога подавляется за счет ухода от людей, игнорирования мнения окружающих, попыткой, оставшись наедине со своим неадекватным образом Я, не демонстрировать его другим. Развиваются невротические потребности: ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к самостоятельности и независимости, в том, чтобы быть совершенным и неуязвимым. Такие люди не переносят критики и боятся близких отношений с другими людьми.

Человек может  измениться. Для этого нужно не только выявить детский опыт, но и выяснить конкретную социальную ситуацию, в которой личность находится сейчас. Психотерапия помогает человеку понять себя и сформировать более адекватное представление о себе.

 

3.7. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА

 

Эрих Фромм (1900-1980) – немецкий философ и психолог, эмигрировавший в США, основатель фрейдо-марксизма, разрабатывал вопросы, сближавшие его по проблематике с гуманистической психологией.

Социальное окружение  не просто условие, но важнейший фактор развития личности. Среда - не только ближайшее  окружение, семья, но и социальный строй, в котором живет человек. От З. Фрейда Э. Фромм взял идею доминирующей роли бессознательного в личности человека, а от К. Маркса – значение социальной формации для развития психики, идею о развитии отчуждения при капитализме. При этом Э. Фромм понимал под ним психологическое отчуждение – отчуждение людей друг от друга.

Движущие силы развития - две врожденные бессознательные  потребности антагонисты: потребность  в укоренении и потребность в  индивидуализации.

Потребность в  укоренении заставляет человека стремиться к обществу, к выработке общих идеалов и убеждений. Потребность к индивидуализации толкает человека к свободе от давления и требований общества.

Человек стремится  соединить эти противоположные  тенденции в своей жизни, из-за невозможности это сделать возникает  невротизация. Стремление примирить эти потребности двигает развитием общества в целом, все социальные формации  –  попытка уравновесить их. Человек, когда был частью природы, был счастлив, так как стремление в укоренении в принципе сочеталось с возможностью изоляции от соплеменников, Разрушив связь с природой, он оставил только одну возможность укоренения - социальную и поставил себя в зависимость от определенных людей.

Отношения общества и человека проявляются в том, какие возможности для развития личности общество предоставляет. Личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые дает данное общество. Способы, с помощью которых человек реализует свои внутренние возможности, определяются общественным устройством, при котором он живет.

Так при первобытном строе доминировала потребность в укоренении, стремление к индивидуализации было в тени. При рабовладельческом строе наоборот. При феодализме опять на авансцену выходит потребность в укорене-нии, при капитализме доминирует потребность в индивидуализации, а в тени общества – стремление к укоренению. Примирить человека с самим собой и с миром при капитализме невозможно. Нужно построить новое общество «гуманистический социализм», основанный на любви людей друг к другу.

Плодотворная  любовь – это забота, ответственность, уважение и знание, желание, чтобы другой человек рос и развивался. Труд, забота и ответственность за развитие того, кого ты любишь. Любовь невозможна без уважения – способности видеть человека таким, каков он есть, понимать его индивидуальность и уникальность. Нельзя уважать человека не зная его. Любовь – это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждого из них.

В таком обществе на смену принципа «иметь» придет принцип «быть». «Иметь»  – это ориентация на внешнюю сторону своего развития, на укоренен-ность в обществе. Главное придать себе значимости, обладая знаниями, властью, любовью.

Развитие по принципу «быть» - внутренняя свобода  и уверенность человека в себе. Главное не казаться, а быть, то есть чувствовать себя любящим, знающим, религиозным. Человек понимает свою самоценность, но не стремится к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих жизнь в обществе, то есть он не стремится к «свободе от» всех любой ценой. Такому человеку нужна «свобода для», то есть свобода необходимая для осуществления намерений. Он не требует освобождения от всех связей, а только от таких, которые мешают ему в осуществлении задуманного.

 Обретение  такой свободы и индивидуальности  не тяготит человека, а примеряет потребность в укоренении и тенденцию к индивидуализации, а также его отношения с миром.

В реальном обществе для снятия внутреннего конфликта, человек прибегает к психологической  защите, механизмами которой выступают: садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит укорененность жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, разность позиций дает ощущение индивидуального. При конформизме чувство укорененности берет верх, при деструктивизме наоборот.

 

 

3.8. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

Гуманистическая психология сформировалась как научное  направление в 60-х гг. 20 вв.,  и  представляла собой конгломерат  довольно разных школ и течений, которые  имели общую стратегическую платформу.

«Гуманистическая  психология - направление психологии, признающее своим главным предметом  личность, как целостную уникальную систему, которая представляет собой  не нечто заранее заданное, а открытую возможность самоактуализации. Данное направление подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека» (Тихонравов Ю.В., 1998, С.17).

Идеи, близкие  гуманистической психологии, содержались  уже в поздних работах А. Адлера, К. Юнга, в ряде работ  Дж. Келли, Э. Фромма, опубликованных в 30-50 гг. 20 вв.

Ряд американских психологов (Г. Олпорт, Р. Мей, К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюллер) были глубоко неудовлетворенны бихевиористским механистическим  и атомистическим взглядом на природу  человека и методом ее изучения, а также глубинной психологией, которая сводила человека до уровня инстинктов. В силу чего, они обратились к давней традиции, связывающей психологию с общечеловеческими ценностями.

«С психологической  точки зрений гуманизм предполагает изучение человека-индивида как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. Это делается для того, чтобы помочь человеку быть более счастливым. С этической точки зрения гуманизм означает установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях скорее человека, чем низших животных, заветах Бога или законах неживой природы», - писала Ш. Бюллер (цит. по:  Тихонравов Ю.В., 1998, С. 78).

Не отрицая  полностью ценности экспериментальных  исследований поведения, эти ученые подчеркивали принципиальные ограничения таких исследований и методов в понимании уникальных онтологических характеристик человеческого бытия.

Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность в будущее, к свободной  реализации своих потенций. Центральная  роль при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я. Средством такого роста считается самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самоактуализация  мыслится как сущностная характеристика человека, причем одни авторы (А. Маслоу, К. Роджер) рассматривают ее как ведущий  и даже единственный мотив поведения  и развития личности, биологический  по природе. Другие ученые понимают самоактуализацию как результат или побочный эффект осуществления человеком своей жизни (Ш. Бюллер), а третьи – как реализацию надличностного смысла (В. Франкл).

«Каждое направление  в психологии имеет свой подразумеваемый  фило-софский взгляд на человека… Для бихевиориста – человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях, вести себя сообразно обстоятельствам.

Для фрейдиста  – человек является иррациональным существом, поведение которого определяется его прошлым и продуктом этого  прошлого – бессознательным…В каждой из этих теорий есть своя доля правды…

Выделяя экзистенциальную направленность человека, его феноменологические внутренние отношения, гуманистическая теория рассматривает человека как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, реализующую границы своей субъективной свободы.

Это направление проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающее свое Я, ответственного за него», - указывал К. Роджерс (цит. по  Тихонравов Ю.В., 1998, С. 134).

К началу 60-х  гг.  20 в. отдельные голоса гуманистов слились в единый хор. В 1961 г. начал издаваться «Журнал гуманистической психологии». В 1962 г. была создана Американская ассоциация гуманистической психологии, с 1969 г. переименованная в Ассоциацию гуманистической психологии.

В 1970 г. состоялся  первый Международный конгресс гуманистической психологии, где был утвержден манифест, в котором отмечалось следующее:

«Гуманистическая  психология может быть определена как  третья ветвь психологии (двумя уже  существующими являются психоаналитическая и бихевиористическая), и как  таковая она обращается, в первую очередь, к тем человеческим способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в позитивистской или бихевиористской теории, так и в классической психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, организм, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, естественность, теплота, трансценденция, эго, объективность, автономность, ответственность, смысл, честность, трансцендентальный опыт, психологическое здоровье и близкие им понятия» (цит. по:  Тихонравов Ю.В., 1998, С. 45).

Основные положения  гуманистической психологии:

1. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации, благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется.

2. Человек открыт миру, то есть способен к переживанию мира и себя в мире. Самым важным источником информации является субъективный опыт человека, через осознание  «здесь и теперь». Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

3. Человеческая природа должна определяться не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие. Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Основное внимание гуманистических теорий личности сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том виде, в каком он предстает самому человеку в его самосознании и мышлении. Как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности» и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"