Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:26, тест

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

история_психологии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Однако экспериментально не были подтверждены ряд положений психоанализа. Оказалось, что формирование личности не заканчивается к 5 годам, а продолжается всю жизнь. Выяснилось, что мальчики могут идентифицировать себя не только с отцом, но и с другими значимыми взрослыми из своего окружения. Не подтвердилась идея З.Фрейда о том, что женщинам сложнее, чем мужчинам обрести чувство идентичности, так как они, якобы имеют заниженную оценку своего тела; а также представление о том, что в сновидениях в символической форме удовлетворяются подавленные желания. Выяснилось также, что Эдипов комплекс, как базовый конфликт в фаллической стадии развития личности, обусловлен не биологическими, а социальными факторами, так как проявляется не у всех мальчиков.

 

 

2.5. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ З. ФРЕЙДА

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психиатр, создатель  психоанализа.  Родился в Мордовии (Чехия) 6 мая 1856 г. в семье торговца сукна. Вскоре семья переехала в Лейпциг, а затем в  Вену. Его отец был старше жены на 20 лет. Зигмунд был старшим ребенком в семье из 9 детей. В 1881 г. З.Фрейд оканчивает Венский университет и становится клиническим неврологом.

З. Фрейд был  женат, имел 6 детей, однако считал, что  секс унижает человека, оскверняет его тело и душу. В 1897 г., в возрасте 41  г. написал, что отказался от секса. «Сексуальное возбуждение совершенно безразлично для такого человека как я» (цит. по  Шульц Д.П., 1998, С.401). В это же время обнаружил у себя невротические симптомы: мигрени, спазмы прямой кишки, страх смерти, страх пребывания на открытом пространстве. Избавился от этих симптомов, используя самоанализ. «Главным моим пациентом был я сам» (Фрейд З., 1997, С.53).

В 1923 г. у него был обнаружен рак полости  рта, фактором появления которого была его страсть к сигарам (он выкуривал  по 20 сигар за день). З.Фрейд перенес 33 операции. Очень страдал в конце  жизни от болей и взял клятву со своего лечащего врача, что он прекратит его мучения, когда придет время. В 1938 г. с семьей эмигрировал в Англию, где умер от эвтаназии в 1939 г.

Несмотря на то, что всю свою профессиональную жизнь З. Фрейд был практикующим психиатром, он не очень любил лечить. По словам очевидцев во время сеансов он был вялым, индифферентным, иногда засыпал (говорят, поэтому он ставил свое кресло в изголовье кушетки пациента, где его не было видно). Его страстью было научное исследование, стремление раскрыть тайны психики. Его интересовали три области: методы лечения функциональных психических заболеваний, теория личности, теория общества.

Психика состоит  из трех слоев – сознательного, предсознательного  и бессознательного, в которых  располагаются основные структуры  личности. «Оно» или «Ид» расположено в бессознательном, включает бессознательные врожденные влечения (либидо и танатос), действует по принципу удовольствия. «Эго» или «Я» расположено в предсознании и сознании. В предсознании и бессознательном находится «Суперэго» или «Сверх Я», которое состоит из усвоенных ребенком правил и запретов и действует по принципу реальности. Задача «Эго» конструктивно разрешать возникающие между «Ид» и «Суперэго» конфликты. Сильное «Эго» может успешно с этим справляться, в зависимости от ситуации либо,  позволяя своим влечениям разряжаться, либо контролируя их. При слабом «Эго» в структуре личности начинает доминировать какой-то другой компонент, что может приводить к неврозам, если влечения фрустрируются (доминирование «Суперэго»), либо вести к асоциальному поведению (доминирование «Ид»). Конфликт между сексуальностью («Ид»)  и обществом  («Суперэго») принципиально неразрешим, однако смягчить его может не только сильное «Эго», но и психологические защиты.

В своей теории личности З. Фрейд использовал принцип гидравлики – передачи, превращения энергии. Психическая энергия (либидо и танатос) - это врожденные бессознательные влечения, те каналы, по которым проходит энергия, формируя нашу деятельность. Удовлетворение либидо  приводит к разрядке спонтанно возникающего в организме психофизиологического напряжения. «Нервная система-это аппарат, функцией которого является избавление от достигающих его стимулов или сведение их к минимальному возможному уровню, так чтобы, если бы это было возможно, она сохраняла бы себя в совершенно невозмутимом состоянии» (Фрейд З., 1990, С. 78).

Индивид обладает определенным фиксированным количеством психической энергии, которую общество помогает ему так или иначе «канализировать» и реализовывать. Поскольку количество этой энергии ограничено, индивид должен выбирать между сексуальной активностью и какими-то другими видами деятельности, в которых заинтересовано общество. Отсюда неустранимый конфликт между сексом и культурой. Подавление сексуальности порождает неврозы, а ее свобода – упадок культуры.

Либидо –  сексуальный инстинкт, который  понимался  З. Фрейдом достаточно широко, как  общая телесная функция, имеющая  своей целью удовольствие, не сводимая только к генитальным переживаниям.

У человека имеется  несколько эрогенных зон, раздражение которых вызывает эротические ощущения и значение которых с возрастом меняется. Эрогенные зоны - это те области тела, от стимулирования которых человек получает удовольствие, по которым течет психическая энергия и разряжается.

  З. Фрейд выделил следующие фазы психосексуального развития:

1. Оральная фаза. Она охватывает первый год  жизни ребенка, когда основным  органом удовольствия является  для младенца рот (сосание,  затем кусание).

2. Анальная фаза  длится с года до трех лет  жизни. Она характеризуется повышенным интересом ребенка к дефекации, контролируя этот процесс, ребенок получает чувственное удовольствие и одновременно вырабатывает навыки самоконтроля.

3. Фаллическая  фаза протекает с трех до  пяти лет жизни ребенка. На  этой фазе усиливается интерес к гениталиям, что выражается в частности в мастурбации. Главным символом этого возраста является половой член (фаллос). Основной психологической задачей на этой фазе развития  является адекватная половая идентификация. Мальчик должен преодолеть бессознательное влечение к матери (Эдипов комплекс) и идентифицировать себя с отцом, а девочка бессознательное влечение к отцу (Комплекс Электры) и чувство зависти к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена и идентифицироваться с матерью.

4. Латентная фаза продолжается с пяти лет до начала полового созревания. Она характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций и интересов, либидо как бы дремлет, уступая место формированию сознательного Я и предметных интересов ребенка.

5. Генитальная  фаза начинается в период полового созревания. Либидо ищет и находит удовлетворение на путях половой близости.

Для нормального  развития личности необходимо перемещение  психической энергии от одной  эрогенной зоны к другой в соответствие с выделенными фазами развития. Однако слишком сильное удовлетворение потребностей ребенка, так и фрустрирование его желаний  может привести к фиксации ребенка на определенной стадии, либо к регрессии на предыдущие фазы. Именно в такой фиксации, застревании психической энергии  и видел З.Фрейд ключ к пониманию девиантных форм сексуальности. Лечение должно заключаться в выявлении психической травмы, задержавшей или исказившей нормальное психосексуальное развитие и преодоление психологических последствий этой травмы путем осознания ее причин. Осознание приводит к катарсическому очищению, разрядке заблокированной энергии.

Психоанализ как  способ лечения включал ряд процедур, способствующих осознанию  вытесненного в бессознательное материала, который  требовал от пациента  огромного  количества психической энергии для удержания его вне сферы сознания, что препятствовало свободному течению психической энергии.

Процесс психонализа  представлял собой директивную  долгосрочную терапию. З. Фрейд использовал  свободные ассоциации (технику, при  которой пациент говорит все, что ему приходит в голову), анализ сновидений (технику, включающую в себя толкование сновидений с целью отрыть с их помощью скрытые бессознательные конфликты); трансфер (перенос, обмен энергией между пациентом и психоаналитиком, когда пациент бессознательно проецирует на терапевта чувства к другому значимому лицу).

В ходе работы пациент  проявлял сопротивление и подавление. Сопротивление – блокирование, отказ  раскрытия слишком болезненных  воспоминаний. Подавление - блокирование и вытеснение из сознания по каким-либо основаниям идей, воспоминаний, желаний, которые продолжают существовать на уровне бессознательного.

З. Фрейд считал, что либидозная энергия – основа развития не только индивида, но и общества в целом. Для анализа он взял такие организованные большие группы как церковь и войско. Их особенность в том, что привязанность индивидов к вождю преобладает над привязанностью людей к друг другу. З.Фрейд полагал, что механизм идентификации позволяет объяснить это. Первичная масса является множеством индивидов, поставивших один и тот же объект на место своего «Я-идеала» и идентифицировавшихся вследствие этого друг с другом в своем «Я». Армия отлична от церкви тем, что военнослужащий не идентифицирует свое «Я» с личностью главнокомандующего, а в церкви каждый христианин должен любить Христа, идентифицируясь с ним и любя его как свой идеал. В этой привязанности З. Фрейд видел тоску о недостающем отце («отце первобытной орды»). Он пытался объяснить закономерности любви, внушения и массового поведения трансформацией либидо, появление социального поведения как негативный опыт убийства вождя племени из-за Эдипова комплекса. Еще при жизни З. Фрейда его теория общества была подвержена острой критике и не нашла распространения.

 

2.6. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА

 

Карл Гюстав Юнг (1875-1961) –швейцарский психиатр, разработавший  собственный вариант психоанализа.

«Наши современники, мучимые внутренними разладами  – всего лишь «ситуативные невротики», их видимая болезненность исчезает, как только пропасть между Я и бессознательным сводится на нет. Кто сам ощущал этот внутренний разлад и побывал в подобном положении, сможет лучше понять бессознательные психические процессы, будет застрахован от опасности преувеличивать размеры невроза, к чему психологи часто склонны» (Юнг К., 1994, С.150).

К. Юнг считал что либидо, имеет не сексуальную  природу, а представляет собой жизненную  энергию вообще. Он отрицал существование  Эдипова комплекса как базового конфликта. Развитие личности, по его  мнению, определяется не только прошлым, но и целями, ожиданиями, надеждами на будущее. Человек развивается в течение всей жизни, формирование личности не заканчивается в целом к пяти  годам жизни.

«Я часто видел, как люди становились невротиками от того, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на те вопросы, которые ставила им жизнь. Они искали успеха, положения, удачной женитьбы, славы, а становились несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна содержанием и лишена смысла. Как только они находят пути к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило, исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идеи развития личности» (Юнг К., 1994, С.146).

Исследуя область  бессознательного К.Юнг, приходит к  выводу о существовании его двухуровневой  системы. Первый поверхностный уровень  составляет личное бессознательное  – область, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания и впоследствии забытые или вытесненные. Именно эту область изучал З. Фрейд. К. Юнг был согласен с З.Фрейдом в том, что личное бессознательное можно осознать.

Более глубокий уровень составляет коллективное бессознательное  – это бессознательный материал, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков. Это врожденный слой психики, хранящий генетическую память всего человеческого рода. Мы рождаемся не только с биологическим, но и психическим наследством. И то, и другое в какой-то степени определяют наше поведение и опыт.

«Коллективное бессознательное присуще всем, оно  лежит в основе того, что древние  называли «связью всего со всем» (Юнг К., 1994, С.144). Коллективное бессознательное  трансцендентально человеческому  «Я», то есть существует до и вне его, каждый отдельный индивид служит временным реципиентом этой субстанции. Этот уровень бессознательного осознанию не подлежит. Содержание коллективного бессознательного является нашему сознанию в виде спонтанных образов и символов, за которыми угадываются универсальные структуры – архетипы.

Архетипы - это  устойчивые формы, в которых существует коллективное бессознательное, психологический  материал, не возникающий в личном опыте, но содержащий генетическую связь  с предками. Это формы без собственного содержания. Архетипы можно сравнить с сухим руслом реки, форме, определяющей характеристики реки, когда по руслу потечет вода. Доказательствами универсальной природы архетипов являются сновидения, видения, фантазии, галлюцинации, мифы, постоянно повторяющиеся в разных народах и у индивидов, не имевших между собой контактов.

Взаимодействуя  с глубинными, архетипическими структурами коллективного бессознательного, ассимилируя и актуализируя их, сознание вырабатывает мифологические представления, привязанные к соответствующему месту и времени. Этот феномен мифологизации реалий определенного мира, благодаря которому абстрактные структуры коллективного бессознательного обретают конкретную, понятную и приемлемую форму, К. Юнг назвал проекцией. «Миф – это неизбежное связывающее звено между знанием бессознательным и сознательным. Безусловно, бессознательное знает больше, но это знание особого рода, это знание, которое существует в вечности, безотносительно к «здесь» и «сейчас», непереводимое на наш рациональный язык» (Юнг К., 1994, С. 296).

Архетипические  структуры коллективного бессознательного постоянно  и активно воздействуют на сознание и играют решающую роль в его формирова-нии. Человеческое «Я» бессильно предотвратить  процесс, но может обратить себе на благо в результате индивидуализации – интеграции различных составляющих психики, интеграции архетипов в сферу сознания. Высшая цель – достижение самости.

Самость – центр  личности, обеспечивающий внутреннее равновесие, полноту, целостность, интеграцию других подструктур личности. Самость – осуществленная целостность, один из важнейших архетипов. Достигая ее, человек становится тем, кем был всегда, целостным существом, тем, чем он обладал, сам не зная об этом, но утратил эту целостность по вине обстоятельств сознательной жизни в цивилизованном мире.

Современный человек  утратил истинную веру в трансцендентальное, он придает слишком большое значение сфере сознания, всячески стремится  к одностороннему развитию той или иной ее дифференцированной функции, что равносильно недооценке импульсов, идущих из трансцендентальной по отношению к «Я» сферы бессознательного, и в итоге ведет к трагическому расщеплению психической субстанции, то есть утрате Самости.

Процесс индивидуации сложен и болезненен, он заключается в последовательном раскрытии персоны, принятии анимы (анимуса), встречи с тенью (при-знании ее реальности) и принятии тени. Персона – подструктура личности, маска, роль, то, как мы предъявляем себя другим, наше ролевое поведение. Ее можно осознать. Анима у мужчин (анимус у женщин) – это архетипическая подструктура личности, которая содержит определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Женские черты в мужском характере и мужские черты в женском. Тень – архетипичная подструктура личности, обратная, темная сторона самости, наследие низших форм жизни, примитивная часть нашей природы, источник спонтанности, творчества, низменных, аморальных желаний и поступков.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"