Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:26, тест

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

история_психологии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

После окончания  МГУ возвращается в Гомель, где  учит школьников и рабфаковцев русскому языку и литературе, в Гомельской консерватории читает эстетику и теорию искусств, создает литературную газету «Вереск», организует любительские спектакли, заведует театральным подотделом губполитпросвета, ведет театральную колонку в местной газете. В 1922-1923 г. заведует издательским отделом «Гомельпечать», в 1923-1924г. – литературный редактор издательства «Гомельский рабочий», одновременно ведет занятия по логике и психологии в Гомельском педагогическом техникуме.  В этом техникуме в 1922 г. он организует психологическую лабораторию, где вместе со студентами в период с 1922 по 1923 гг. проводит пять исследований, три из которых представляет в виде докладов на втором Всероссийском психоневрологическом съезде в г. Петрограде в январе 1924 г. («Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики». «Как надо сейчас преподавать психологию». «Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах Гомельских школ в 1923 г.»).

На этом съезде Л.С. Выготский знакомится с А.Р. Лурия. В феврале 1924 г. Л.С. Выготский переезжает в Москву и становится младшим научным сотрудником лаборатории А.Р. Лурия Института Психологии. Умер от туберкулеза, прожив 37 полных лет. Был женат, имел дочь.

Вся научная  деятельность Л.С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности.

Направления исследований Л.С. Выготского:

В первые годы московского  периода проводит анализ ситуации в  мировой психологии. Публикует предисловия к русским переводам психологических новинок. В 1926 г. заканчивает  неопубликованный при его жизни труд «Исторический смысл психологического кризиса», где указывает, что общая психология – новая область, которая может вывести психологию из кризиса, анализирует положительные и отрицательные моменты кризиса и появившихся новых направлений психологии.

С 1927 по 1931 г. разрабатывает  культурно-историческую теорию, которую  М.Г. Ярошевский назвал «инструментальной  психологией». По аналогии с орудиями труда – детерминантой изменения самого человека, вводит понятие о знаке, как психологическом инструменте, превращающем психику из природной в культурную. Посредником между стимулом и реакцией становится особый стимул – знак, инструмент, при оперировании которым у человека из первичных природных психических процессов возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л.С. Выготский назвал их высшими психическими функциями.

В 1931 г. Л.С. Выготский пишет работы: «История развития высших психических функций» и «Орудие и знак в развитии ребенка». В центре исследований – проблема развития детской психики, над которой работает коллектив психологов: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина.

Одновременно  он занимается комплексным исследованием  детства (педо-логией) («Педология школьного  возраста» (1928), «Педология юношеского возраста (1929), «Педология подростка (1930-1931)). Л.С. Выготский наметил новый подход к вопросам развития, многие идеи которого не потеряли своей ценности до сих пор. Развитие психики от младенчества до зрелости подчинено собственной логике, движимое особыми законами, не сводимыми ни к биологическиому преобразованию одних форм в другие, ни к прямому отражению социальных влияний, ни к такому взаимодействию биологических факторов с социальными, в которых личность ребенка предстает несущественной величиной. Ни биология и не среда, а взаимодействие факторов определяют развитие ребенка.

Л.С. Выготский  разработал учение о возрасте, как  единице анализа детского развития. Предложил иное понимание хода, условий, специфики и движущих сил развития ребенка. Он описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза, выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.

В период с 1931 по 1934 гг. – новая исследовательская  программа. Переход от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка. Итогом становится работа «Мышление и речь» (1934). Развитие значений в онтогенезе, их стадиальное преобразование - такого было главное открытие Л.С. Выготского в этот период. По существу он пришел к видению значения под углом зрения «истории системы».

Последний период творчества был связан и с проблемой  взаимосвязи мотивации и познавательных процессов. Он пытается синтезировать  свои исследования об истории учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова. Проект - превратить детскую психологию из учения о функциях в учение о личности.

В поисках теории, способной интегрировать мотивационные  и интеллектуальные компоненты в  целостной картине сознания за единицу анализа в устройстве психики берет «переживание». Сознание – это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Переживание – неотъемлемая часть особой системы, названной Л.С. Выготским, социальной ситуацией развития ребенка. Социальная ситуация развития - целостная и развивающаяся ситуация, создаваемая отношениями между ребенком и другими действующими лицами (значимыми взрослыми). Он выделил в этих отношениях драматический план, связанный с конфликтами, кризисами, столкновением мотивов, страстей, интересов. Именно в силу драматизма переживание приобретает эмоциональную напряженность.

 Л.С. Выготский  оказал значительное влияние  на психологию, а также на смежные  науки (педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, фи-лософию).

 

3.3 . ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 30-60 ГГ. 20 ВЕКА

 

Зарубежная психология после периода открытого кризиса  интенсивно развивает как теорию, так и экспериментальные направления. В этот период возрастают и углубляются междисциплинарные связи с новыми разделами общественных и естественных наук. Возникают новые области психологии, в частности этология.

Этология –  научное направление, занимающееся изучением животных и людей в  естественных условиях их существования. Особое внимание этологов привлекает вопрос о том, какие формы поведения животных и человека имеют под собой биологическую основу (запрограммированы генетически), а какие определяются воздействием внешней среды. К. Лоренц отрывает явление, названное им импринтинг (запечатление) – ранние формы подражания, обучение каким-то образцам поведения, проявляющиеся в инстинктивной форме. Этологическая концепция импринтинга побудила проанализировать критические, сензитивные периоды с целью изучения чувства привязанности и переживания детьми разлуки с родителями.

Развиваются связи  психологии с практикой, что находит  выражение в образовании новых  прикладных областей знания.

Начиная с 50-х  гг. большое развитие получают междисциплинарные  исследования – исследования особенностей познавательной деятельности представителей разных культур и народов, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития.

Под влиянием теории систем появляются работы по моделированию  психических процессов, что приводит к возникновению нового направления – когнитивной психологии.

Разработка проблем  личности, мотивации, движущих сил поведения  человека, попытки понять человека в его целостности и неповторимости приводят к возникновению гуманистической  психологии.

Дальнейшее развитие проблемы психического развития ведет к созданию генетической психологии Ж. Пиаже.

Продолжается  разработка проблем поведения и  бессознательного, как из-за их большого значения, так и из-за трудностей разрешения этих проблем классическими  учениями бихевиоризма и психоанализа. Особенностью этого периода становятся попытки синтезировать идеи психоанализа с теорией научения. В отличие от периода открытого кризиса наблюдается размытость границ между необихевиоризмом и неофрейдизмом.

В развитии бихевиоризма можно условно выделить 3 этапа:

1. Бихевиоризм  Дж. Уотсона с 1913г. по 1930 г.

2. Необихевиоризм  (Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер  и др.) с 1930г. по 1960 г.

3. Нео-необихевиоризм  или социальный бихевиоризм с  60-х гг. 20 века.

Основные положения  необихевиоризма:

1. Сердцевина психологии – исследования процессов научения.

2. Большинство видов поведения, независимо от их сложности, подчи-няются законам условных рефлексов.

3. Психология должна принять принципы операционизма.

Операционизм  – доктрина, согласно которой любую концепцию можно описать  в точных терминах, относящихся к набору операций или процедур, ее определяющих. Операционизм возник в физике, однако психологи усвоили его лучше чем физики (Что такое интеллект? Это, то,  что измеряют тесты интеллекта).

Физик П. Бриджмен показывал на примере понятия  «длина» применение к этому определению  операционизма: «Что мы подразумеваем  под длиной объекта? Очевидно, мы  это знаем, если можем сказать, какую  длину имеет каждый предмет, а  для физика больше ничего и не требуется. Для того чтобы найти длину предмета, нам необходимо проделать некоторые физические операции. Таким образом, концепция длины является фиксированной, если только фиксированными являются операции, которые используются для измерения длины; то есть концепция длины определяется не больше и не меньше, как только набором необходимых операций» (цит. по  Шульц Д.П., 1998, С.303).

Происходит дальнейшее развитие психоанализа в нескольких формах. Во-первых, появляется неофрейдизм, где акцент смещается на социальную детерминацию неврозов и конфликтов. Большое значение в этом процессе уделяется межличностным отношениям. Лидерами неофрейдизма становятся К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм. Позаимствовав у З.Фрейду идею об антагонизме личности с социумом и важности неосознаваемости мотивации, неофрейдисты ставили своей целью учесть культурные, исторические, социальные влияния на мотивацию человека, считали, что воздействия на межличностные отношения могут избавить от невроза.

Во-вторых, появляется Эго-психология, занимающаяся проблемами содержания и происхождения личности и ее функций, смещающая акцент на исследовании сознательной мотивации в развитии личности (А. Фрейд, Э. Эриксон и др.). В-третьих, Ж. Лакан разрабатывает структурный психоанализ, пытаясь соединить психоанализ с лингвистикой.

 

3.4. ТЕОРИИ НЕБИХЕВИОРИЗМА

 

Бихевиоризм игнорировал  такие категории как образ, мотив  и прочие внутренние процессы. Попытку  распространить методологию бихевиоризма на игнорируемые стороны психической  деятельности предприняли ряд ученых, таких как Э. Толмен и К. Халл.

Свой вариант  бихевиоризма, изложенный в книге  «Целенаправленное поведение у  животных и человека» (1932), Эдвард Толмен (1886-1959) назвал молярным, тем самым  противопоставил свой взгляд на поведение  как на целостный процесс – молекулярному бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолированных актов.

Единицей поведения  является целенаправленный акт, использующий му-скульные движения, организованные вокруг цели и обслуживаемые и  направляемые когнитивными моментами. Поведение «пахнет целью». Любое поведение направлено на достижение некоторой цели, на освоение некоторых средств. Сам факт обучения – объективное поведенческое свидетельство наличия цели.

Целенаправленный  бихевиоризм – система, сочетающая в себе объективное исследование поведения с учетом целенаправленности или ориентации на достижение определенной цели.

Э. Толмен считал, что переживания сознания, даже если они и есть, не оказывают влияние  на поведенческие реакции.  Он ввел понятия промежуточных переменных, когнитивной карты, латентного научения.

Промежуточные переменные – совокупность познавательных и побуди-тельных факторов, действующих  между непосредственным стимулом и  ответным поведением. Ненаблюдаемые  внутренние процессы, которые связывают  стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией (ожидания, установки, знания). Промежуточными переменными является все, что связано с организмом и формирует данную поведенческую реакцию на данный раздражитель, то есть психические образы, которые служат регуляторами действия. Классическая формула S-R  заменяется Э. Толманом на S-O-R, где S - независимая переменная, O-промежуточные переменные (организм), R - зависимая переменная.

Промежуточные переменные – это детерминанты, которые опосредуют двигательную реакцию (зависимую переменную) на раздражитель (независимую переменную). Поведение – функция 5 независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение, возраст.

Э. Толмен был  убежден, что для промежуточных переменных должны су-ществовать столь же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Задача исследователя сделать их доступными для объективной оценки. Например, голод увидеть невозможно, но можно увязать его с экспериментальными переменными, такими как длительность отсутствия пищи или с объективной реакцией – количеством съеденного и скоростью поглощения пищи.

Э. Толмен отвергал закон эффекта Э. Торндайка,  по его мнению, поощрение слабо воздействует на научение. Научение происходит благодаря усилению связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Роль подкрепления могут играть подтвержденные ожидания. Э. Толмен экспериментировал с крысами, изучая процесс научения в лабиринте. Он пришел к выводу, что смысл упражнения – образование определенных познавательных структур (карт). Когнитивная карта - сеть  гештальт-знаков, признаков, ассоциирующихся с точкой выбора, целостный образ ситуации, сложившийся в ходе предшествующего обучения. Крыса научается находить в лабиринте пищу, так как различает сигналы среды, связывая с ними свои ожидания для достижения цели. Усвоенная познавательная карта подкрепляется ожиданием и его подтверждением, а не самим по себе удовлетворением потребности.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"