Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 02:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История психологии" .

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ (История психологии).doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Основное сочинение –  “Этика” написана геометрическим способом: теоремы, доказательства и  т.п. Ее части: О Боге (субстанции),  О природе и происхождении души,  О природе и происхождении аффекта,  О человеческом рабстве, О могуществе человека.

Спиноза дает гуманистическое  разрешение проблемы тела и души (психофизическая  проблема) – монизм. Для него это  единая субстанция. Но он не решает вопросов о причине разделения и происхождения субстанции.

11. Вклад английского философа и педагога Джона Локка (1632-1704 гг.) в развитие психологии. Развитие эмпирической психологии в Англии (Беркли, Юм). Значение Лейбница для психологии.

Джон Локк 1632 – 1704 гг. – англичанин, основоположник сенсуализма  – ощущения – единств. источник знаний. Спор знания – ощущения –  что первично? Он – нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в  чувствах. На осн. ощущ. чел. форм-т свои знания и благодаря этому мыслит (ощущ. + воспр. и т.д. – процесс познания). «Теория чистой доски» (у Декарта врожденные идеи, интуитивно понятные) – Локку идея об ощущениях не давала признать Декарта. Развитие нач-ся с неких впечатлений, кот ложатся на «чистую доску» (Дж. Уотсон, Гиловенций … то же самое). Все под влиянием социума и после рожд-я чел.! Он философ – введший науч. оборот ассоциация – Жизн. духи, кот. приводят в движ. организм («Опыт о чел. разуме» - «Евангелие империзма»). 1м предложил идею разделения властей (сейчас у нас законодат., исполнит., судебная). Психология просвещения – 18 в. – 19 … Век распространения науч. знания. Нов. вр. – период философск. осмысления психологических теорий или психологического осмысления фил. концепций и утв. В век просв. этот процесс приобрел крайние формы. Лейбниц – немец. Беркли – англ. Юм. Вольтер, Руссо, Дидро – франц. Кант, Гегель – нем. 1. Лейбниц 1646 – 1716. Развернул критику учения Локка «О душе – как чистой доске!» - связ. с его учением «О монагах!» - считал что мир сост. из атомов, но не механич., а одушевленными, содержащими в себе весь будущий мир. «В каждой монаге в потенциале свернута вся Вселенная». Выступил с необходимостью различать перцепцию (ощ. и воспр.) и апперцепцию (осмысленная, увязанная с прошлым опытом перцепция). Он утверждал, что психика не сводится к сознанию. «Убеждение в том, что в душе есть лишь осознанное воспр. – величайший источник заблуждения». Сущ-т малые воспр., кот. до сознания не доходят – бессозн. «Любить – находить в счастье другого собственное счастье». Открыл интеграл. и дифференциал. иссчисл. одновр. с Ньютоном – поссорились + бинарная (0 и 1) сист. исчисления (исп. с конца 20 в.). 2. Беркли (англ.) 1685 – 1753 гг. Добился сана «Епископа» Джордж. Тезис «Сущ-ть – значит быть воспринимаемым!» Как и Локк утверждал, что ничего кр. опыта нет, а опыт = восприятие. Люди не могут ничего знать кр. своих ощущений. Курьез (так Ленин воспр.). «Субъективный идеализм» (объективный = Платон). 3. Дэвид Юм (англ. философ) 1711 – 1776 гг. Учение его можно сравнить со скептицизмом (Перон – др. грек). Антирационалист – не доверял разуму. Не сущ-т объективной причины связи вещей. Причину устанавливает лишь факт психического! Подверг сомнению многие христианские догмы. Мы не можем док-ть сущ-е внеш. мира, как источника ощущ. Имеем дело только с ощущ., а они могут и подвести – не можем док-ть, что мир сущ-т или не сущ. Развил понятие ассоциации – связь идей друг с другом. Они нах-ся в разных отнош. друг с другом: асоц. по сходству; по смежности в простр. и во вр.; причинности. Объективная причинная связь – факт психического опыта. Утверждал, что свободы воли не сущ-т. Мотивами наших поступков явл. причины их. Отрицание разного рода иллюзий!

12. Общая характеристика взглядов психологов XVII - середины XIX веков. Зарождение экспериментальной психологии (Вебер, Фехнер, Гальтон, Эббингауз).

Вольтер (франц. философ-просветитель) – псевдоним.  1694 – 1778 гг. Наст. имя – Француа  Мари Аруэ. Символ эпохи Просвещения. Гюго: «Не человек, но Век!»  Был  ярым критиком религии и церкви. «Вольнодумец 1й» - свобода мысли по отн. к церкви. В рез-те критики религии обнажатся страсти и все плохое – это и произошло. Ратовал за терпимость (толерантность) политич., религиозн. и т.д. Написал философ. повесть «Кандид!», кот. высмеивал теорию, по кот. все созданное Богом совершенно. (Лейбниц = наш мир – наилучший из миров!) Его наз-ли Фермейским философом (жил в имении Фермей – Женев. республика возле Франции). Руссо (педагог, фил.-просвет.) – повесть, посвящ. идеальному восп. ребенка «Эмиль, или о восп.».  Идеал в его книгах – природа! «Назад к природе». Вызвано реакцией на индустриализацию, промышл. революцию. Был чел. нервным, желчным, с большим трудом уживался с людьми. Детей своих отдал в приют! (Сенека – вел распутную жизнь, а писал, что она должна быть блаженной – разрыв между теорией и практикой). Законы в обществе  должны утверждаться гражданами – закл. контракт и выполн. их усл. Прогресс, индустриал-ю не принимал. (Л. Толстой критиковал театр, лит-ру, теории восп., но он и жил в критич. период). Прославился теорией «Содействование ли возрождение наук и художеств очищению нравов?» - ничего не очищается. Просвещение вредно, а самая культура – ложь и преступление. Дени Дидро 1713 – 1784 гг. Сенсуалист. или диалектик. Знаменит тем, что возглавил созд-е 1й в ист. человечества энциклопедии 18 в. Слова в алфавит. порядке + описывались все занятия и ремесла чел. деят. и как их правильно выполнять. Екатерина II пригласила его посетить Россию – много беседовали. Считал природу книгой, сост. из множества стр., но никто и никогда не перевернет посл., хотя многие стр. читают ученые. Головн. мозг – материальный субстрат, в кот. происходит псих. деят. Паук в мозге + нити по всему телу. Нервы обр. пучок , кот. яв-ся осн. для связывания ощущ. Наши чувства клавиши, по кот. удар. внеш. мир, да и мы сами. Вундт – конец 19 в. На рубеже веков кризис психологии. Возник гештальтизм + одновр. в 12 г. бихевиоризм + 3е напр-е. Развитие экспериментальной психологии. Возник. психологии как экс. науки. Одновременно с ним жили и др. психологи, кот. занимались экс. психологией, хотя были и неизвестны. Создал лабораторию, а затем институт экспериментальной психологии. До этого были иссл-я Вебера и Фехнера – изучали ощущения. Установили закономерности, кот. были присущи ощущ. (и их связи с внеш. раздражителями – связь). Гельмгольтц – изучение органов чувств, в частности зрения (сущ-т 3 типа волокна, воспр. волны разн. длины – красн., зел., фиолет. – несостоят. теор., но 1я). Теория о бессознат. заключениях. Воспр. связано с множеством движ., кот. связ. с образами – этиологич. бессозн. умозакл. Месмер – гипноз. Особ. сост. – рапорт – делали с чел. многие вещи – проявл. бессозн. психики или сужение сознания до бессознат., т.к. после пробужд. не помнят. Торндайк Эдвард – поведение жив. Законы упр-я (чем чаще действ. повтор, тем глубже укрепл. в сознании, психики) и аффекта (закрепляется успешнее, если реакция + поощрение). 1874 – 1949 гг. Эббингауз 1850 – 1909 гг. Выступил наперекор  Вундту. Иссл-л законы памяти на себе самом. «О памяти» 1885 г. Материал – бессмысленные слоги. Т.к. слова вызыв. ассоциации (мнемотехника). БОВ ПК и т.д. Кривая забывания. Осмысл. материал запоминался в 9 р. быстрее. Открыл закономерность, что запомин-ся примерно 7 слов (+- 2). Создал тест Эббингауза – заполнение фразы пропущенным словом.

13.Основатель институтов экспериментальной научной психологии немецкий исследователь Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.)

Знаменитый  немецкий ученый (психолог, физиолог, философ), пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину «физиологической психологией», он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. «Основы физиологической психологии» (1873-1874) – так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке. Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), «Лекции о душе человека и животных»(1863), десятитомник «Психология народов» (1900-1920).  Организовал первую лабораторию по экспериментальному изучению сознания и первый учебный центр в Лейпциге в 1879 году.

Вундт формулирует  свои идеи относительно применимости эксперимента в психологии в работе 1862 года «Очерки по теории восприятия». В работе «Лекции о душе человека и животных» (1863) обосновывает свое убеждение о невозможности применить метод эксперимента к анализу продуктов человеческого духа – языку, мифам, верованиям. К середине 60-х годов 19 века складывается представление  Вундта о предмете психологии как науки, о ее методах и ближайших задачах развития. В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы ичувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология — это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение. Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.  
Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии. Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.  
Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектовкультуры языка, мифов, нравов.  
Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

14. Вклад в развитие психологии американского ученого Уильяма Джеймса (1842-1910).

Американский  философ и психолог, один из основателей  прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885 - 1889) и психологии (1889 - 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892).

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе ("Принципы психологии", 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир". Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека.  Развитая в одной из глав "Психологии", теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований "образа самого себя", "самооценки", "самосознания". Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности.  Джеймс включает в личность, наряду с "чистым Я", также "эмпирическое Я", которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может, считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п..  По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. Потеря доброго имени переживается, как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания, поднимавшиеся Джемсом,  проблемы не могли получить адекватного решения.  Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джемса посвящен научно-психологическому анализу религии.

15. Вклад З.Фрейда (1856-1939 гг.) в развитие психологии.

Ни одно направление  не приобрело столь громкую известность  за пределами психологии, как психоанализ. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названа эта концепция «фрейдизм» по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856—1939).

Термин «психоанализ»  имеет три значения:. 1 — теория личности и психопатологии; 2— метод терапии личностных расстройств; 3 — метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой  в психической жизни можно  выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигнале.

Фрейд разработал новую психологическую технику  – метод свободных ассоциаций: пациент говорит все, что приходит на ум, вне зависимости от того, насколько глупым, незначительным или неприличным это кажется. Задачей этого метода было выведение на экран сознания тех вытесненных переживаний, которые могли быть причиной аномального поведения человека. При этом, по мнению Фрейда, ассоциации оказывались не «свободными», а направляемыми скрытым мотивом. Они развивались до определенной точки, когда пациент демонстрировал «сопротивление» - отказ от раскрытия слишком болезненных воспоминаний. Открытие явления сопротивления привело Фрейда к формулировке важного принципа психоанализа – «подавления».

Другой новый  метод Фрейда – анализ сновидений, толкование их с целью открыть  бессознательные скрытые конфликты («Толкование сновидений» 1900г.). Сновидения представляют собой замаскированную форму удовлетворения подавленных желаний.

Рассматривая  инстинкты как движущие силы личности, Фрейд делил их на две группы: инстинкты жизни (направленные на самосохранение особи и выживание вида) и инстинкты  смерти (мазохизм, самоубийство, ненависть, агрессия).

Фрейд считал, что  психическая жизнь человека протекает  во взаимодействии трех компонентов  – ид, эго и Супер-эго (оно, Я, сверх-Я).

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления — превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать возможность участвовать в развитии личности).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"