Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 02:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История психологии" .

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ (История психологии).doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Большой интерес  вызывают представления Леонардо относительно работы глаза. Леонардо показал, что  работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса. Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.

Возрождение новых  гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня и в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, Л. Вивес (1492–1540) в книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт, или самонаблюдение. Он вывел некоторые основные характеристики побуждений и эмоциональных состояний:

1) различные степени интенсивности: легкая, средняя и сильная;

2) длительность эмоциональных состояний;

3) качественное содержание эмоциональных реакций (разделение их на приятные и неприятные, положительные и отрицательные).

Взгляды Вивеса подготовили почву для зарождения в Европе эмпирической интроспективной  ассоциативной психологии.

Другой врач, X. Уарте (XVI в.), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Еще один испанский  врач, Перейра (1500–1560), предвосхитив на целый век Декарта, показал, что поведение животных управляется не душой, а воздействиями внешней среды и внутрителесными изменениями, и предложил считать организм животного своего рода машиной, которая не нуждается для работы в участии души.

Несколько в  стороне от общей тенденции развития психологии в эпоху Возрождения  стоят работы немецких мыслителей Меланхтона и Гоклениуса.

Меланхтон известен своей книгой «Комментарии о душе».

В ней немецкий неосхоласт пытается исходя из уровня современных ему знаний модернизировать учение Аристотеля.

Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей:

1) растительные;

2) животные;

3) разумные.

Деятельности  души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий, относились Меланхтоном к уровню разумных способностей, или разумной душе, которая внедряется в тело Богом и которая лишь временно связывается с животными способностями.

Разумная душа вечна и бессмертна.

С комментарием идей Аристотеля выступил и другой немецкий ученый – Гоклениус. С его именем связывают появление термина «психология», которым и была названа его основная работа «Психология», вышедшая в 1590 г.

Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия.

Но у большинства  ученых появилась потребность обратиться к самой природе, к реальному  миру, к опытному изучению.

Это требование распространялось и на область психического. Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи гуманизма пытались выяснить реальные телесные основания различных проявлений души.

Джованни  Пико делла Мирандола

Происходивший из семьи графов Мирандолы, Джованни Пико (1463—1494 гг.) с 14 лет изучал каноническое право, филологию, философию и греческий  язык в университетах Болоньи, Феррары, Падуи и Павии. В 1484 г., будучи во Флоренции, он познакомился с Марсилио Фичино, Лоренцо Медичи и другими участниками Платоновской Академии. В 1485—1486 гг. Пико продолжал обучение в Парижском университете. Вернувшись в Италию, он углубился в изучение еврейской Кабаллы, а также стал учить арабский, халдейский и еврейский языки. В этот же период Пико закончил несколько сочинений, в том числе "900 тезисов по философии, каббалистике и теологии", которые должны были стать основой для публичного диспута в Риме, который Пико задумал провести в начале 1487 г. В качестве предисловия к "900 тезисам" он написал "Речь о достоинстве человека".

 Тезисы к  диспуту, разошедшиеся по итальянским  университетам, рассмотрела комиссия, назначенная папой Иннокентием VIII и тринадцать из них признала еретическими. Необходимо также отметить, что тезисы вызывали сомнения и у некоторых друзей Пико. В марте 1487 г. диспут был запрещен решением папы римского. В ответ Пико опубликовал "Апологию" в защиту тезисов. В результате, решением папы еретическими были признаны все 900 тезисов. Чтобы не представать перед судом инквизиции, Пико бежал в Париж, но по дороге его арестовали. От строгого суда его спасло только заступничество Лоренцо Медичи. Освобожденный из-под ареста, Пико поселился во Флоренции. Здесь он продолжал свои занятия философией, а в 1493 г. был прощен новым папой Александром VI. Но творческий путь Пико делла Мирандолы был прерван ранней смертью — 17 ноября 1494 г. в возрасте 31 года умер от тяжелой болезни.

 Помимо уже  названных, Пико делла Мирандола  принадлежит еще несколько сочинений: "Комментарий к канцоне о  любви Джироламо Бенивьени", "Гептапл", "О Сущем и Едином" и "Рассуждение  против божественной астрологии".

 Джованни  Пико делла Мирандолла — яркий  представитель гуманистической тенденции, стремящейся к синтезу многих начал в философии. Сам Пико говорил: "Для себя же я решил, никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы". В этой решимости выразилось его стремление к созданию некой "единой философии", которая, совокупив достижения всех предшествующих учений, могла бы полностью ответить на все вопросы ищущего познания истины человеческого разума. Интересно, что незадолго до смерти Пико высказал мысль о возможности примирить в одном учении даже Платона и Аристотеля. В этом смысле, он был солидарен со своим старшим товарищем по Платоновской Академии Марсилио Фичино, который разрабатывал идею создания "всеобщей религии".

 Исследователи  отмечают, что мировоззрение Пико делла Мирандола "носит печать многих влияний": пифагореизма, аристотелизма и аверроизма, платонизма и неоплатонизма, христианской и арабской схоластики. Серьезно занимался он изучением популярных в эпоху Возрождения сочинений Гермеса Трисмегиста, Зороастра, "Халдейских оракулов". Так же как и Фичино, Пико придавал большое значение магии. При этом, он попытался предать магии рациональный смысл, лишив ее ореола таинственности и "демоничости". По его убеждению, магия — это один из способов познания высшего смысла бытия и тайн природы, т.е. "естественная магия".

 Наибольшее  внимание Пико делла Мирандола  уделял еврейским мистическим  учениям, прежде всего Каббале.  В эпоху Возрождения считалось,  что Каббала имеет древнейшие  корни и восходит к самому Моисею, поэтому она содержит глубинные тайные знания, передававшиеся из поколения в поколение. Так считал и сам Пико. Позднее было установлено, что Каббала появилась намного позднее, в Средние века, а наиболее завершенный вид она получила в кругу средневековых испанских евреев XII—XIII вв.

 Стоит отметить, что в еврейской теологии Каббала  предназначена для обнаружения  тайного смысла Танаха, как следствие,  познания Божиего замысла о  мире. Каббала основывается на  ряде очень специфических способов  познания, напрямую связанных с мистикой и магией, использующих при этом свойства еврейского языка. Поэтому понять учения Каббалы без досконального знания еврейского языка невозможно. Это и стало причиной того, что Пико делла Мирандола занялся изучением еврейского и других древних восточных языков. В дальнейшем, он использовал каббалистические принципы, как один из краеугольных камней всей своей философской концепции, призывая включить их в сферу общего знания, наряду с другими древними и современными ему учениями.

 В философском  отношении мировоззрению Пико  делла Мирандола присущи пантеистические  взгляды, сходные с идеями Фичино: Бог как некое абстрактное  единство, обязательно присутствует  во всем, однако, являя собой полноту  мира, Бог находится вне мира. По этой причине, Бог, как цельная самосущность, в принципе непознаваем. Но так как мир одушевлен Им, то существует возможность познания мира, его души, причем, с помощью математики — пифагорейским "числом": "Повсюду, где есть жизнь, там есть и душа, а там, где душа, есть и разум", — писал Пико делла Мирандола.

 Признавая  Бога центром мира, Пико, в то  же время, заметно смещает акценты  в сторону человека, что свидетельствует  об общей антропоцентрической  направленности его философии.  В "Речи о достоинстве человека" он повторяет, вслед за многими гуманистами, слова, приписываемые Гермесу Трисмегисту: "Великое чудо есть человек!". А затем утверждает, что Бог поставил человека в центре всего мира: "Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире". Излагая собственное понимание акта Божиего Творения, Пико делла Мирандола пишет, что Бог создал человека, как "посредника между всеми созданиями", земными и небесными. Человек не имеет ничего своего собственного, но имеет общее со всем, что было создано Богом, с каждым отдельным Божиим творением.

 Поэтому  человек изначально наделен свободой  воли, свободой выбора. Он сам  определяет свой образ по собственному  решению. Человек может стать  низшим, неразумным существом, а  может переродиться в высшее, божественное существо. Если же человека не удовлетворит ни одно из возможных состояний, то он может вернуться к своей изначальной единичности, и "став духом единым с Богом в уединенной мгле Отца, Который стоит над всем, будет превосходить всех". В сочинении "Рассуждение против божественной астрологии" Пико подчеркнул, что человек находится вне иных божественных творений: "Чудеса человеческого духа превосходят чудеса небес… На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке — ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними, значит возвыситься над небесами…" Таким образом, в произведениях Пико делла Мирандола ярко прозвучал один из важнейших тезисов всей философии гуманизма — судьба человека находится в руках самого человека, ибо он облечен свободой воли.

 Основной  путь для совершенствования человека, для приближения к божественным  существам — познание. Причем, познание  с использованием всех имеющихся  в арсенале средств: философии,  теологии, мистики, магии. Характерно, что именно философию Пико считал первой и важнейшей ступенью познания, ибо философия готовит человека к высшему знанию, очищает его разум, смиряет страсти, успокаивает душу. Итальянский мыслитель утверждал, что философия, как и познание вообще, не является достоянием избранных, наоборот, философией должны заниматься все люди: "Без философии нет человека".

 Сочинения  Пико делла Мирандола оказали  большое влияние на современников.  А "Речь о достоинстве человека", впервые в полном объеме опубликованная  в 1496 г., уже после смерти итальянского мыслителя, стала одни из самых ярких манифестов всей эпохи Возрождения.

9.Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.

Рене Декарт: рефлексы и "страсти души". Первый набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596-1650).

С именем Рене Декарта (1596-1650) связаны многие выдающиеся открытия в различных областях науки - математике, физике, анатомии, биологии, астрономии. От латинизированного имени Декарта - Картезий произошел термин картезианство, обозначающий направление, сформировавшееся под влиянием его идей.

Он происходил из старинной  французской семьи и получил  прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, которая являлась одним из лучших религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинcкий языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин.

По окончании коллегии Декарт изучает право, затем поступает  на военную службу. За время службы в войсках ему удалось побывать во многих го родах Голландии, Германии и других стран и установить личные связи с выдающимися европейски ми учеными того времени. В это же время он приходит к мысли о том, что наиболее благоприятные условия для его научных исследований не во Франции, а в Нидерландах, куда он и переезжает в 1629 году. Именно в этой стране он создает свои знаменитые сочинения.

В своих исследованиях  Декарт ориентировался на модель организма  как механически работающей системы. Тем самым живое тело, которое  во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства со все большей определенностью утверждались в общественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.

Первым большим достижением в этом плане стало открытие Уильямом Гарвеем (1578-1657) кровообращения: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"