Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 02:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История психологии" .

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ (История психологии).doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Анимизм является достаточно стройной системой, которая включает ряд основополагающих идей. Анимисты считают, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, а наряду с физическим миром существует и потусторонний. Души после смерти могут отправляться в загробный мир, либо активно действовать в физическом мире, например, вселяясь в людей, животных, предметы. С этим связано такое явление как одержимость. Если дух вселяется в какой-либо предмет (фетиш), то данный предмет становится сакральным, магическим.

Многочисленные ритуалы анимистов направлены на задабривание духов, ведь в противном случае те могут всячески навредить как отдельному человеку, так и всему племени. Одна из ключевых идей анимизма — это возможность перевоплощения, согласно которой душа, покинув тело, может воплотиться в родившемся ребёнке или животном. Система верований, касающаяся связи людей иживотных, называется тотемизмом. Согласно ей, человек может иметь дух-тотем, воплощённый в определённом животном. Этот дух всячески помогает человеку, спасает его от невзгод.

Важно отметить, что многие взгляды, характерные для анимизма, получили широкое распространение в различных эзотерических теориях, существующих в современном мире. Действительно, не только мировые религии, но и различные практики признают существование духов, возможность общения с ними, а также их влияния на материальный мир. Ключевым постулатом является деление мира на физический и духовный, который, наряду с первобытным анимизмом, признаётся практически всеми эзотерическими школами (понятие астрала, информационного поля и т.д.).

Изучение анимистических воззрений позволяет лучше понять современные эзотерические практики, увидеть их истоки и механизмы. Одной из особенностей анимизма является его широкое распространение среди племён, разбросанных по всему земному шару и не имеющих контактов друг с другом. При этом их системы верований крайне схожи, что, разумеется, не является случайностью. На основе этого некоторые исследователи делают вывод, что распространение анимизма связано с тем, что его видение окружающего мира является истинным и объективным, независимо от конкретного места происхождения практик.

ГИЛОЗОИЗМ - от греч. "материя" и " жизнь".

Термин, веденный Кедвортом в 1678г. для обозначения  натурфилософских концепций, отрицающих границу между "живым" и "неживым" и полагающих "жизнь" имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевленности универсума гилозоизм - синоним панпсихизма, однако, его не следует отождествлять с витализмом, отделяющим "жизненную силу" от физико-химической материи. Гилозоизм - противоположность механицизма с его представлением о "костной", "мертвой" материи, с одной стороны и внешней "силе" как источнике ее движения - с другой.

Гилозоизм ранней научно-философской традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистические представления (см. Анимизм). Откровенному гилозоизму платоновского "Тимея" (космос как живой организм) противостоят весьма умеренные гилозоисттические  рудименты у Аристотеля. Чистый гилозоизм, как правило, требует последовательного монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда - частая близость гилозоизма к пантеизму (пантеизма придерживался и А.Эйнштейн).

Предельным  случаем гилозоизма можно считать гилоноизм (термин введен голландским ученым В.Вердениусом в 1977г.) - учение о наделенности праматерии сознанием или о панестезии ("всечувствительности") бога-универсума, что наиболее близко к новоевропейскому панпсихизму (Фехнер).

3.Греческая античность. Натурфилософы. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) о душе.

Натурфилософия  Древней Греции

Наиболее развитые формы древняя философия приобрела  в Античности. Античная философия  возникла на рубеже VII–VIвв. до н. э. и была связана с установлением рабовладельческого общества, которое создало условия для развития культуры Древнего мира. Развитие древнегреческой философии осуществлялось в греческих полисах.

Античная философия  представлена многообразием философских  школ и учений, возникших в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме. 

В развитии античной философии можно выделить следующие  этапы:

1) досократовский (от рубежа VII и VI вв. до н. э. до перелома V и IV вв. до н. э.);

2) классический (от второй половины V в. до н. э. до конца IV в. до н. э.);

3) эллинистический  (с конца IV в. до н. э. до II в. до н. э.);

Первый  круг вопросов связан с попытками  определить основную стихию, начало мира. С анализа именно этой проблемы начинается философия.

На начальном  этапе наиболее значительный вклад  в становление и развитее античной философии внесли представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые были первыми греческими космологами, главное внимание они уделяли проблемам познания природы. Первые натурфилософы настойчиво искали некоторое первоначало, из которого все произошло. В качестве такового античное мышление полагало конкретную физическую сущность, нечто чувственно-данное. Это вода в учении Фалеса, воздух – у Анаксимена. Только Анаксимандр сделал первую попытку оторваться от непосредственной чувственной данности, создал мыслительный аналог начала сущего – апейрон (бесконечное, неопределенное). Апейрон – абстрактная, не связанная чувственно конкретным образом сущность, которая лежит в основе всего, обладает творческой силой и является причиной всеобщего возникновения и уничтожения. Следует отметить ряд диалектических догадок, высказанных представителями милетской школы. В частности, они полагали, что все вещи противоположны друг другу, а Анаксимандр утверждал, что апейрон содержит в себе все эти противоположности, выделение которых и обусловливает все изменения в различных формах, и что благодаря вечному движению одно рождается, а другое погибает [2].

Близко  к милетской школе стоял Гераклит Эфесский, который продолжил материалистическую традицию милетов. В качестве первоосновы Гераклит рассматривает огонь как олицетворение всеобщей изменчивости.  При этом все изменения в мире, по Гераклиту, подчинены единому закону – Логосу, определяющему судьбы всех вещей, благодаря чему Космос предстает как упорядоченная система. Причем это не система вещей, а система процессов, поскольку «все течет и все меняется», а потому «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». При этом всеобщую изменчивость и закономерность Гераклит напрямую связывает с всеобщей противоречивостью мира. Все в мире, полагает Гераклит, происходит через борьбу, которая определяет развитие и гармонию мира. Указанные положения позволяют характеризовать Гераклита как основоположника диалектики, хотя еще стихийной и интуитивной, нежели рационально обоснованной.

Постепенно  в обсуждении первоосновы мира начинает угадываться некоторая постоянная величина, не зависящая от конкретных веществ, скрытая от нашего чувственного восприятия. Это некая вечная основа мира, которая наделена атрибутами. Подобные представления встречаются у Анаскимандра, Гераклита, но более полно раскрываются в учении Парменида, главы элейской школы, к которой также принадлежат Ксенофан, Зенон, Мелисс, поставившего вопрос о субстанциональной основе бытия и соотношении мышления и бытия. Парменид доказывает, что есть лишь бытие, и оно не может быть ничему противопоставлено, поскольку его противоположность – небытие – не существует по определению, оно немыслимо. Ибо мысль о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Следовательно, бытие тождественно мысли. Сущее есть, не сущего нет. Сущее бытие есть единое, неизменное и неделимое целое. Единое, потому что разделять его на части может только небытие, которого нет. Неподвижное, потому что движение предполагает изменение из бытия в небытие, что невозможно. Исходя из этого, элеаты приходили к мысли, что бытие едино и неделимо, однородно и непрерывно, вечно и тождественно самому себе.

Систему соответствующих  доказательств построил Зенон. Он доказывал  единство бытия методом от противного. То, что бытие неподвижно, Зенон пытался обосновать, обращаясь к апориям (трудно разрешимым задачам). Это «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион», в которых он доказывал, что все движущееся и изменяющееся не может быть мыслимо без противоречий.

Почти одновременно с этой школой существовала школа Пифагора. Сам Пифагор и философы, входившие в эту школу, занимались исследованием гармонии, меры, числа, а числовые соотношения определяли суть мироздания [36].

В конце этого  периода получила развитие школа греческих атомистов, куда входили Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Трудами этих философов завершается досократовская космология.

Атомисты подтвердили  невозможность существования небытия, а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже есть, а исчезает в случае распада. Ими вводится новое понятие – атомы, т. е. бесконечное число тел, неделимых и невидимых по причине их малости. Атомы – умопостигаемая, зримая интеллектом форма. Все атомы отличаются друг от друга формой, фигурой, расположением, порядком. Они носятся в пустом пространстве (т. е. небытии), там они случайно сцепляются друг с другом, из чего возникают все виды бытия и что ощущается (познается) через процесс источения атомов.

Демокрит  (460–370 гг. до н. э.). Подлинным основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в философской системе Демокрита является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу образования, а атомы.

Природа атомов трактовалась Демокритом иначе, чем  описывал Анаксагор свойства гомеомерии. В отличие от гомеомерии, атомы  меньше по величине, более легки, неделимы и не тождественны видимым предметам.

Демокрит полагал, что первооснова должна быть принципиально  отличной от своих конкретных проявлений. Существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождают разные их сочетания, образующие в итоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер.

В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых атомов, животные возникли из воды и ила. От животных произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись.

Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы  и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души – круглые, гладкие и родственны атомам огня. Огненные атомы проникают в организм при вдыхании. С помощью дыхания происходит их восполнение в теле.

Проникая в  организм, душевные атомы рассеиваются по всему телу, но вместе с тем  в отдельных частях его происходит их скопление. Этими зонами скопления  являются область головы, сердца и печени. В области головы задерживаются огненные и наиболее подвижные атомы, движение которых обусловливает течение познавательных процессов – ощущений, восприятий и мышления. В области сердца сосредоточиваются атомы круглой формы, но менее подвижные. Этот род атомов связан с эмоциональными и аффективными состояниями. Атомы, скопившиеся в области печени, определяют сферу влечений, стремлений и потребностей. Таким образом, Демокрит в отношении локализации души не принимает ни мозгоцентрическую точку зрения Алкмеона, ни сердцецентрическую позицию Эмпедокла. Намечая разные уровни душевной деятельности, он пытается соотнести их с различными частями тела.

Разграничив отдельные  стороны души, Демокрит пытается более  полно раскрыть природу, условия  и механизмы возникновения познавательных и побудительных сил человека, определить их место в общей картине его душевной жизни.

В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит считал ощущения и восприятия. На них опирается мышление. Без ощущений и восприятий мысли не возникают. Рассматривая ощущения и восприятия в качестве начального звена познавательного процесса, он ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей. Ощущения и восприятия скользят по поверхности и схватывают лишь внешнее. Только мышление, выполняющее функцию, подобную микроскопу, позволяет видеть то, что остается за пределами органов чувств.

Отправными  положениями в объяснении возникновения  ощущений и восприятий являются принцип подобия и механизм истечений. Демокрит заметил, что в телах имеются лишь атомы, а такие качества, как вкус, цвет, запах, тепло и т. п. самим атомам и телам, состоящим из них, не свойственны. Они возникают только при взаимодействии атомов с органами чувств, порождающем в нашем мнении ощущения соленого, сладкого, красного, желтого, теплого, холодного и т. д. Перечисленные качества являются как бы вторичными, производными, не зависящими целиком от физической природы атомов. Те краски и ощущения, которые человек испытывает, представляют собой субъективные переживания, объективным основанием которых являются внешний мир, составленный лишь из атомов и пустоты. Таким образом, в учении Демокрита об ощущениях впервые обращается внимание на объективную и субъективную стороны чувствительности. Механизм восприятия целостных объектов описывался философом с позиций теории истечений. Истечения, названные Демокритом идолами, представляют собой сочетание тонких атомов, воспроизводящее форму воспринимаемого предмета.

Эмоции и  аффекты определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме  физических свойств атомов, эмоциональные  состояния зависят от потребностей. Положительные эмоции вызываются ровным течением круглых, шарообразных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся угловатых и крючковатых атомов в случае нереализованных потребностей.

Потребностям  человека Демокрит придавал большое  значение. Они рассматривались им как основные движущие силы, которые приводят в действие не только эмоциональные переживания. Вне потребностей человек не смог бы никогда выйти из дикого состояния.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"