Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, "дорог, которые мы выбираем". Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

 

9. Анализ современных  периодизаций психического развития  взрослого человека. Существуют различные периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20-23 лет, молодости и зрелости – 28-30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости – примерно 60-70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет. Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона(Выучить!!!), охватывающая весь жизненный цикл:

1. Молодость (21-25) – целостная идентичность. Основная психосоциальная задача – поиск спутника жизни, стремление к достижению близости. Приобретения возраста: любовь или одиночество

2. Зрелость (25-65) – расцвет личности - расширение самоидентичности. Основная психосоциальная задача – генеративность, интерес к жизни в противовес самопоглощённости. Приобретения возраста: продуктивность или стагнация. Важнейшее качество личности - забота

3.Старость (свыше 65 лет) –новая форма идентичности – эгоинтеграция. Основная задача – осмысление прожитой жизни: «Доволен ли я прожитой жизнью?». Приобретения возраста: мудрость, осмысленность жизни и целостности своей личности или отчаяние.

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов:

1.Юность (18-23 года) -порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение

2.Молодость (24-30 лет)-выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии

3.Переход к расцвету (около 30 лет)-кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения

4.Расцвет (31-40 лет) -время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?»

5.Переход к зрелости (около 40 лет)-кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию

6.Зрелость (40-55 лет) -вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим

7.Кризис 50-55 лет-осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей

8.Пожилой возраст (55-75 лет)-продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение

9.Старческий возраст (75-90 лет) -психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в по сильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки

10.Долгожительство (свыше 90 лет)-адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности

Периодизация Русалова В.М.:

1.Ранняя зрелость личности (20-40) – вступление в самостоятельную интенсивную личную и профессиональную жизнь

2. Собственно зрелый возраст личности (40-60) – стабильность и продуктивность личности, в основном, в социальном и профессиональном плане.

3. Завершающая стадия  зрелости личности (60-65) – отход личности от активной жизни или личностной экспансии.

Возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность – 18-22 года

Взросление – 23-30 лет

Переходный возраст – 30-33 года

Зрелость – 36-50 лет

Пожилой возраст – 51-65 лет

Старость – старше 65 лет

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости – времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.

-До 16-20 лет Нет семьи, профессии, жизненного пути

-От 16-20 до 25-30 лет Предварительное самоопределение, выбор супруга

-От 25-30 до 45-50 лет Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

-От 45-50 до 65-70 лет- стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

-После 65-70 лет- старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.

 

 

№10. Анализ понятий «взрослость» и «зрелость». Проблема соответствия и  дисгармоний.

Взрослость как психологический период — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

 — ранняя взрослость (молодость),

 — средняя взрослость,

 — поздняя взрослость (старение и старость).

Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:

 — новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный  с физическим ростом и быстрым  когнитивным совершенствованием;

 — способность реагировать  на изменения и успешно приспосабливаться  к новым условиям, позитивно разрешать  противоречия и трудности;

 — преодоление зависимости  и способность брать ответственность  за себя и других;

 — некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

 — социальные и культурные  ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и  своевременности развития во  взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны.

 Зрелость-это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет-это генеративностъ,производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

     Человек по количеству прожитых им лет может считаться взрослым человеком, но физически зрелым его можно считать только в том случае, если его конституция, состояние функционирования всех его систем оказываются соответствующими статистически средним показателям, типичным для нормального человека рассматриваемого возраста, или превосходят их.

    И соотношение между взрослостью человека как личности и зрелостью его в этом качестве тоже непростое. Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали, и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном отношении оказывается зрелым только частично.

И такое же неоднозначное отношение существует между взрослостью человека как субъекта деятельности и, конечно, его как профессионала и его зрелостью.

Если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все -показатели его зрелости как субъекта деятельности.

 

 

11. Понятие зрелости личности, виды зрелости, основные признаки

Зрелость-это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности

Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.

Среди важнейших сфер самореализации личности выделяют следующие: - профессиональная сфера, - семейно-бытовые отношения, - сексуальные отношения, - общение, - воспитание детей, - саморазвитие и самосовершенствование. Зрелость - это самый длительный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет.

На стадии ранней зрелости для индивида свойственны привлечения его ко всем сферам человеческой деятельности, стабилизация качеств личности, в том числе коммуникативных способностей, установления близких отношений с другим человеком, проявление первых творческих способностей, построение собственного образа жизни, психологическая кризис переоценки жизненного пути.

Средняя зрелость- это поиск ответов на основные вопросы о сущности жизни, осуществления желаний.Это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться его дальнейшая жизнь.

Позже следует  период кризиса середины жизни- для успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты.

Середина и вторая половина жизни- человеку необходимо добиться выполнения следующих задач:достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;

достижения и поддержания разумного жизненного уровня;выбор оптимальных способов проведения досуга;помощь детям в осознании ответственности перед взрослой жизнью;углубления личностного аспекта супружеских отношений;

принятие физиологических изменений периода середины жизни и привыкание к ним;

приспособления к взаимодействию с родителями, которые «входят» в старость.

Период поздней зрелости дает варианты поведения:озабоченность (человек пытается продолжать плодотворно и творчески работать, проявлять свои способности и возможности);отсутствие обеспокоенности (приводит к торможению развития и становления, причиной возникновения чувства ненужности, опустошения);

чрезмерная забота о себе и т.п.

Можно вести речь о психологической, личностной, социальной, социально-психологической зрелости,когнитивной зрелости.

Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов и поставленных задач. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости.

Психологические признаки зрелой личности:

-Самодостаточность; - Наличие собственной четкой жизненной позиции, независимость от мнения других. - Чувство собственного достоинства. - Уверенность в себе и адекватная самооценка; - Честность с самим собой и окружающими людьми.  - Понимание разницы между добром и злом, «хорошо» и «плохо». - Сформировавшиеся моральные ценности. - Развитие самопознания. - Способность ставить цели и достигать их, создавать мотивацию.

Признаки эмоциональной зрелости:

-Зрелая личность способна любить, сострадать, испытывать глубокие  чувства к другим.-Терпимое отношение  к своим и чужим ошибкам, -Умение прощать. -Гармония с самим собой, любовь к себе. -Открытость собственному опыту. -Умение приспосабливаться к переменчивым условиям и видеть положи-е стороны явлений.

Признаки социальной зрелости

-Способность найти свое место в мире, социуме в соответствии с собственными желаниями, способностями. - Толерантность к тем, кто не похож на себя – людям других вероисповеданий, национальностей, политических убеждений и т.д. - развитое чувство ответственности; - потребность в заботе о других людях;- эффективное использование своих знаний и способностей;

Признаки духовной зрелости:

-Отсутствие идеализма и жестких  идей. -Нахождение в настоящем, здесь  и сейчас. Зрелая личность не  живет прошлым и не витает  в мечтах о будущем, она ставит цели и делает шаги для их достижения сейчас. -Доверие себе, миру, Богу. -Открытость любому опыту и жизнь в гармонии со всем миром.

Жизненная зрелость- это тот период, когда человек начинает отдавать обществу все, что в свое время от него получил. 4китазрелости(А.Реан):Ответственность,Терпимость,Позитивноемышление,Саморазвитие.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"