Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Закономерности  психического развития.

Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития.Разные авторы выделяют разные закономерности психического развития:

Выготский Л.С. выделят:

1. Цикличность.

2. Неравномерность.

3. Метаморфозы.

4. Сочетание процессов инволюции  и эволюции.

Обухова Г.Ф.

1. Неравномерность и гетерохромность.

2. Стадиальность.

3. Дифференциация и интеграция  процессов, свойств и качеств.

4. Пластичность.

5. Смена детерминант психического  развития.

Реан дополнительно к закономерностям Обуховой выделяет:

1. Кумулятивность.

2. Дивергентность и конвергентность развития.

Неравномерность психического развития– темпы развития неравномерны, т.е. каждая психическая функция обладает своим темпом и ритмом становления. Отдельная функция может сначала развиваться крайне интенсивно, затем ее развитие может затормаживаться, затем снова наблюдаются пики и скачки развития функции.

Гетерохромность – это разноврèменность, т.е. разные функции в разное время имеют пики и спады. И в одно и то же время разные функции имеют разный уровень развития.

(например: ведущая функция в раннем возрасте – функция восприятия. Все остальные процессы функционируют в рамках восприятия. Затем из него выделяются разные другие функции.)

Неустойчивость развития-тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. Устойчивость возможна при выполнении двух условий: 1) при частых мелкоаплитудных колебаниях; 2) при несовпадении во времени развития разных психических процессов, функций и свойств. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития-сензитивным периодом развития называется период, когда разумнее всего начинать и вести обучение и воспитание детей.Отечественный психолог Б.Г. Ананьев понимал под сензитивностью временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения.

Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим.

Кумулятивность-состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий, но с определенными изменениями. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и наконец словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.

Дивергентность–конвергентность-это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

Цикличность/Стадиальность – психическое развитие протекает стадиально и др. подход: развитие идет непрерывно и равномерно – при таком подходе выделение каких-то стадий неестественно.

"Метаморфозы" в детском развитии-развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична оттого, что было раньше, и того, что будет потом.

 В онтогенезе можно выделить такие периоды, которые характеризуются общими особенностями развития, отличающимися от развития в любой другой стадии.

 Каждая возрастная стадия  обладает не только своим содержанием, но и своим темпом и ритмом  развития.

 Причем, чем моложе человек, тем более интенсивно происходит психическое развитие

 Стадии психического развития  следуют одна за другой. Они  подчиняются своей внутренней  логике, их последовательность нельзя  изменить, и прохождение каждой  стадии нельзя ускорить.

Специфические закономерности развития взрослого человека:

-отсутствие метаморфоз; -обратимость личностного развития; -«временная перспектива личности»; -стабилизация личностного развития; -система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций; -смещение приоритетных потребностей с вещественно-предметных на экзистенциальные; -активность личности – движущая сила её развития во взрослости

Факторы развития личности взрослого: произвольность, саморегуляция, преобладание интринсивной мотивации.

 

6. Принципы  психического развития.

В числе ведущих принципов психического развития можно назвать следующие :

1. Принцип дифференциации-интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем . Если интеграция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций, то дифференциация - это процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными, более специфическими функциями. Как отмечает Н.И.Чуприкова, эти принципы выступают в качестве наиболее важных критериев «высоты или степени организации» системы. Об уровне развития (организации) системы судят по количеству входящих в нее разнородных элементов (степень разнообразия), количеству разных их уровней (степень иерархичности), количеству и разнообразии связей между элементами и уровнями.

2.Принцип цельности как критерий развития функции. В отличие от предыдущего,принцип цельности - это важнейшая характеристика функции, уровня ее сформированности. Цельность - это интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения. обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого. Иными словами, цельность показывает меру связности элементов целого.

Повторяемость- означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами.

Соподчиненность - это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности.

Соразмерность-это единство, обеспечиваемое общей множественной закономерностью. В факторной структуре личности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом.

Уравновешенность-это единство согласованных противоположностей. Уравновешенность структуры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих - индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность.

3. Принцип взаимодействия  тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы. Функция тенденции к сохранению принадлежит наследственности, которая передает без искажений информацию из поколения в поколение, а функция тенденции к изменению - изменчивости, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальгаузена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом, является универсальной закономерностью развития любых систем.

 4. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. «Без неустойчивости нет развития,- пишут Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов. «Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивость, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность - это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность».

Наряду с названными А.ГАсмолов выделяет еще два принципа: принцип возможности превращения избыточной (преадаптивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях.

 

 

7.Понятие возраста, виды возраста, основания и достижения  возраста.

Возраст – качественно своеобразный период физического,

психологического и поведенческого развития, характеризующийся только

ему присущими особенностями.

Хронологический возраст(или календарный, абсолютный возраст)- выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Биологический возраст.- определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст.- устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем. по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Социальный возраст- измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Субъективный возраст- имеет внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

      Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• круг отношений;

• ведущий тип деятельности;

• сензитивность. 

Результаты развития включают в себя:

• новообразования личности;

• формы общения;

• эмоционально-волевую сферу;

• способности общения;

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Психологическая хар-ка возраста-определнная качественно-своеобразная ступень психического развития человека как индивида и как личности.

Социальная хар-ка возраста- отражение включенности ребёнка в определённую систему общественных отношений и степень его социальной зрелости.

 

 

№8.Определение и содержательные характеристики факторов, определяющих возрастную переодизацию психического развития: нормативные, возрастные и ненормативные

Какие факторы - природа или воспитание (наследственность или внешняя среда) играют определяющую роль в развитии? Как происходит процесс развития - непрерывно или скачкообразно! Является ли человек по своей природе организатором или остается механизмом! П. Балтес выделяет три типа факторов:

- нормативные возрастные факторы - это происходящие в предсказуемом возрасте изменения: 1. биологические (прорезывание зубов, половое созревание и т.д.) и 2.социальные (поступление в школу, призыв на военную службу, выход на пенсию).

-нормативные исторические  факторы (война, эпидемии, смена режимов).  

-ненормативные факторы (болезнь, травма, развод и т.п.),ненормативные факторы представлены теми личными событиями, которые не связаны с определенным временем жизни, но способны иногда резко изменить ее (болезнь, травма, встреча с особенным человеком, развод и т.п.).

 Ситуация на самом деле  еще более сложная, поскольку  влияние выделенных факторов  опосредуется целым рядом других, таких, как пол, возраст, раса, социальная  принадлежность. Речь идет о сложном  смешанном влиянии этих факторов на жизненный путь человека, в изучении которого сделаны только первые шаги.

Возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т. д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов - индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"