Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

 

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.

Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Возрастная психология-это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии-развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний.

1. В центре внимания-«различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека».

2. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».

Предмет возрастной психологии-возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

     Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

 Основные направления исследований:

- соотношение условий и факторов психического и личностного развития на разных возрастных этапах.

- идентификация – обособление (отчуждение) как основные механизмы  развития и бытия психики и  личности.

- развитие и формирование личности  на всех этапах онтогенеза  в контексте исторического момента развития на основе метода исторической реконструкции и этнокультурной принадлежности человека

- гендерно-ролевая социализация  личности в разных культурно-исторических  средах. Проблема культурной трансмиссии, инкультурации, феномен «культурный шок».

- социальное развитие личности  в условиях неудачной социализации. Проблема референтности агентов  и институтов социализации.

- возрастное развитие и зрелость. Проблема инфантилизации, социальной  инвалидизации.

- соотношение интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития личности на ранних этапах онтогенеза.

- социокультурные факторы психологического  здоровья личности на этапе  старения

- культура и субкультура (детская, подростковая, молодёжная) – проблема  преемственности и конфликта. Дискриминационные социальные практики (эйджизм, ..).

- нормальные и аномальные кризисы  психического и личностного развития.

- становление идентичности личности (личностной, социальной, гендерно-ролевой) в условиях трансформации общества (изменения ценностно-смысловых паттернов).

- разработка современных методов  и психодиагностического инструментария.

- подготовка прикладных материалов  по оптимизации психического  и социального развития человека, сохранению его психического  и психологического здоровья.

Задачи:

 

Теоретические            1.Проблема движущих сил, источников и механизмов пси-

задачи(проблемы)  :    хического развития на всем протяжении жизненного пути

                                         человека

2.Проблема периодизации психического развития в онтогенезе

3.Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов

4.Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности,усвоения знаний

5.Проблема возрастного развития личности и др.

 

Практические             1.Определение возрастных норм психических функций, вы-

   задачи              явление психологических ресурсов и творческого потенциала человека

2.Возрастная и клиническая диагностика

3.Контроль за ходом психического развития детей, оказании помощи, родителям в проблемных ситуациях

4.Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека

5.Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.

 

 

№.2. Место возрастной психологии в общегуманитарном знании и связь с другими науками. Роль возрастной психологии в развитии педагогической практики.

Психология развития является ключевой областью психологической науки.Она основывается как на общефилософских и общепсихологических представлениях о человеке, о развитии, об основных исторически обусловленных реальностях бытия человека–в этом видится её тесная связь и преемственность со всеми общегуманитарными науками, в первую очередь,с философией, социологией, культурологией, этикой и др. Так и она базируется на рассмотрении закономерностей не просто развития, а психического развития, как формы отражения человеком, индивидом пространств своей жизнедеятельности и самого себя - внутреннего мира. Именно психология развития обнаруживает, с одной стороны, сходство в закономерностях, механизмах, условия развития (общего и психического, социального), с другой стороны, выявляет принципиальные различия и особенности этого многогранного процесса на разных возрастных этапах жизни человека. В этом видится тесная связь возр. псих.с др. отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях. Опираясь на данные возрастной психологии, учитывая возрастные возможности личности, педагогическая психология формирует методы обучения и воспитания.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

 

№3. Методы возрастной психологии. Основные классификации методов и частных методик.

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

1.Организационные:

- Сравнительный метод (разные группы  сравниваются по определенным  критериям: возрасту, уровню развития  психических процессов и так  далее)

- Лонгитюдный (одна и та же  группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)

- Метод поперечных срезов (одновременное  сравнение людей разного возраста).

- Комплексный (группу или одного  испытуемого исследуют специалисты  из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

 Близнецовый метод – исследует роль наследственности, среды и

воспитания в психическом развитии ребенка.

 

2.Эмпирические методы:

- Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие  различные виды)

- Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)

- Анализ процессов и продуктов  деятельности (детские рисунки, школьный  дневник, классный журнал,аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества)

- Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

- Биографический метод (изучается  наследственность, отличительные моменты  биографии)

-метод дискусного анализа(человеческих  рассуждений).

-Метод воспоминаний.

3.Методы обработки данных:

-Методы качественного описания(дифференциация материала по группам, вариантам,описанием случаев,анализы).

- Методы математико-статистического  анализа данных

4.Интерпретационные методы:

Фило-онтогенетический (позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследоания в характеристиках развития,позволяет выделить фазы ,стадии,критические моменты становления психических новообразований.)

Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды).-устанавливает « горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личнсти.

Социометрические методики(социограма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий,также позволяет представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, меру организованности группы в целом. При построении социограмы пользуются понятиями: выбор,  взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонения,  взаимное отклонение, ожидаемое отклонение).

 

 

№4. Базовые определения развития, виды и свойства психического развития. Цель развития в психологии.

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие».

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Существует 7 основных подходов к пониманию развития как изменения:

1)развитие как рост;

2) развитие как созревание;

3) развитие как совершенствование;

4) развитие как универсальное  изменение;

5) развитие как качественное, структурное  изменение;

6) развитие как количественно-качественное изменение;

7) развитие как изменение, влекущее  за собой новые изменения.

Развитие психики- закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рост -количественный аспект процессов развития.

 Главное отличие развития  от роста: рост сводится к количественным  изменениям, а развитие характеризуется  качественными преобразованиями, появлением  новообразований, новых механизмов, процессов, структур. Важно различать понятия развитие и созревание.

 Созревание-важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения.Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Выделен ряд особенностей и свойств процесса развития, важных для психологии :

1. тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;

2.необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

3.обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

4.неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

5.зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);

6.переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);

7.тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько видов психического развития:филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики -становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики -формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения).  Функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития -психологический возраст -он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Исходя из взглядов многих исследователей, цель психологического развития — максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего "Я".

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"