Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Р. Крайг утверждает, что зрелость может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям. Но при этом люди чаще задумываются над тем, что они смертны и что их время уходит.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного юности и частично молодости. У части людей в возрасте зрелости- 40 лет, бывает ещё один «внеплановый» кризис. Он возникает тогда, когда кризис 30 лет не привёл к решению экзистенциальных задач (аномальный кризис).

При определении основных задач развития в ранней взрослости чаще всего обращаются к теории Э.Эриксона.Важным па данном этапе выступает разрешение противоречия между близостью и изоляцией. Э.Эриксон использует термин «близость» как многоплановый, не сводя его лишь к физической близости людей. В это понятие он включает способность человека выстраивать и поддерживать полноценные межличностные отношения – дружеские, партнерские, любовные.Неспособность устанавливать доверительные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Человек ощущает себя в изоляции.

Известен и еще один подход к данной проблеме, предложенный Д.Левинсоном. Он называет раннюю взрослость периодом начинаний, потому что во всех областях жизни, (как личной, так и профессиональной), человек стоит в начале жизненного пути. По мнению Д.Левинсона, важнейшими задачами данного периода являются соотнесение мечты и реальности, формирование карьеры, поиск наставника.

 

37.Основные стороны  жизнедеятельности в зрелом возрасте. Центральное новообразование возраста.

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет. Главные линии развития-это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей, идей) и неуспокоенность - стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота -добродетели зрелых людей.

В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т. е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Жизнедеятельность людей в зрелом возрасте в значительной степени зависит от восприятия ими своего возраста, а также от социальных условий. В 40-42 года взрослый чувствует взрыв неприятных переживаний, мыслей относительно текучести времени, замечает первые признаки и симптомы потери молодости, ослабления здоровья. В 43-50 лет наступает равновесие, свидетельством которой становится значительно сильнее привязанность к семье, одновременно сохраняется я ощущение потенциала для личностного развития. После 50 лет доминирует переживания зрелости, источником удовольствия становятся семейная жизнь и успехи детей. Человек все чаще задумывается над смыслом жизни ценностью совершенного и достигнутого.

 Ведущим видом деятельности  в течение зрелого взрослого возраста остается труд Накопленный профессиональный опыт позволяет человеку компенсировать возрастные изменения в организме. Основным фактором развития личности в этом возрасте успехи на работе, которые способствуют ее самоактуализации.

У большинства людей зрелого взрослого возраста значительные изменений испытывает семейная жизнь, их мысли и дела направлены на решения проблемы помощи детям, а также родителям пожилого возраста.  Теплее становятся супружеские отношения. Муж и жена все больше времени проводят вместе, заботятся друг о друге.

Центральным возрастным новообразованием периода можно считать продуктивность, во всех сферах жизни, в том числе и в семье, понимаемую как интегральное образование (Эриксон): профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение себя в жизни будущих поколений. Таким образом, если в молодости центральным новообразованием были семейные отношения и профессиональная компетентность, в зрелости – возникает объединённое образование, интегрирующее результаты развития обоих предыдущих. Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими.

 

 

38.Психологическая  характеристика развития в возрасте  «акме». Осмысленность жизни в  акмеологическом возрасте.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает вершина, высшая ступень.

Акме – это вершина зрелости личности, пора наибольшего расцвета. Это апогей достижений человека, период максимального развития личностного потенциала. Это противовес мнениям, которые утверждают, что зрелость – это спад жизненной энергии и активности. Возраст 40-55 лет – вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности, достижения мудрости. Это продуктивное время, когда есть образование, профессиональные достижения, жизненный опыт и еще достаточно сил, чтобы планировать и реализовывать свои цели. Особенности этого возраста изучает наука акмеология.Основным достижениям возраста «акме» является мудрость. Мудрость – это системное образование личности, основанное на знании и личном жизненном опыте, позволяющее человеку принимать взвешенные решения по важным жизненным событиям и прогнозировать будущее. Пик интеллектуального развития: особенно кристаллизированного интеллекта, социалльного и практического ума. Способность к осмысленности жизни (цель жизни, процесс жизни, результат жизни, локус жизни, то есть человек осознает на сколько он сам управляет жизнью, локус–Я: управлениие своим развитием.

Происходит осмысленность жизни по следующим понятиям: «нужность другим людям», «обеспечение достойной жизни своей семье», «способность давать хорошие знания», «глубокое знание своего предмета, умение передать знания детям», «уважение со стороны коллег», «счастье, понимание в семье, любовь».

 

  

39.Сущность и  причины кризиса «середины жизни».

Э. Эриксон считает, что кризис–это переломный момент, период с обостренной чувствительностью и повышенным потенциалом. Психическое развитие происходит в процессе прохождения через критические точки. Кризис середины жизни - один из самых мощных, он требует от человека провести жизненный аудит. К 35-45 годам человек начинает всерьез задумываться о том, что время проходит, начинают посещать мысли о смерти. Решение кризиса состоит в анализе своих целей и переоценке своих ресурсов; поиске нового смысла жизни.

Кризис середины жизни – кризис 40-летия.

Признаки кризиса, разлада внутреннего мира: изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим.Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности. Меняются социальные роли: если до определенного момента человек (при всей своей самостоятельности) осознавал себя ребенком своих родителей, то к этому моменту родители у многих умирают, становятся беспомощными. Страх утраты здоровья, убывание физических сил и привлекательности.

Причины кризиса: 1-я точка зрения

-Осознание того, что «лучшие  годы» уже позади

-Осознание бессмысленности последующей жизни

-Страх утраты здоровья, убывание  физических сил

-Снижение привлекательности

-Расхождение между жизненными  планами и их осуществлением

-Кризис жизненных ценностей

2-я точка зрения

-Это лучшее время жизни человека, а сам кризис -  это исключение, а не закономерность развития

-Уровень общего дистресса низок, сохраняется хороший показатель  физического здоровья

Выход из кризиса: Последствия кризиса:

-Выработка нового образа Я

-Переоценка жизненных ценностей

-Переиерархизация смысложизненных  мотивов

-Коррекция жизненной программы  в 3-х взаимосвязанных мирах Я: личный мир, мир семьи, профессиональный  мир

-Обострение мотивационного кризиса  как ситуации смены и/или ослабления  мотивов как смыслообразующих  в той или иной сфере жизни (семья – профессия).

Таким образом, личностное развитие в среднй зрелости характеризуется осмысленность жизни.

 Характеристики осмысленности жизни:

-Цель (придаёт временную перспективу)

-Интерес (отражает эмоциональную  насыщенность)

-Результативность (оценка)

-Локус-контроля (показатель свободы выбора и ответственности)

-Управляемость жизнью (убеждённость  в возможности контролировать  свою жизнь)

Успешное разрешение кризиса означает переход к зрелости, к определенной жизненной мудрости; формирует у человека стремление к продуктивности, к заботе о следующем поколении, мысли о своем вкладе в то, что происходит на земле.

Если кризис не разрешен, вероятен застой, сопровождаемый чувством опустошения. Человек может начать потакать своим прихотям, считать, что рост и развитие их остановились, и представлять оставшуюся жизнь в виде гигантской черной дыры.

 

 

40.Факторы разрешения и последствия кризиса «середины жизни».

Большое значение кризису середины жизни придавал Э. Эриксон. Возраст 30-40 лет он называл десятилетием роковой черты, главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если 20-летний человек рассматривается как подающий надежды, то 40 лет - это время исполнения взятых когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Э. Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление к росту, заботе о следующем поколении и собственном вкладе в развитие жизни на земле. В противном случае появляется застой, которому соответствуют чувство опустошения, регрессия. Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы был собственным ребенком.

Факторы, влияющие на разрешение кризиса(по Хухлаевой).

Факторы, затрудняющие  разрешение кризиса:

- Проекция кризиса на свое окружение. В этом случае человек будет стремиться изменить именно окружение, а не самого себя. Действительно, многие люди в этот период начинают хаотично менять место работы, семью, иногда страну проживания.

- Страх изменений. Человек всеми силами старается сохранить стабильность. При этом он может заявлять о своих желаниях изменить ситуацию, но на самом деле какой бы болезненной она ни была, она его в чем-то устраивает. Неизвестность и необходимость предпринимать какие-либо действия пугают еще больше. Довольно редко человек признает наличие этого страха. Чаще говорит об объективных причинах невозможности изменений. Как писал М.С. Пек, многие люди не хотят или не способны выдерживать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за выношенные идеи, привычные методы работы, ракурсы, с которых привычно смотреть на мир.

- защитные механизмы

- отрицание, регрессия, обесценивание.

Факторы,облегчающие благополучное разрешение кризиса

-умение быть счастливым, т.е. находить радость и получать удовольствие от имеющейся ситуации. Как правило, основными источниками счастья являются отношения близости, а также возможность творчества. При этом творчество может проявляться как в семейной, так и в профессиональной сфере.

-способность  поддерживать баланс между устремленностью  в будущее и жизнью в настоящем-эта способность формируется в юности при решении конфликта между необходимостью думать о будущем и желанием получать удовольствия от настоящего. Хотя, безусловно, в течение последующей жизни под влиянием тех или иных обстоятельств он может нарушаться или, наоборот, формироваться.

-адекватность социальных сравнений;

-успешное решение задач возраста – достижение целостной генеративности

Последствия кризиса:

-Выработка нового образа Я

-Переоценка жизненных ценностей

-Переиерархизация смысложизненных  мотивов

-Коррекция жизненной программы  в 3-х взаимосвязанных мирах Я: личный мир, мир семьи, профессиональный мир

-Обострение мотивационного кризиса  как ситуации смены и/или ослабления  мотивов как смыслообразующих  в той или иной сфере жизни (семья – профессия).

Как  уже говорилось, в позитивном варианте у человека формируется генеративность, в негативном - застой. Переживание кризиса обогащает человека, является необходимой ступенью развития в зрелости.

 

 

41.Особенности  семейной жизни в зрелом возрасте. Мотивация отношений с детьми.

 Обычно люди в этом возрасте берут на себя роль хранителя семьи, направленного на поддержку семейных традиций, достижений и связей. Соответственно, взрослые проявляют заботу о нескольких поколениях-детей, внуков и престарелых родителей, обеспечивая семейную преемственность. В основе этой заботы положено чувство значимости близких людей и реализация генеративности в семейном аспекте. По Эриксону, забота представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес».

В начале периода происходит перестройка взаимоотношений с детьми, связанная с завершением родительского воспитания. Представители средней взрослости должны окончательно признать взрослость детей и их право на отделение. В дальнейшем- они осуществляют анализ успеваемости родительских функций и переключаются на супружеские взаимоотношения. Некоторые родители проявляют понимание и такт по предоставлению свободы взрослым детям и больше  доверяют им .Часть супружеских пар, сталкиваясь со стремлением детей к самостоятельности, испытывают тревогу или депрессию. Данные эмоциональные состояния являются признаком переживания эффекта "опустевшего гнезда"(чувство тотального одиночества и опустошенности, которое переживают родители взрослых детей, когда те оставляют родительский дом).

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"