Аналитическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:11, реферат

Краткое описание

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Содержание

Часть1. Введение.
Часть 2. Психотерапия и мировоззрение.
Часть 3. Психоанализ.
Часть 4. Коллективное бессознательное.
Часть 5. Совесть с психологической точки
зрения.
Часть 6. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Аналитическая психология.docx

— 31.15 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Часть1Введение.

Часть 2Психотерапия и мировоззрение.

Часть 3Психоанализ.

Часть 4Коллективное бессознательное.

Часть 5Совесть с психологической точки

зрения.

Часть 6Заключение.

Часть1Введение.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизниПсихоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным ˜ прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятиеОпыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательнымХарактерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условияхКаким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательнымЕсли мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описаниеЭто бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

Под бессознательным  можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое  автоматически, рефлекторно, когда  причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

К термину или понятию  бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в  котором большую роль играет душевная динамикаОни вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что  такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого  они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементовЭта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознанияСостояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление.

Психоанализ – общая  теория и метод лечения нервных  и психических заболеванийПсихоанализ возник в начале века как одно из направлений медицинской психологии сначала усилиями З.Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблемОдновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в СШАПсихоанализ является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка.

Разобравшись, что  есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более  полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается  в глубинах психики «цензурой» –  психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табуВ особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.пТак как психическое не сводится к соматическому (телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны ЗФрейдом и его последователямиЭти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплеку.

Часть 2Психотерапия и мировоззрение.

Психотерапия выросла  на почве сугубо практических вспомогательных  методов, вследствие чего долгое время  испытывала трудности в осмыслении собственных идейных оснований. Постепенно психотерапия освободилась от круга медицинско-терапевтических представленийОна осознала, что имеет мало общего с физиологическими предпосылками, и что ее больше интересуют психические процессы.

Под психотерапией  понимается психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной цельюНо психику нельзя лечить, не рассматривая ее в целом, не дойдя до ее последних и глубочайших оснований так же, как нельзя лечить больное тело, не учитывая целостности его функцийНадо также учитывать, что элементарные психические состояния теснейшим образом переплетаются с физиологическими телесными процессами.

Уже первые вторжения  находившейся в процессе становления  психотерапии в психологическую  область привели ее в столкновение с глубинной проблемой противоположностиДело в том, что структура психики настолько контрадикторна, что нет ни одного психологического всеобщего утверждения или определения, которому тут же не нашлось противоположного.

Вследствие противоположности  психики возникает большое количество мировоззренческих споровМировоззренческий спор – это задача, которую неизбежно выдвигает сама психотерапияЮнг говорит: «психотерапевтическое искусство требует умения выявить и занять четкую позицию, достойную веры, умения обнаружить окончательные убеждения, доказывающие свою прочность тем, что помогают снять невротическую расщепленность у самого терапевта или не дать ей возникнуть»Это означает, что наличие невроза опровергает терапевтаВедь ни одного пациента нельзя повести дальше того места, которое занимает сам терапевт.

Мировоззрение оказывает  решающее воздействие на судьбу психикиМировоззрение – это сложнейшее образование, представляющее собой полюс, противоположный полюсу, связанному с физиологией психикиПо мнению Юнга, психотерапевт, по сути, должен быть философомВ этом ключе Юнг определяет важнейшую цель психотерапии, которая заключается не «в переводе пациента в какое-то невозможно счастливое состояние», а в том, чтобы «укрепить духом и научить с философским терпением переносить страдания».

Часть 3Психоанализ.

Прежде всего стоит уяснить, что психоанализ является научным методом, требующим известных технических приемов; благодаря его техническим результатам развилась новая отрасль науки, которую Юнг назвал «аналитической психологией».

В начале своей статьи Юнг упоминает о двух предубеждениях против психоанализаПервое из них считает психоанализ чем-то вроде анамнеза (анамнез – это совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики)Психоаналитик, обращая внимание на данные анамнеза, прекрасно знает, что это лишь внешняя история больного, которую нельзя смешивать с самим анализомВторое предубеждение, большей частью основанное на поверхностном знакомстве с психоаналитической литературой, считает психоанализ способом внушения, посредством которого больному навязывается «известная вера или учение о жизни», благодаря чему он излечиваетсяНо на самом деле психоаналитик не пытается навязать больному того, что он не может признать свободно.

Наперекор всем прежним  методам лечения психоанализ  стремится преодолеть расстройство психики посредством не сознания, а бессознательного, что требует  сознательного содействия больного, ибо, по словам Юнга, до бессознательного можно дойти лишь путем сознанияДругая наиболее сложная проблема – это то, что психоаналитик не может предположить какого-то раз и навсегда установленного решения различных своими корнями проблем, то ему приходится искать его в индивидуальности самого лицаДело в том, что ни сознательный расспрос, ни рассудочные ответы тут не помогут, ибо причины скрыты от сознания больногоСуществует несколько путей добраться до бессознательных глубин психики человека.

Первое средство –  дать больному говорить обо всем, что  ему непосредственно приходит в  головуАналитик же должен тщательно следить за всем высказываемым и все это отмечать, отнюдь не пытаясь навязать больному свое собственное мнениеНо разумеется, невозможно в каждом конкретном случае достигнуть успешных результатов применением этого бесхитростного способа, хотя бы уже потому, что лишь в редчайших случаях нужные психические данные лежат столь не глубоко, не говоря уже о том, что некоторые больные не хотят рассказывать о своих мгновенных переживаниях врачу из-за того, что они могут быть болезненными для негоИногда может так случиться, что больному представляется, будто никаких особых переживаний и не было, что принуждает его говорить о более или менее безразличных для него предметов.

Поэтому врачу приходится прибегнуть к другим методамОдним из таких методов является ассоциативный опытВторой же способ проникнуть в психику больного – анализ сновидений, являющийся классическим орудием психоанализаПри этом сновидениям приписывают их бессознательное содержаниеОтыскание бессознательных его источников технически является процедурой, издавна применявшейся инстинктивно: старание просто направлено на то, чтобы припомнить, откуда заимствован тот или иной эпизод сновиденияНа этом весьма нехитром принципе и основано психоаналитическое толкование сновиденийНо невольно задаешься вопросом: что же делать, если больной ничего не видит во сне? Юнг уверяет, что подобного примера он не встречал: «всех больных, - говорит он, - даже утверждающих, что они никогда ничего во сне не видят, анализ приводит к сновидениям»Дело в том, что если больной с самого начала анализа не имеет сновидений или же они внезапно прекращаются, он, несомненно, утаивает материалы, подлежащие сознательной разработкеОтсутствие же у больного сновидений указывает на еще не использованные им сознательные материалы.

Сновидениями вначале  следует пользоваться лишь как источниками  материалов для анализаВ начале анализа излишнем и неосторожным является окончательная их разработка.

Некоторые психологи, по мнению Юнга, придерживаются одностороннего полового толкования сновидений, при  этом действительное значение сновидения ускользаетЕсли в начале аналитического лечения обнаруживается несомненно половой смысл какого-либо сновидения, смысл этот нужно признать реальным, т.еуказывающим на необходимость подвергнуть половой вопрос тщательному рассмотрениюЕсли же в позднейший период анализа какое-либо сновидение содержит половую фантазию, которую можно считать разрешенной, то ей не нужно приписывать безусловно полового значения, ее следует считать символическойВ этом случае половая фантазия имеет значение символа, а не конкретности.

Часть 4Понятие коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное  есть часть психики, которая отрицательным  образом может быть отличена от личностного  бессознательного тем фактом, что  в отличие от последнего оно не обязано своим существованием личному  опыту и не является персональным приобретениемСодержания коллективного бессознательного в отличие от личностного бессознательного, которое состоит в основном из некогда осознававшихся содержаний, никогда не входили в сознаниеТаким образом, они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны своим существованием наследственностиЕсли личностное бессознательное по большей части состоит из комплексов, содержание коллективного бессознательного в основном представлено архетипамиАрхетипы – изначальные, врожденные психические структурыЭто образы и мотивы, которые лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказокПонятие архетипа указывает на существование в душе определенных форм, которые имеются всегда и везде.

Помимо нашего непосредственного  сознания, которое, как нам кажется, имеет полностью личностную природу  и которое является единственной эмпирически данной психикой (даже если мы присоединим в качестве приложения личностное бессознательное), существует вторая психическая система, имеющая  коллективную безличную природу, идентичную у всех индивидовЭто коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется.

Юнг настаивает на том, что инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными  факторамиОни часто настолько удалены от сознания, что современная психотерапия сталкивается с задачей помочь пациенту осознать ихБолее того, инстинкты по своей природе не являются неопределеннымиЮнг полагает, что они находятся в отношении очень близкой аналогии с архетипами, столь близкой, что есть достаточные основания предположить, что архетипы есть бессознательные образы самих инстинктовДругими словами, они являются образцами инстинктивного поведения.

Информация о работе Аналитическая психология