Аналитическая психология Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 01:52, реферат

Краткое описание

Строго говоря, с позиции самого Фрейда и его ортодоксальных последователей психоанализом можно называть только классический психоанализ по Фрейду. Поэтому многие оспаривают право причислять Карла Густава Юнга (1875-1961) и разработанное им психоаналитическое направление к психоанализу и называют его аналитической, глубинной, психологией.

Карл Юнг был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Зигмунда Фрейда, и даже, по предложению самого Фрейда, был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Юнга. полный материал.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА 

Строго говоря, с  позиции самого Фрейда и его ортодоксальных последователей психоанализом можно  называть только классический психоанализ  по Фрейду. Поэтому многие оспаривают право причислять Карла Густава  Юнга (1875-1961) и разработанное им психоаналитическое направление к психоанализу и  называют его аналитической, глубинной, психологией. 

Карл  Юнг был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Зигмунда Фрейда, и даже, по предложению самого Фрейда, был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. 

Однако после первых лет восхищения Фрейдом (действительно  открывшим новые необозримые  горизонты психологии и психотерапии, чего Юнг не отрицал и впоследствии) и безоговорочного следования его  теории и практике. Юнг начинает все больше проявлять никогда  не поощрявшуюся Фрейдом самостоятельность (в смысле толкования и проведения психоанализа) и «психоаналитическое  вольнодумство». 

С одной стороны, он поставил под сомнение некоторые  из основных положений классического  психоанализа (считая преувеличенной, хотя и важной, роль сексуального инстинкта; преувеличенной, хотя и важной, роль периода раннего детства для  объяснения причин формирования характера, неврозов и различных психологических  проблем взрослых людей), счел возможным  отступление от скрупулезно точного  предписания Фрейдом проведения отдельных технических приемов. 

С другой стороны, он «посмел» самостоятельно расширить  сферу психоанализа далеко за рамки  классического фрейдизма, включив  в него изучение и толкование мифологии, различных, в первую очередь восточных, религий и культовых ритуалов и даже парапсихологии и алхимии, что уж было совсем неприемлемо для  Фрейда, считавшего себя последовательным материалистом. Фрейд всегда подчеркивал  свой атеизм, считая религию массовым неврозом (что не помешало в последующем  теологам попытаться соединить фрейдизм как модное и привлекающее интеллигенцию  течение с религией), а Юнг всегда был верующим человеком. 

Все это послужило  основанием для «отлучения отступника»  от классического психоанализа, но не только не приуменьшило авторитет  К. Юнга и его учения, а сделало  его неоспоримым лидером в  новом психоаналитическом ответвлении, а по мнению многих - и в самостоятельном научно-практическом направлении, которое получило название «глубинная психология». 

Это был тот отрадный для науки случай, когда спор между  двумя великими учеными и их школами  не принизил авторитета ни одной из них. У каждого оставалось и росло  большое количество искренних приверженцев, пропагандистов и последователей. 

Каждое из этих психоаналитических направлений - психоанализ Фрейда и  глубинная психология Юнга - послужило  толчком для дальнейшего развития теории и практики современной психологии и психотерапии и принесло не только интересные теоретические находки, но и практическую пользу конкретным людям в преодолении неврозов и решении личностных и межличностных  психологических проблем. 

Аналитическая психология Юнга в не меньшей мере, чем психоанализ  Фрейда, стала неотъемлемой чертой современной общественной культуры, оказав свое влияние не только на психотерапевтическую теорию и практику, но и на искусство, науки и другие сферы жизни  современного общества. 

Карл Юнг первым ввел в психологию, психотерапию, а  можно сказать - и в философию  понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него у самого Фрейда и у всех сторонников психоанализа речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном. 

Что же такое «коллективное  бессознательное» по Юнгу? 

Он считал, что  индивидуальное бессознательное не существует само по себе, а как бы «плавает» в океане коллективного  бессознательного. Это вполне логичное предположение. Юнг обладал тем, что мы называем «космочувством», то есть постоянно присутствующим ощущением того, что во Вселенной «все связано со всем». 

При этом мы вкладываем в слово «Космос» его изначальный  смысл, который ему придавали  древнегреческие философы, - «изначально  установленный Порядок во Вселенной», которому подчиняется вся и все  от малого до великого, а то, что эти  взаимосвязи не всегда очевидны, не значит, что они не существуют. 

Поэтому не только логично, но и вполне «материалистично» и  «диалектично» предположить, что  и человеческая психика, а значит, уже никем не оспариваемая ее бессознательная  часть, несмотря на ее индивидуальную неповторимость, не изолирована и  подвержена влиянию. 
 
 
 

При этом генетическое влияние - передача определенной наследственной информации - в наше время уже  никем не оспаривается (дискутируются  лишь степень и характер такого наследственного  влияния). 

А с момента провозглашения Альбертом Эйнштейном единства пространства и времени можно предположить, что влияние коллективного бессознательного на индивидуальное распространяется не только во времени (в преемственности  поколений), но и в пространстве, то есть подвергаясь влиянию современного окружающего нас коллективного бессознательного, как и всего окружающего мира и тем более - ближайших и отдаленных социумов (групп и сообществ разного масштаба). 

Подтверждением этому  служат давно отмечавшиеся в человеческой истории и подробно изучавшиеся  В.М.Бехтеревым явления «заражения»  людей, причем иногда в больших массах, определенными психическими состояниями на бессознательном уровне. 

Мы специально, с  одной стороны, несколько превысили, а с другой - упростили в своих  рассуждениях проблемы коллективного  бессознательного по сравнению с  тем, как подходил к ним Карл Юнг. Нам было важно снять нагнетаемый  вокруг его учения ореол мистицизма (который иногда увлекал и его  самого). Толкование характера и  взаимовлияния этих связей действительно  порождает много интересных гипотез  и споров, в том числе у после­дователей Юнга. 

Юнг прочно ввел в  теорию коллективного бессознательного понятие «архетипов». Справедливости ради следует отметить, что этот термин употребляли еще Платон, Аристотель и их последователи. 

В более позднее  время к понятию архетипов  обратился Иоганн Вольфганг Гёте, который был не только великим  поэтом и драматургом, но многие годы занимался серьезнейшим изучением  развития жизни на Земле и собрал уникальную коллекцию растений. 

Оригинальные выводы Гёте, во многом не совпадавшие с  эволюционной теорией происхождения  видов Чарльза Дарвина, послужившие  Рудольфу Штайнеру основой для создания антропософии и встречающие в  наше время много сторонников  среди известных ученых, требуют  самостоятельного рассмотрения, что  не входит в задачу нашей работы. 
 

Мы лишь подчеркиваем, что понятие архетипов введено  не Карлом Юнгом, как пишут некоторые  популяризаторы его учения, но, безусловно, именно у Юнга оно обрело тот психологический (психоаналитический) смысл, который  ему придается в глубинной  психологии и психотерапии. 

Научные достижения Юнга получили дальнейшее развитие в  «скрещении» с гениальным открытием  Фрейда важнейшей, а нередко и  доминирующей роли бессознательного. Поэтому вкратце покажем «второй  корень» (первый - это фрейдовское бессознательное), лежащий в основе архетипов Юнга. 

Аристотель и Гёте (мы называем лишь тех, кто внес принципиальный вклад в толкование архетипов) считали, что в природе все ее многообразие не развилось (как это впоследствии утверждал Дарвин) из какого-то одного первичного, неизвестно откуда взявшегося элемента жизни (кстати, сам Дарвин допускал в качестве одной из гипотез  первичный толчок Бога), а каждый вид растительного и животного  мира имел свой архетип - идеальную модель, как бы замысел архитектора (Космоса, Высшего Разума, Бога). 

Помните, Евангелие  от Иоанна начинается в русском и  в ряде других переводов фразой «В начале было слово». Но ведь «логос» может быть переведен не только как «слово», но и как «знание», «идея». 

Так, может быть, правильнее (а с точки зрения Аристотеля и  Гёте это безусловно так) перевести «В начале была идея» (замысел, план создания мира), а потом уже ее реализация. «...Каждой твари по паре...» - не есть ли это фигуральное обозначение архетипов всех видов, которые потом уже получили определенное развитие и изменение, но именно в пределах идеи каждого вида, а каждый вид развивался и совершенствовался в пределах своего архетипа? 

Эта спорная, но, по мнению многих серьезных ученых, имеющая  право на существование гипотеза безусловно оказала влияние на модификацию психоаналитических взглядов Карла Юнга, хотя он внес в понятие архетипов много принципиально нового, своего, именно психологического и психоаналитического. 

Архетипы  Юнга - это существующие у различных народов (во многих случаях весьма схожие между собой) некие общие формы мысленных представлений об отце, матери, вожде, мифологических персонажах сказаний и преданий, олицетворяющих различные стихии и силы добра и зла. Разумеется, у каждого конкретного человека эти общеплеменные или общенациональные архетипы наполняются каким-то своим индивидуальным содержанием, но все равно какие-то общие основополагающие черты остаются и объединяют вокруг себя данные человеческие общества, их моральные и нравственные ценности, являются объектами преклонения, надежды или страха. 
 
 

Юнг провел колоссальную работу по изучению истории, мифологии, ритуалов и традиций разных племен и народов. На основании обработки  этого колоссального материала  ему удалось выделить шесть принципиальных архетипов, имеющих у разных народов  различные названия, но объединенных некоторой принципиальной общностью  черт. Поэтому названия архетипам  он дал не по их народным названиям, а по типам, отражающим определенную, явно отличающую их от других, психологическую  сущность. 

Шесть основных архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость. Причем все эти типы одновременно живут в каждом из нас, занимая свое место и одновременно так или иначе взаимодействуя друг с другом, поддерживая или мешая, противореча друг другу. 

Под термином Персона Юнг подразумевает наше видение, принятие самого себя, своего характера по отношению к внешнему миру. Как мы ведем себя с разными людьми, в разных местах, при разных обстоятельствах. Какой свой внешний облик мы стараемся преподать другим. При этом важно помнить, что речь идет именно о нашем представлении о себе в обществе, своем внешнем облике, поведении, о том, какое впечатление мы производим на других. 

Это совсем не значит, что наши представления по всем этим параметрам объективны и другие действительно  воспринимают нас такими. Речь идет именно о том, что это мы считаем, что производим такое впечатление. Это наше мнение о себе может совпадать  или не совпадать с реальностью  и мнением о нас других. 

Следующий важный архетипический термин - Эго. 

Этим термином Юнг  определяет центр нашего сознания, который (как мы считаем) контролирует и направляет наше поведение логично  и целенаправленно в соответствии с нашими целями и объективными обстоятельствами. 

Снова обращаем ваше внимание, что речь идет о том, что  это мы так считаем, но это наше мнение и даже уверенность могут, как и в предыдущем случае (с  Персоной), совпадать, а могут и  не совпадать с реальностью. 
 
 

Тень - это тоже центр, но уже не сознания, а нашего индивидуального бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с ним или противоречащие социальным стандартам и идеалам. 

Понятиями Анима и Анимус названы архетипические для данного народа (общности) и преломившиеся через индивидуальное сознание бессознательные ориентиры на то, чему должна соответствовать (и внешностью и поведением, моралью и психологией) «настоящая» женщина (Анима) и «настоящий» мужчина (Анимус). 

Эти принятые в данном народе, нации, сообществе образцы, требования, экспектации (ожидания определенного типа внешнего облика и поведения) в значительной мере дают еще один, производный от них, тип взаимоотношений между мужчинами и женщинами, отношения мужчины к женщине (и ожидания от нее определенного типа отношения к себе) и наоборот. 

Повторяю, эти типичные для данного социума паттерны (образцы, модели) претерпевают определенную трансформацию в индивидуальном сознании в связи с личностными  особенностями и жизненным опытом каждого человека, но сохраняют общность основных черт для данного социума, и именно с позиций отношений  и традиций социума влияют на восприятие этих моделей каждым индивидуумом и  в значительной мере определяют психические  и поведенческие реакции на собственное  или чужое отклонение от принятых в данном социуме критериев. 

Особое, центральное  место среди выделенных Юнгом  архетипов занимает так называемая Самость. Самость как бы организует и защищает целостность и упорядоченность личности. 

Информация о работе Аналитическая психология Юнга