Аналитическая психология. Структура личности по К.Г.Юнгу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:53, творческая работа

Краткое описание

Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Аналитческая психология.Юнг.ppt

— 2.30 Мб (Скачать файл)

 Аналитическая психология. Структура личности по К.Г.Юнгу  
(1875-1961)

 

Подготовила курсантка:

Малицкая Полина

гр. Д-13-2

 

Ульяновск,2015.

 

 

      Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

 

 

  Основные положения аналитической психологии.

 

  •  Отличие от психоаналитического учения З. Фрейда.
  •   Структура личности.
  •   Основные архетипы психики.
  •   Процесс индивидуации.

 

 

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

 

 

«Наша психика  является частью окружающего нас мира, и ее тайна так же безгранична…»  
(«Человек и его символы») 
 

 

Вечная и великая загадка человечества.

 

 

 Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

 

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

 

 

«Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным…»

К.Г. Юнг

 

Сальвадор Дали

 

 

 

Юнг заявлял: «Моя жизнь пронизана одной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть объяснено из этой центральной точки, и вся моя работа связана с этой темой».[1]

 

[1] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М, 1994

 

 

«В нас вся история человечества…»

(из интервью 1959 г.)

 

 

 

Структура личности

 

 

Эго - центральная часть личности.

 

Это центр сознания, содержанием которого являются осознанные образы восприятия, воспоминания, мысли и чувства.

 

Эго – это чувство идентичности и непрерывности.

 

Эго является объединяющей силой души.

 

 

Индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящее из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты или проигнорированы, а также слишком слабые, не достигшие сознания.

 

 

Содержание индивидуального бессознательного может быть осознанно; между ним и Эго осуществляется интенсивный двусторонний обмен.

 

 

Комплекс – это связанная группа чувств, мыслей, образов, воспоминаний, существующая в личном бессознательном.

 

 

 

Существование комплексов Юнг открыл в 1903 году в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций.

 

 

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков.

 

В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

 

Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально.

 

 

Коллективное бессознательное            менее всего связано с закрытой личностной системой, это открытая миру и равная ему по широте объективность.  

 

 

Провидцы по Юнгу – те приобщённые к коллективному подсознательному, кто сумел выслушать своё подсознание и усвоить архетипы.

 

 

Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

 

 

Это не воспоминания или образы как таковые, а именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

 

 

Архетип

 

Определение

 

Символы

 

Анима

 

Бессознательная женская сторона личности мужчины

 

Женщина,

Дева

Мария,

Мона Лиза

 

Анимус

 

Бессознательная мужская сторона личности женщины

 

Мужчина,

Иисус

Христос,

Дон Жуан

 

Маска, персона

 

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

 

Театральная маска

 

Тень

 

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

 

Сатана,

Гитлер,

Хуссейн

 

Самость

 

Воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности

 

Мандала

 

Мудрец

 

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

 

Пророк

 

Бог

 

Конечное проявление психической реальности, спроецированной на внешний мир

 

Солнечное

око

 

 

Маска или персона (от латинского слова «persona», обозначающего театральную маску, личину) – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми.

 

 

Маска обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями.

 

 

Архетип Тени представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности.

 

 

Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти.

 

 

Положительные свойства тени - источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума.

 

 

Тень

 

Отрицательное «Я»: наши страхи, запретные желания, скрытые пороки. Имеет непосредственное отношение к идее двойника, чёрта, «Чёрному человеку». Яркий представитель в литературе – Свидригайлов.

 

Сальвадор Дали

 

 

 

Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.

 

 

Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

 

 

Анима

 

Николай Рерих

 

«В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью которого он постигает женскую природу» 
(«Отношение между Эго и бессознательным»).

 

 

Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность.

 

 

Архетип самости не проявляется до тех пор, пока не произойдет объединение и гармонизация всех аспектов души, сознательных и бессознательных.

 

 

Индивидуализация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций.

 

В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.

 

 

Итог осуществления индивидуализации Юнг назвал самоосуществлением.

 

 

«Все люди похожи друг на друга, в противном случае они не впадали бы в одно и то же безумие».

 

К. Г. Юнг, Психологические типы

 

 

«Чтобы уловить однородность человеческих психик, приходится опуститься до фундаментов сознания. Там я нахожу то, в чем мы все друг на друга похожи».

 

К. Г. Юнг, Психологическая теория типов

 

 

Рациональные

 

Иррациональные

 

Экстраверты

 

Экстравертный мыслительный тип

 

Экстравертный ощущающий тип

 

Экстравертный чувствующий тип

 

Экстравертный интуитивный тип

 

Интроверты

 

Интровертный мыслительный тип

 

Интровертный ощущающий тип

 

Интровертный чувствующий тип

 

Интровертный интуитивный тип

 

Психологические типы К. Г. Юнга

 

 

Экстраверсия – установка, в которой проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам.

 

 

Интроверсия – установка личности, выражающая ориентированность в первую очередь на свой внутренний мир, мир чувств и мыслей.

 

 

Фрейд и Юнг

 

 

После разрыва с Фрейдом душевный кризис психотерапевта и учёного Карла Юнга был настолько велик, что появился риск сойти с ума. Фантазии воспалённой психики «хлынули нескончаемым потоком». Они буквально материализовались в видениях и галлюцинациях Юнга, и даже его близких. Чтобы как-то отстраниться от сильного потока образов, Юнг начал их фиксировать и зарисовывать. Впоследствии эти иллюстрации составили отдельную книгу, названную Юнгом «собственной Библией». Это была знаменитая «Красная книга».

 

 

«Красная книга»

 

 

Самое известное видение Юнга

 

Ван Гог

 

В средине октября, путешествуя в одиночестве, он вдруг увидел  во сне поток, захлестнувший Европу от Англии до России и от Северного моря до Альп. Это была картина катастрофы: желтые волны, несущие обломки и трупы. Потом все это превратилось в море крови.

 

Летом следующего года,  1914г.,  

началась Первая мировая война

 

 


Информация о работе Аналитическая психология. Структура личности по К.Г.Юнгу