Аналитическая психология К.Юнга и индивидуальная психология А.Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:02, доклад

Краткое описание

По мере развития классического психоанализа и становления международного психоаналитического движения многие идеи Зигмунда Фрейда подверглись переосмыслению с точки зрения адекватного понимания проблемы человека, культуры и их взаимосвязей. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические постулаты и практические рекомендации, со временем не только высказали критические замечания по поводу тех или иных психоаналитических концепций, но и выдвинули свои учения

Содержание

Введение 2
Аналитическая психология Юнга 3
Индивидуальная психология Адлера 8
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 43.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Т.Ф.ГОРБАЧЕВА»

филиал КузГТУ в г.Прокопьевске

 

 

 

 

 

 

Доклад по предмету:

«Психология и педагогика»

На тему: «Аналитическая психология К.Юнга и индивидуальная психология А.Адлера»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент гр. СПо-92

Шульгина А.Л.

Проверила: Мараденко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевск 2012г

Содержание

Введение 2

Аналитическая психология Юнга 3

Индивидуальная психология Адлера 8

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По мере развития классического  психоанализа и становления международного психоаналитического движения многие идеи Зигмунда Фрейда подверглись переосмыслению с точки зрения адекватного понимания проблемы человека, культуры и их взаимосвязей. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические постулаты и практические рекомендации, со временем не только высказали критические замечания по поводу тех или иных психоаналитических концепций, но и выдвинули свои учения.

А. Адлер пересмотрел представления  Фрейда о соотношении сознания и  бессознательного, первичных влечениях  человека, причинах внутриличностных конфликтах, целях психотерапии. Адлер заменил слово «психоанализ» на термин индивидуальная психология.

К тому же названием индивидуальная психология Адлер хотел подчеркнуть  не только независимость от Фрейда, но и то, что во главу угла он ставил работу не с отдельными переживаниями  клиентов, а целостную оценку его  индивидуального жизненного стиля. Этим он также подчеркнул активную творческую роль индивидуума.

К. Г. Юнг переосмыслил принципиальные идеи классического психоанализа и  дал иную интерпретацию сексуальности, сновидений, природы и символики  бессознательного, структуры личности, этиологии и лечения неврозов, религии. Разработанное им психоаналитическое направление называют аналитической  или глубинной психологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая психология Юнга

 

Швейцарский психолог К.Г.Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он познакомился с первыми работами Фрейда, открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в одно время считал именно Юнга своим первым учеником и последователем. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессознательного, так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Окончательный разрыв между  ними произошел в 1912г., после того как Юнг опубликовал свою книгу  «Символы трансформаций»- разрыв был  болезненным для обеих сторон, особенно для Юнга, но не мог отступить  от тех положений, которые считал важными для своей теории. Постепенно он пришел к мысли о том, что  его интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую культуры, обращая внимание на их символику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий - существованию коллективного бессознательного. Его теория, названная аналитической психологией, изложена им в книгах «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939), «Подход к бессознательному» (1961), получивших широкое распространение и принесших Юнгу заслуженную славу.

Юнг считал, что структура  личности состоит из трех частей - коллективного  бессознательного, индивидуального  бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и  сознание представляют собой чисто  личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного  бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг  часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны  с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя  психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определенных архетипов  культура оказывает влияние и  на становление индивидуальной психики человека.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона Легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком.

Эго является центральным  элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона - это та часть  нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в  себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы  выражения. Персона оказывает и  позитивное, и негативное влияние  на нашу личность. Доминирующая персона  может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую  навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Тень представляет собой  центр личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний.

Фактически расхождения  между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли Тени в структуре  личности, так как Юнг считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в центр личности, делал центром своих исследований именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она законная часть личности и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называет техникой обращения с Тенью) помогают преодолеть ее негативное влияние.

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный  архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной  части, это «архетип порядка и  целостности личности». Его главное  значение в том, что он не противопоставляет  разные части души (сознательную и  бессознательную) друг другу но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность, Самость  индивидуализируясь становится все более свободной в своем выражении и самопознании.

Идеи о необходимости  сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности развивались  Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием новых тенденций в понимании  личности, в том числе в русле  гуманистической психологии. К этому  же времени относятся его положения  о роли сознания в духовном росте  и организации поведения. Такая  трансформация некоторых положений  психоанализа, принимавшихся и Юнгом  в начале века, была для него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал  открытость своей концепции для  всего нового.

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа - экстравертов и интровертов. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных  идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы  на Персону, на внешнюю часть своей  души. Они прекрасно ориентируются  во внешнем мире, в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его  норм и правил поведения. Если для  интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним  миром, то для экстравертов не меньшая  опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях  экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты - фанатиками.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет  одной из ее сторон полностью подчинить  другую. Эти две части души, два  типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, он мягкий, заботливый и теплый семьянин. Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского - к интровертам.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании  экстра - интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, мыслящие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства  характеризуют активных людей, способных  по той или иной причине принимать  решения, то ощущение и интуиция характеризуют, скорее, способы получения информации, и люди, у которых доминируют эти  типы психических процессов, более  созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные типы - на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции присутствуют в каждом человеке, доминирует одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательными и дополняющими остальные функции. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные. Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека. К одному из вариантов такого осознания себя относится психотерапия, в которой врач является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг осознавал сложность символической интерпретации и доказывал необходимость отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при их интерпретации. Его анализ символов и их возможной интерпретации  одно из значительных достижений теории Юнга. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом  еще одно достоинство его теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная  психология Адлера

Информация о работе Аналитическая психология К.Юнга и индивидуальная психология А.Адлера