Аналитическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:11, реферат

Краткое описание

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Содержание

Часть1. Введение.
Часть 2. Психотерапия и мировоззрение.
Часть 3. Психоанализ.
Часть 4. Коллективное бессознательное.
Часть 5. Совесть с психологической точки
зрения.
Часть 6. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Аналитическая психология.docx

— 31.15 Кб (Скачать файл)

Понятие коллективного бессознательного имеет большое значение для аналитической психологииВ своей статье Юнг показывает как его можно использовать на практике.

До тех пор, пока невроз коренится исключительно  в личностных причинах, архетипы не играют никакой ролиНо если речь идет об общей несовместимости, при наличии неврозов у относительно большого числа людей, то стоит предположить наличие архетиповТак как неврозы в большинстве случаев являются социальным феноменом, необходимо предположить, что в этих случаях также подключаются архетипыАрхетипов же имеется столько, сколько есть типичных жизненных ситуацийПоэтому психотерапевту необходимо в своем анализе опираться не только на личностный аспект, но и на роль коллективного бессознательного в неврозе больного.

Особое внимание в  своей статье Юнг уделяет описанию метода доказательства, проверке существования  архетиповПоскольку предполагается, что архетипы вызывают определенные психические формы, необходимо определить, как и где можно получить материальную демонстрацию этих формГлавным источником являются в таком случае сновидения, у которых есть то преимущество, что они - непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психикиТем самым они являются «чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью»Спрашивая индивида, можно установить, какие из появившихся в сновидениях мотивов известны самому индивидуИз тех, что ему незнакомы, необходимо исключить все те мотивы, которые могли бы быть ему известны.

Другим источником необходимого материала является «активное  воображение»Юнг имеет в виду последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации вниманияОн обнаружил, что существование нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает интенсивность сновидений, и в том случае, если фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, делаются более слабыми, редкими.

Получаемая в результате цепь фантазий приоткрывает бессознательное и дает богатый архетипическими образами и ассоциациями материалЭтот метод небезопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности

Наконец, очень интересным источником архетипического материала  являются иллюзии параноиков, фантазии, наблюдаемые в достояниях транса, сновидения раннего детства (от трех до пяти лет).Такой материал имеется в избытке, но он лишен всякой ценности до тех пор, пока нельзя провести убедительные мифологические параллелиЧтобы провести значимую параллель, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, а затем выяснить, не находится ли этот символ ˜ явно параллельный мифологическому ˜ в сходном контексте, а следовательно, не имеет ли он то же самое функциональное значениеУстановление подобных фактов не только требует длительного и трудоемкого исследования, но и является неблагодарным предметом для доказательств.

Часть 5Совесть с психологической точки зрения.

Специфика «совести состоит  в том, что это есть знание об эмоциональной  ценности представлений, имеющихся  у нас по поводу мотивов наших  действийУже из этого определения видно, что совесть является сложным феноменом, состоящим частью из элементарного волевого акта или сознательно необоснованного стремления к действию, а частью из разумного чувстваСложный феномен совести состоит из двух уровнейОдин из них, образующий основание, содержит в себе психическое явление, а другой ˜ своего рода надстройка содержит утверждающее или отрицающее суждение субъекта.

Сложности феномена соответствует  его пространная эмпирическая феноменологияСовесть может предварять, сопутствовать, дополнять сознательное, выступать как просто привходящее аффективное явление при протекании каких-либо психических процессов (причем моральный ее характер тут не сразу различим)Моральная оценка действия не всегда есть дело сознательного, но может функционировать и без его участия.

Далее Юнг анализирует  теорию Фрейда о «Сверх-Я»Он утверждает, что бессознательное старше сознательногоБессознательное не поддается никакому (или почти никакому) воздействию сознательных волевых актовИли оно может лишь вытесняться или подавляться, да и то по большей части только на времяЭто вытеснение исходит из некого психического фактора, так называемого «Сверх-Я»(по Фрейду).

Юнг отождествляет  понятие «Сверх-Я» С так называемым «моральным кодексом»В этом понятии нет ничего того, что выходило бы за рамки общеизвестногоОсобенностью является тот факт, что в индивидуальном случае тот или иной аспект моральной традиции выступает как бессознательный.

Пока царствуют  традиционные моральные предписания, отличить от них совесть практически  невозможноПоэтому мы так часто встречаемся с мнением, будто совесть есть не что иное, как воздействие моральных предписаний, что ее не существовало бы вообще без моральных законовФеномен, именуемый нами «совестью», обнаруживается повсюду, во всем человеческомСовесть не совпадает с моральным кодексом, а скорее ему предшествует, и она содержательно его превосходит.

Как ни обосновывать совесть, она ставит индивиду требование: следуй своему внутреннему голосу, не бойся сбиться с путиМожно не повиноваться этому приказу, ссылаясь на моральный кодекс, но при этом испытывая тяжелое чувство измены.

Совесть является автономным психическим фактором«Совесть ˜ это требование, которое либо вообще направлено против субъекта, либо по меньшей мере готовит ему немалые трудности».Разумеется, этим не отрицается наличие случаев бессовестностиПредставлять себе совесть чем-то полученным в результате обучения может лишь тот, кто воображает, будто она была уже в предыстории, когда возникли первые моральные реакцииСовесть ˜ далеко не единственный автономный внутренний фактор, противостоящий воле субъектаТаков всякий комплекс, а ведь никто в здравом уме не скажет, что комплекс есть результат обученияНикто не имел бы ни единого комплекса, если бы ему вдалбливали его путем обученияДаже домашние животные, которым никак не припишешь совести, имеют комплексы и моральные реакции.

Нет другого такого психического феномена, который отчетливее высвечивал бы полярность души, нежели совестьНесомненную ее динамику, чтобы вообще ее понимать, следует представлять энергетически, т.екак некий потенциал, возникающий из противоположностейСовесть доводит до сознательного восприятия всегда и по необходимости существующие противоположности.Величайшей ошибкой является предположение, будто от этой противоречивости можно избавитьсяОна является неизбежным структурным элементом психики.

Часть 6Заключение.

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философиюОна далеко от оптимизмаМы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положенииРеальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбамС нею можно примириться, как и со своей судьбойПсихоанализ ˜ это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительноеОбнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смертиОсвобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимостиТакая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

Список литературы:

Карл Густав Юнг  «Аналитическая психология»; «Мартис»; М.;1997

Философский словарь; Под редакцией И.ТФролова;М.;1995

Словарь по психологии; ЖЛапланж, Ж– БПопталис;М.;Высшая школа;1996

Карл Густав Юнг  «Аналитическая психология»; «Мартис»; М.;1997; стр.47

Там же; стр62

Там жеСтр.78.

Там жеСтр.89.

Аналитическая Психология11

Информация о работе Аналитическая психология