Анализ личностных качеств лидера в учебной группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выяснить обладает ли формальный лидер студенческой группы особыми качествами, отличающими его от других студентов и позволяющие ему соответствовать требованиям, предъявляемым к деятельности формального лидера студенческой группы. Задачи: - выявить личностные качества, которые присущи формальным лидерам студенческих групп; - выявить представления студентов о личностных качествах, которыми должен обладать формальный лидер студенческой группы; - исследовать динамику развития требований предъявляемых к деятельности формального лидера студенческой группы самими студентами;

Содержание

Введение……стр.4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формального лидерства в студенческой группе
1.1 Социально-психологические особенности деятельности формального лидера в студенческой группе…стр.5
1.2 Критерии лидерства………...стр.8
Глава 2.
2.1. Исследование личностных качеств формальных лидеров студенческих групп…………...стр.12
Заключение…….стр.16
Библиографический список используемой литературы…….стр.18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая психология (3).docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования  

«Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина» 

 

 

 

Факультет: «Инженерно-педагогический»

Кафедра: «Педагогики и психологии» 

 

 

  

 

Курсовая работа

на тему: “Анализ личностных качеств лидера в учебной группе” 

 

 

 

 

 

 Выполнил: Светикова Д.С.,13ПИ

Проверил:Коваленок Т.П. 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение……стр.4

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формального лидерства в студенческой группе

1.1 Социально-психологические особенности деятельности формального лидера в студенческой группе…стр.5

1.2 Критерии лидерства………...стр.8

Глава 2.

2.1. Исследование личностных качеств формальных лидеров студенческих групп…………...стр.12

Заключение…….стр.16

Библиографический список используемой литературы…….стр.18

 

 

 

Введение

 

Развитая  система студенческого самоуправления в институте является предпосылкой успешной учебной деятельности студентов. Структура и стиль деятельности студенческого самоуправления основан  на демократических принципах, так  как деятельность самоуправления –  это не что иное, как добровольное участие студентов в управлении жизнью института. Первым и самым важным звеном этой системы является староста – формальный лидер студенческой группы. Поэтому крайне важно осознавать: какими критериями руководствуются студенты и руководство института/факультета при назначении того или иного студента на должность формального лидера студенческой группы; существуют ли специфические качества позволяющие одному человеку лучше справляться с обязанностями формального лидера лучше, чем другому, и если так, то каковы эти качества, каким образом их (качества) можно оценить и можно ли развить подобные качества.

Использование термина «формальный лидер» обусловлено  спецификой механизма избрания старосты. С одной стороны это стихийный, спонтанный процесс, основанный на межличностном влиянии, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер. Но с другой стороны, для вступления в должность необходимо одобрение формального руководства и регламентированное вручение соответствующих полномочий. Потому нам кажется оправданным использование именно данной формулировки, отражающей специфику, как назначения, так и всей последующей деятельности старосты студенческой группы.

Цель  исследования: выяснить обладает ли формальный лидер студенческой группы особыми  качествами, отличающими его от других студентов и позволяющие ему  соответствовать требованиям, предъявляемым к деятельности формального лидера студенческой группы.

Задачи:

- выявить  личностные качества, которые присущи  формальным лидерам студенческих  групп;

- выявить  представления студентов о личностных  качествах, которыми должен обладать  формальный лидер студенческой  группы;

- исследовать  динамику развития требований  предъявляемых к деятельности  формального лидера студенческой  группы самими студентами;

Гипотеза  исследования: формальный лидер студенческой группы обладает набором специфических  черт, позволяющих ему качественно  выполнять функции руководства, координации, информирования и т. п.

Объект  исследования: формальные лидеры студенческих групп.

Предмет: специфические качества, свойственные формальным лидерам студенческих групп.

Методологическая база: харизматический и трансформационный подход в исследованиях лидерства; качественный подход.

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование  проблемы формального лидерства в студенческой группе

 

1.1 Социально-психологические  особенности деятельности формального лидера в студенческой группе.

 

В своих  исследованиях Т.В. Бендас подчеркивает, что на Западе слово leadership («лидерство») – это общее название для лидерства и менеджмента. У нас же, по-прежнему, лидером считаются только один тип лидеров – стихийные лидеры. Отечественные исследователи различают лидеров и руководителей, но используют зарубежные теории лидерства, которые возникли там, где эти два феномена рассматриваются как единые или во многом схожие, родственные [2, 7]. Особенно ярко совмещение функций лидера и руководителя заметно в деятельности формального лидера студенческой группы, которому, не смотря на наличие властных полномочий, приходится применять весь спектр качеств стихийного лидера.

Прежде  всего, следует понять, какие же функции  возложены на формального лидера студенческой группы. Можно выделить четыре основные функции: управленческая, функция контроля, информационная, психологическая. Функция управления сводится к оперативному руководству студенческой группой в повседневной жизни. Функция контроля обеспечивается поддержкой субординации в группе, а также информированием руководства ВУЗа о текущем состоянии группы. Координация отношений «студент – руководство ВУЗа» и «руководство ВУЗа – студент», а также информирование студентов о событиях, мероприятиях, формальных указаний руководства ВУЗа являются составляющими информационной функции. Психологическая функция включает поддержание благоприятного психологического климата внутри студенческой группы и ориентирована именно на лидерские способности формального лидера студенческой группы.

Я.Л. Коломинский в исследованиях с использованием социометрии нашел, что не все, кто пользуется в классе наибольшей симпатией, могут стать хорошими старостами, председателями советов отряда, звеньевыми, командирами отрядов и т.д. В работах Л.И. Уманского при исследовании большого контингента учащихся и студентов также не было обнаружено значимой связи между теми, кто вызывает всеобщую симпатию, и теми, кто обладает яркими организаторскими способностями.

Говоря  о содержании деятельности лидера или  организатора, современная психологическая  литература (Я.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин) обращает главное внимание на его следующие функции: 1) административную; 2) стратегическую; 3) экспертно-консультативную; 4) коммуникативно-регулирующую; 5) функцию  представительства группы во внешней  среде; 6) дисциплинарную; 7) воспитательную; 8) психотерапевтическую. (В зарубежной литературе называют 14 функций лидера: координирование деятельности группы, арбитраж и контроль внутренних связей и коммуникаций, санкции и поощрения и др.) [8, 139].

Группы  студентов вуза имеют не только общие  для любой группы социально-психологические  черты, но и обладают специфическими признаками, которые обусловлены  особенностями конкретных задач  вуза, характером повседневной деятельности студентов. Эти признаки следующие:

- учебные группы в вузе характеризуются однородностью возрастного состава;

- слиянием в единый процесс обучения и воспитания;

- сравнительно высокой степенью самоуправления;

- интенсивностью общения;

- наличием достаточно четкой регламентации отношений;

- наличием функциональной зависимости членов группы, определяемых системой субординационных отношений;

- структура межличностных отношений в учебных группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий [5, 37]. Все эти признаки позволяют выделить особые критерии лидерства в формальной студенческой группе, дающие возможность наиболее целостно и последовательно определить суть формального лидерства в студенческой группе.

Сохранение  лидерской позиции обусловлено не только доверием руководства, но и в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Исходя из разнообразия типов групповой активности, этот вклад был подвергнут Р. Бейлзом и Ф. Слейтером

дифференцированному рассмотрению, позволившему вычленить  как минимум две крупные сферы  его приложения:

- сферу инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи;

- сферу эмоциональной активности группы, имеющую к решению хотя и весьма существенное, но до известной степени опосредованное отношение.

Соответственно  указанным сферам исторически рассматривались две лидерские роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. Подобная логика анализа ролевой дифференциации лидерства позднее неоднократно воспроизводилась в работах многих авторов, несмотря на значительные расхождения между некоторыми из них в интерпретации причин возникновения данного феномена [6, 234]. Исходя из специфики деятельности учебной группы, мы можем определить соотношение между этими сферами. А специфика такова: перед студенческой группой очень редко ставятся цели, требующие совместного решения задачи, так как учебный процесс ориентирован на отдельного студента (в отличии, например, от деятельности фирмы, где необходимо именно групповое взаимодействие с распределением обязанностей и т. д.). Потому особую важность приобретает лидерство в сфере эмоциональной активности группы, ведь экспрессивный лидер в основном ориентирован не на конкретную цель, а на создание обстановки для её достижения.

 

1.2 Критерии лидерства

 

Вот некоторые  общий вывод, которые делают исследователи: нет стандартного набора качеств, который  был бы присущ лидерам в отличие от других людей. В разной ситуации эффективные руководители обнаруживают различные личностные качества. Структура личностных качеств руководителя (лидера) должна соотноситься с личностными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных (ведомых) [9, 13]. Но учитывая условия конкретной деятельности, вполне конкретные задачи и ограниченный круг способов их выполнения, а также другие перманентно стабильные факторы, мы можем попытаться выделить признаки, характеризующие суть формального лидерства в студенческой группе.

Существует  множество различных классификаций  качеств, присущих лидерам. Как известно, наиболее ранней социально-психологической теорией лидерства, возникшей на заре XX в., явилась так называемая «теория черт» лидерства. Основной ее постулат гласил, что человек может стать лидером (или, добавим, руководителем, учитывая упоминавшуюся выше двусмысленность трактовки термина «лидерство») лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Считалось, что эти характеристики врожденные, не подвержены изменению и пригодны для многих ситуаций. Теория базировалась на идеях английского ученого Ф. Гальтона, подчеркивавшего роль наследственных факторов в жизненном пути знаменитых людей [7, 171].

Первые  итоги обсуждаемого подхода были подведены в самом начале 40-х  годов в США. Они оказались  обескураживающими. Положения теории не выдерживали критики ни в научном, ни в прикладном отношениях. Во-первых, не удалось выявить какой-либо универсальный набор лидерских черт, поскольку примерно лишь 5% от общего их числа (а всего к тому времени было выделено около 80 таких черт) были общими для четырех или более исследований. Во-вторых, провалились попытки прогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, имевших своей идейной основой «теорию черт» [6, 239].

Сейчас  мы знаем, что нет никакого врожденного  набора качеств, благодаря которым  человек становится лидером. Но, в то же время, есть определенные черты, которые, по мнению исследователей, не являются врожденными, но входят в список «лидерских» качеств. Это не перечень конкретных «универсальных» черт, а сформированные в обществе ожидания, выраженные в желаемых качествах, которыми должен обладать лидер. То есть не обязательно, что все лидеры ими обладают.

А. К. Тихонов отмечает, что «самая большая проблема, с которой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, — это выбор подходов и язык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретить лидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в них определённо есть общие черты. Но именно это общее кажется чем-то неуловимым и постоянно ускользает. И даже в случае нахождения определённых закономерностей трудно найти инструменты, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затем сформулировать в виде простых, чётких рекомендаций и инструкций, которые могли бы помочь развить в себе лидерский потенциал. Один из способов такого описания — это так называемый качественный подход или описание качеств, которыми должен обладать лидер. По данным ряда исследователей, было определено около 70 качеств, так или иначе соответствующих критериям лидерства. Но эти данные зачастую между собой несогласованны, да и развитие в себе такого числа качеств — задача практически невозможная. Для того, чтобы выбрать те качества, которые, на наш взгляд, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо большим числом исследователей, то есть быть достаточно референтным. Во-вторых, качество должно быть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ни один из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец, в-третьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы была возможность указать способы его развития, разложив на составные части» [10, 23-24].

Информация о работе Анализ личностных качеств лидера в учебной группе