Анализ группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования данной работы:
1. Изучить понятие группы и групповой динамики, их особенности и классификацию.
2. Провести анализ и выявить особенности управления группой и человеком на предприятии ООО «Форсаж»

Вложенные файлы: 1 файл

Egor_Guschina.docx

— 159.83 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Люди очень редко работают в изоляции от других. Это может  происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет  строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает  решения в основном самостоятельно. Однако большинство ситуаций, возникающих  в ходе организационной деятельности, характеризуют именно групповые  отношения. Группы в организациях являются основой. Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство.

Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные  способности, различное отношение  к своему делу, к организации, к  своим обязанностям; люди имеют различные  потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит  о том, что управление человеком  в организации исключительно  сложное, но в, то, же время исключительно  ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять  ими.

Таким образом тема управление группой и человеком является очень актуальной, поскольку всякая организация неизбежно имеет в своем составе самые различные группы. Любая организация − это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Вместе с тем организация − это и учреждение, где люди, члены организации строят свои взаимоотношения и психологически взаимодействуют друг с другом. Характер этих отношений и взаимодействия оказывает самое существенное влияние на эффективность организации в целом.

Цель курсовой работы –  провести анализ и выявить особенности  управления группой и человеком  на предприятии, и разработать рекомендации по повышению эффективности управления работой групп на предприятии.

Объект исследования данной работы – ООО «Форсаж»

Задачи исследования данной работы:

  1. Изучить понятие группы и групповой динамики, их особенности и классификацию.
  2. Провести анализ и выявить особенности управления группой и человеком на предприятии  ООО «Форсаж»
  3. Дать рекомендации по повышению эффективности управления работой групп на предприятии ООО «Форсаж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Группа как социальное понятие
    1. Понятие группа. Классификация групп

Человек нуждается в общении  с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать о существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

Группа − это человеческая общность, выделяемая на основе определенного  признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации  и т.д.

Характерными особенностями  группы являются следующие.

Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения: мы, у нас, наши, нам и т.п.

Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям человеческую форму.

В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые исполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.

Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих  группах обычно создаются возможности  для того, чтобы человек мог  вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям  и органично присущей ему определенной ролью члена группы. [1.]

Любая организация представляет собой сочетание различных групп, характеризующихся определенным организационным  поведением. Существуют следующие классификации  групп в организации:

  • Классификация групп по природе их образования;
  • Классификация групп по размеру;
  • Классификация групп по целевому назначению.

По природе образования  различают формальные и неформальные группы. Формальная группа создается  в качестве части формальной организации, то есть организации, имеющей иерархию, цели, правила и нормы. Формальная группа имеет определенную задачу и  ресурсы для ее выполнения. Неформальная группа возникает вследствие индивидуальной потребности людей в общении. Это может быть, например, группа по интересам или просто дружеская группа. Членами неформальной группы работники становятся добровольно, с учетом разделяемых ими ценностей.  
Неформальные группы могут быть горизонтальными, вертикальными, смешанные. Горизонтальная неформальная группа состоит из работников организации выполняющих сходные функции и занимающие в иерархии организации примерно одинаковый уровень. Вертикальные неформальные группы имеют в своем составе работников, находящихся на различных ступенях организационной лестницы в рамках определенных функциональных блоков. В смешанную или случайную неформальную группу могут входить работники с различных горизонталей и вертикалей организации. 
 Исходя из количества членов принадлежащих к группам, они могут быть разного размера: большие группы, малые группы и особо малые группы. Большая группа – это группа с количеством членов более 15 человек. Это может быть собрание акционеров, конференция. Малая группа насчитывает от 4 до 15 человек (идеальная численность 5 – 7 человек). Малая группа наиболее типичная формальная группа. Структурные подразделения организации (бригады, отделы, участки) относятся, как правило, к малым формальным группам. Малые группы значительно сплоченнее, чем большие, степень участия члена малой группы в принятии группового решения выше, чем в большой группе, члены малой группы более удовлетворены своей принадлежностью к группе и более ответственно относятся к решению задач, поставленных перед группой. 
 Особо малые группы – группы, состоящие из двух человек (диады) и из трех человек (триады). Это наиболее распространенные неформальные группы, а в небольших организациях часто являются и формальными группами. Особенностью диады являются ее неустойчивость из-за большой вероятности не найти общее решение. В свою очередь триада характеризуется повышенной в сравнении с другими типами групп напряженностью и конфликтностью из-за часто возникающего, в процессе совместной работы, треугольника интересов и нестабильного баланса взаимоотношений. 
 Исходя из целевого назначения, различают первичные группы, социальные группы и целевые группы. Первичная группа, это самая близкая человеку фундаментальная или корневая группа. Обычно это семья. Первичной группой может быть узкий круг топ-менеджеров организации или совладельцев компании. Именно первичная группа оказывает самое существенное влияние на настроения, убеждения и ценности человека. 
Социальная группа – спонтанно возникающая группа с целью приятного общения, проведения досуга, развлечения ее членов. Члены социальной группы привержены общему «хобби», они разделяют общие интересы. Как правило, социальная группа – это неформальная группа. 
Целевая группа имеет явно формальный характер и создается для выполнения какой-либо конкретной производственной задачи или определенных функций. Целевые группы могут быть постоянными или временными. Временные группы создаются для работы над конкретным проектом или проблемой.[2.] 

    1. Место человека в группе

Итак, группы в организации  классифицируются по различным признакам. Они могут быть как формальными, так и неформальными, большими и  малыми и.т.д. Неформальные группы не являются частью формальной организационной структуры, их могут возглавлять работники, которые имеют лишь небольшую власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень сильными и полезными при выполнении заданий.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника, подразумевается  либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т. е. обладающий индивидуальными особенностями  способ управления организацией.

Но проблема управления человеком  в организации не сводится только к взаимодействию работника и  менеджера. В любой организации  человек работает в окружении  коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп, что оказывает на него исключительно  большое влияние: либо, помогая более  полно раскрываться его потенциал, либо подавляя способности и желания  работать производительно, с полной отдачей. Организация ожидает от человека, что он будет выполнять  определенную роль. Если член организации  успешно выполняет свою роль и  если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации  и своего взаимодействия с организационным  окружением, то не возникает конфликтных  противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации. Одним из важнейших условий этого является правильное построение роли и, в частности, формирование верных предпосылок в  отношении содержания, сущности и  роста данной роли в системе организации.[3.]

 

1.3 Понятие и  механизмы групповой динамики

Как любой организм группа рождается (может быть сформирована кем-то, а может возникнуть благодаря  внутренним импульсам участников), проходит стадию роста, взросления с  неизбежными конфликтами с целью  определения групповых норм, ролевой  структуры внутри себя. Далее, после  стадии нормализации группа плодотворно действует, а потом постепенно умирает.

Каждая группа имеет свою динамику. На работу группы особое оказывают  влияние следующие факторы:

− мотивации (то, чего ждут члены  группы);

− структура власти в  группе (власть и авторитет отдельных  членов группы и ее подгрупп);

− сложности коммуникации (когда кто-то остается непонятым);

− ощущение принадлежности (непринадлежности) к группе;

− представление о цели (четкое или нечеткое) группы;

− ответственность за результаты работы;

− свобода деятельности (как условие успеха группы).

Моральная атмосфера в  группе и способ управления ею должны способствовать успеху деятельности группы. Управленческая практика свидетельствует, что групповые решения лучше, чем единоличные, ибо хорошо направленная энергия группы всегда больше энергии  одного человека.

Групповая динамика − это  процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния  в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов  и потребностей.p[4.]

Жизнь, группы не является неподвижной, и под влиянием как внешних, так  и внутренних причин в группе возникают  изменения, которые сами по себе могут  быть либо небольшими, неспособными поставить  под угрозу существование группы в целом, либо значительными, ведущими к нарушению равновесия и, в конечном счете, к распаду группы. Последнее  имеет место тогда, когда группе не удается реорганизоваться («перестроиться») и обрести новое состояние равновесия.

В целом жизнь группы с  динамической точки зрения представляет собой чередование состояний  равновесия и его нарушения. Практически  в любой группе можно обнаружить как силы сплочения, оказывающие  сопротивление деформациям группы, так и силы распада, толкающие  ее к необратимым изменениям.

Характер групповой динамики существеннейшим образом зависит  от эмоционального состояния группы, Действительно, каждый участник группы узнает непосредственно от других, как он влияет, воздействует на ее жизнь  и какое влияние (воздействие) он сам испытывает со стороны других ее членов, И этот опыт глубоко переживается личностью. Он способствует реальному  изменению социального поведения  и лучшему пониманию условий  жизни группы.

Работа группы зависит  от качества и объема взаимовлияний, взаимоотношений членов группы. Дело в том, что и из нормальных людей  может составиться невротическая  группа, которая не сможет принимать  решения, доходить до сути дела, давать своим членам ощущение успеха. Группа − это одно целое, от структуры  которого зависит поведение его  членов.

Механизмы групповой  динамики

Существует несколько  подходов к описанию психологических  особенностей взаимодействия субъектов  группы. Одну из таких моделей предложили американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис. Их представление об основных этапах развития группы сводится к следующему.[4.]

Информация о работе Анализ группы