Анализ личностных качеств лидера в учебной группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выяснить обладает ли формальный лидер студенческой группы особыми качествами, отличающими его от других студентов и позволяющие ему соответствовать требованиям, предъявляемым к деятельности формального лидера студенческой группы. Задачи: - выявить личностные качества, которые присущи формальным лидерам студенческих групп; - выявить представления студентов о личностных качествах, которыми должен обладать формальный лидер студенческой группы; - исследовать динамику развития требований предъявляемых к деятельности формального лидера студенческой группы самими студентами;

Содержание

Введение……стр.4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формального лидерства в студенческой группе
1.1 Социально-психологические особенности деятельности формального лидера в студенческой группе…стр.5
1.2 Критерии лидерства………...стр.8
Глава 2.
2.1. Исследование личностных качеств формальных лидеров студенческих групп…………...стр.12
Заключение…….стр.16
Библиографический список используемой литературы…….стр.18

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая психология (3).docx

— 42.18 Кб (Скачать файл)

В данной работе мы будем опираться на позиции харизматического лидерства, так как оно в наибольшей степени отражает дуалистический характер явления формального лидерства. В частности, используя атрибутивную модель (Дж. Конжер и Р. Кануго), мы исследуем качества, которые члены студенческой группы приписывают формальному лидеру. Данная модель адаптирована для исследования лидерских качеств менеджеров, то есть в большей мере руководителей, нежели стихийных лидеров. Но нашей задачей, в том числе, и является проведение параллелей между стихийным лидерством и руководством. Суть атрибутивной модели в том, что последователи, наблюдая за поведением лидера, приписывают ему харизматические черты. При этом наблюдение происходит на протяжении сменяющих друг друга трех стадий в процессе:

1) оценки  ситуации;

2) демонстрации  стратегического предвидения, в  частности, с помощью формулировки  нетрадиционных целей; 

3) демонстрации  способности служить примером  и вдохновлять последователей.

В адаптированном для нашего исследования виде эти  стадии будут выглядеть так:

1) анализ формальным лидером текущих событий в группе (оценка группой точности такого анализа);

2) демонстрация  способности к предвидению, творческий  подход (оценка группой данных способностей и нетрадиционного подхода в решении проблем);

3) мотивация  членов группы, способность служить  примером (оценка группой качества  мотивации).

По итогам деятельности формального лидера на этих этапах происходит оценка лидерских  качеств формального лидера и  приписывание ему соответствующих харизматических черт.

лидер студенческий группа

 

 

Глава 2. Исследование личностных качеств формальных лидеров студенческих групп

 

Итак, чтобы  доказать гипотезу нам необходимо провести исследование, подтверждающее, что  формальный лидер студенческой группы обладает набором специфических  черт, позволяющих ему качественно  выполнять функции руководства, координации, информирования и т. п. В первую очередь необходимо было выделить критерии оценки личности формального  лидера, изучая которые мы бы могли  доказать или опровергнуть нашу гипотезу.

Опираясь  на классификацию ключевых качеств  современного лидера (предложенную А.К. Тихоновым) и адаптированную модель харизматического лидерства, мы выделили критериальные качества, предполагая наличие которых мы проведем письменный опрос (анкетирование):

1) Коммуникативные  качества. Коммуникативные качества помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, и без них лидер просто не мыслим, — это коммуникация. При этом коммуникативность следует отличать от общительности. Коммуникабельность для лидера связана с необходимостью устанавливать рабочий контакт с членами группы, а общительность – это больше удовлетворение собственной потребности в общении и скорее является средством самовыражения. К коммуникативным качествам относятся: коммуникабельность, умение мотивировать, вдохновлять, убеждать [3, 21].

2) Системные навыки. Системные навыки – это навыки управленца, руководителя. Формальный лидер студенческой группы является базовым звеном институтского самоуправления, а само понятие «самоуправление» подразумевает использование его членами методов руководства и менеджмента. В этом ему помогут такие качества, как:

- видение (позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и показывать его членам группы);

- целеполагание (позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат.);

- чувствительность  к изменениям (способность улавливать  изменения и точно реагировать  на них);

- гибкость (позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно);

- целеустремленность, настойчивость (позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используя весь свой лидерский потенциал);

3) Внутренние качества - это те механизмы, которые формируют лидерство, это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствует себя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой, ему просто не поверят. В основе данной убежденности, как правило, лежат:

- уверенность  в себе (определяется как некоторое  базовое состояние, с которым  ассоциируется лидер);

- дерзновенность (в отличие от состояния уверенности,  позволяет не только чувствовать,  но и действовать);

- проактивность (умение упреждать, создавать события);

- самообладание  (включает в себя целый ряд  таких качеств, как стрессоустойчивость,  умение держать удар, выдержанность,  которые, так или иначе, связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций);

- внутренняя  целостность (как совокупность  всех представленных выше качеств  в гармоничном соотношении друг  с другом).

4) Качества  не соответствующие формальному  лидеру. В эту категорию были  включены разнообразные черты, которые, по нашему мнению, не могут с положительной стороны характеризовать личность формального лидера студенческой группы: честолюбие, преобладание личных мотивов над коллективными, некоммуникабельность, слабоволие, неразборчивость в средствах достижения цели и т. п.

Нами  были составлены 26 вопросов анкеты закрытого  типа (требующих ответов «да», и «нет») (см. Приложение). Вопросы анкеты взаимосвязаны и частично перекрывают друг друга. Анкетирование проводилось на факультете социальной педагогики среди студентов первого и второго курсов.

 

Результаты  анкетирования

 

1 курс

Уровень

 

Качества

Низкий

Средний

Высокий

Коммуникативные

0 чел.

(0%)

3 чел.

(13,7%)

19 чел.

(86,3%)

Системные

0 чел.

(0%)

3 чел.

(13,7%)

19 чел.

(86,3%)

Внутренние

0 чел.

(0%)

0 чел.

(0%)

22 чел.

(100%)

Не соответствующие образу формального лидера

13 чел.

(59 %)

9 чел.

(41%)

0 чел.

(0%)


 

2 курс

 

 Уровень

 

Качества

Низкий

Средний

Высокий

Коммуникативные

3 чел.

(9,4%)

11 чел.

(34,4%)

18 чел.

(56,2%)

Системные

0 чел.

(0%)

8 чел.

(25%)

24 чел.

(75 %)

Внутренние

0 чел.

(0%)

3 чел.

(9,4%)

29 чел.

(90,6%)

Не соответствующие образу формального лидера

24 чел.

(75%)

6 чел.

(18,7%)

2 чел.

(6,3%)


 

Большинство студентов первого и второго  курса отмечают важность наличия  у формального лидера коммуникативных, системных и внутренних качеств. Особенно ярко эта тенденция выражена у студентов первого курса (более 85%), считающих данные качества критерием успешной деятельности формального лидера.

Обрабатывая полученные результаты, я пришла к выводу о существовании набора качеств, отличающих личность старосты студенческой группы от других студентов. В первую очередь, это касается внутренних качеств. Более 90% всех опрошенных считают эти качества формального лидера важными, и связывают успешность деятельности старосты именно с его чертами характера (которыми, по сути, и являются внутренние качества). 86% студентов первого курса и 75 % студентов второго курса подтверждают высокую значимость системных (управленческих) навыков формального лидера. О высокой значимости коммуникативных качеств отозвалось 86% студентов первого курса и 56% студентов второго курса.

В анкетах 75% студентов второго курса и 59% студентов первого курса зафиксирован низкий показатель значимости качеств, не соответствующих образу формального лидера.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о  подтверждении выдвинутой гипотезы. Действительно, существуют качества, определяющие успешность деятельности формального  лидера студенческой группы. Но нам лишь удалось очертить общий круг качеств и навыков, которыми должен обладать староста студенческой группы. Для выяснения более конкретных условий реализации потенциала формального лидера (как в плане личностных качеств, навыков руководства, так и в других отношениях) требуются дополнительные исследования.

 

Заключение

 

Анализируя  результаты проделанной работы, хотелось бы отметить, что существует ряд  проблем, связанных с феноменом  формального лидерства в студенческой группы. Данная работа носит характер зондирования и отвечает лишь на несколько актуальных вопросов. В то время возникают такие проблемы как:

- критерии, которыми должны руководствуются студенты и руководство института/факультета при назначении того или иного студента на должность формального лидера студенческой группы;

- конкретные личностные качества и навыки руководства, требующиеся формальному лидеру;

- условия реализации потенциала формального лидера;

- критерии эффективности деятельности формального лидера;

- динамические характеристики явления формального лидерства и многие другие.

В дальнейшем планируется провести диагностику  динамики изменения представлений  студентов о важности лидерских  и управленческих качеств в деятельности формального лидера студенческой группы. В качестве диагностических методов предполагается использовать анкеты открытого типа, метод незаконченных предложений, тестовые методики.

Крайне  интересно было бы провести исследование явления формального лидерства  в контексте диадического подхода, предполагающего постулат о диадической  природе лидерства и о неодинаковом характере отношений, возникающих  в процессе взаимодействия, с разными  членами малой группы.

Проблема  студенческого самоуправления также  еще недостаточно изучена. Практическая и теоретическая сторона вопроса  тщательно прорабатывалась в советское время. Но изменившиеся условия и специфика деятельности органов институтского самоуправления диктуют необходимость пересмотра многих аспектов данной проблемы. Функции, содержание деятельности, требования, предъявляемые к старостам и другим членам студенческого самоуправления необходимо конкретизировать в соответствии с современными условиями. Отсюда и рождается необходимость в проведении исследований подобных данному.

В целом  следует признать важность исследуемой  нами проблемы. Об актуальности проблемы лидерства говорит огромное количество отечественных и зарубежных исследований, множество теорий происхождения  лидерства и подходов к рассмотрению механизмов взаимодействия лидера и  группы. Наша задача заключается, в  основном, в адаптации уже существующих теорий к специфическим особенностям формального лидерства в студенческой группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1) Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – 1991. – №3. – С. 90-98.

2) Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. – 431 с.

3) Вергилес Э.В. «Теории лидерства» М.: 2002. – 42 с.

4) Дилигенский  Г.Г. Социально-политическая психология. – М.: Новая школа, 1996. – 352 с. 

5) Житницкий М.И. Эффективность процесса обучения в высшей школе / Под ред. А. В. Косова. - Л.: ВВМУ им. М. В. Фрунзе, 1985. – 115 с.

6) Кричевский  Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.

7) Майерс  Д. Социальная психология. - СПБ.: Питер, 1999. – 688 с.

8) Свенцицкий  А.Л. Социальная психология управления. – Л.: 1986. – 315 с. 

9) Сельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. – Мн.: 2004. – 364 с.

10) Тихонов  А.К. Ключевые качества современного  лидера // Вестник НЛП. – 2010. –  №31. – С. 23-24.

 

на Allbest.ru

 


Информация о работе Анализ личностных качеств лидера в учебной группе