Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор методов исследования.
3. Проведение эксперимента.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Характер как индивидуальная характеристика
личности 4 стр.
1.1 Понятие характера 4 стр.
1.2 Акцентуации характера 5 стр.
1.3 История исследований акцентуаций характера 5 стр.
1.4 Явная и скрытая акцентуация 6 стр.
2. Акцентуация характера у подростков 9 стр.
2.1 Акцентуации характера в подростковом возрасте 9 стр.
2.2 Причины акцентуаций характера 9 стр.
2.3 Роль акцентуаций характера в формировании личности 9 стр.
2.4 Сопоставление классификаций акцентуаций характера 9 стр.
2.5 Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко 10 стр.
2.5.1 Гипертимный тип 10 стр.
2.5.2 Циклоидный тип 11 стр.
2.5.3 Лабильный тип 12 стр.
2.5.4 Астено-невротический тип 13 стр.
2.5.5 Сенситивный тип 14 стр.
2.5.6 Психастенический тип 16 стр.
2.5.7 Шизоидный тип 17 стр.
2.5.8 Эпилептоидный тип 19 стр.
2.5.9 Истероидный тип 21 стр.
2.5.10 Неустойчивый тип 23 стр.
2.5.11 Конформный тип 25 стр.
2.5.12 Смешанные типы: промежуточные и амальгамные 26 стр.
3. Психодиагностическое исследование акцентуаций характера
школьника 27 стр.
Заключение 32 стр.
Библиографический список 34 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

kurs-593.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Подробнее эти явления рассматриваются в главе о психопатических развитиях. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА  У ПОДРОСТКОВ

Объектом исследования в данной работе является подросток, ученик 7-го класса.

          Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

        Цель и задачи:

1. Провести  обзор литературных источников  по изучаемой проблеме.

2. Подбор методов  исследования.

3. Проведение  исследований и сравнение их  результатов.

4. Обработка  полученных результатов и их  анализ.

5. Выводы.

          База исследования: ученик 7-го класса иркутской средней школы # 76 возраст 12 лет.

          Для решения заявленной проблемы использовались следующие методики: для определения типа акцентуации характера – методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда; для определения типа темперамента – методика определения психологической характеристики темперамента.  Обе методики валидны и надежны, являются достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.

          Тексты методик приводятся в  приложении.

       Ниже  приводятся ответы испытуемого  на предложенные ему тесты.

 

 

 

АНАЛИЗ  И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Ответы испытуемого  на тест «Методика определений акцентуаций  характера» К. Леонгарда

 

 

 

1+

9+

17+

25-

33+

41-

49+

57+

65+

73+

81+

2+

10+

18+

26-

34-

42-

50-

58+

66+

74+

82-

3-

11+

19+

27+

35-

43+

51+

59+

67-

75-

83-

4+

12+

20+

28-

36-

44-

52+

60+

68+

76+

84+

5-

13+

21-

29+

37+

45-

53+

61+

69+

77+

85+

6+

14+

22-

30-

38+

46-

54-

62-

70+

78-

86+

7-

15-

23-

31-

39+

47+

55+

63+

71+

79-

87-

8+

16-

24-

32+

40+

48+

56-

64-

72+

80-

88-


 

 

Подсчёты:

  1. Г-1

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-« 

5 * 3 =15

  1. Г-2

«+» +,+,+,+ =4

«-« -,-, = 2

4 + 2 = 6,  6 * 2 = 12

  1. Г-3

«+» +,+,+,+ = 4

«-« - = 1

4 + 1 = 5,  5 * 3 = 15

  1. Г-4

«+» +,+,+,+,+,+,+,+ = 8

«-«

8 * 1 = 8

  1. Г-5

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-« 

5 * 3 = 15

  1. Г-6

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-« 

5 * 3 = 15

  1. Г-7

«+» +,+,+,+,+,+ = 6

«-« - = 1

6 + 1 =7,   7 * 2 = 14

  1. Г-8

«+» +,+,+,+,+ = 5

«-«

5 * 3 = 15

  1. Г-9

«+» +,+ = 2

«-« -,- = 2

2 + 2 = 4,  4 * 3 = 12

  1. Г-10

«+» +,+,+ = 3

«-« 

3 * 6 = 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог: (см.  таблицу) гипертимность -  15 баллов, ригидность, застревание – 12 баллов, эмотивность, лабильность – 15 баллов, педантичность – 8 баллов, тревожность – 15 баллов, циклотимность – 15 баллов, демонстративность – 14 баллов, неуравновешенность – 15 баллов, дистимичность – 12 баллов, экзальтированность – 18 баллов.

Вывод по проведённому исследованию: практически все (за исключением педантичности) акцентуации характера наблюдаются у испытуемого в значении выше среднего, тем не менее ярко выраженные акцентуации характера отсутствуют. Из всех перечисленных акцентуаций наиболее высокий показатель соответствует экзальтированности. В соответствии с этим приводим описание данной акцентуации:

 

Экзальтированный характер  можно  было бы назвать  характером тревоги  и счастья.  Это название подчеркивает  его близкую связь  с психозом  тревоги и счастья, который сопровождается  резкими колебаниями настроения.

Экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, они одинаково  легко приходят в  восторг от радостных  событий  и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски»  у них один шаг.  Экзальтация  мотивируется  тонкими, альтруистическими  побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут  быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного  порядка, поиски  мировоззрения - все это способно захватить  экзальтированного человека  до глубины души.

Другой полюс его  реакций - крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека  до отчаяния.  По поводу легко поправимой  неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе.  Какую-нибудь рядовую неприятность  друга  он ощутит  болезненнее, чем сам пострадавший. Даже при незначительном страхе  у экзальтированной личности  сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень  человечными эмоциями, объясняет, почему этим  характером особенно часто  обладают артистические натуры - художники, поэты.

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРИТАЦИЯ  ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Ответы испытуемого на тест «Темперамент»

 

N

холерик

сангвиник

флегматик

Меланхолик

1

+

+

-

+

2

+

+

-

+

3

-

+

+

-

4

+

-

-

-

5

+

-

-

+

6

+

+

+

-

7

+

+

+

+

8

+

+

-

+

9

-

+

-

+

10

-

+

+

+

11

+

-

-

-

12

+

+

-

+

13

-

+

-

+

14

+

-

+

+

15

+

-

+

+

16

+

+

+

+

17

-

-

+

-

18

+

+

+

+

19

-

-

+

-

20

+

-

-

+


 

Ф(т) = Х(15/40*100%) + Ф(10/40*100%) + С(12/40*100%) + М(14/40*100%) = 37,5%Х + 25%Ф + 30%С + 35%М

 

Итог:  испытуемый на 37,5% холерик, на25% флегматик, на 30% сангвиник, на 35% меланхолик.

Вывод: в результате проведённого исследования с помощью теста «Темперамент», у испытуемого выявлены черты всех основных типов темперамента, но доминирующим является холерический. На основании этого приводим краткое описание данного типа темперамента:

 

 

Холерический темперамент.

 

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной  деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

 

СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

          При  сопоставлении результатов  тестов, необходимо учесть, что темперамент  ни в коей мере не характеризует  содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

          Включаясь  в развитие характера, свойства  темперамента претерпевают изменения,  в силу чего одни и те  же исходные свойства могут  привести к различным свойствам  характера в зависимости от  условий жизни и деятельности.

          В ходе исследования, с помощью тестов «Темперамент» и «Акцентуация характера» было установлено, что испытуемый обладает экзальтированным типом характера и холерическим типом темперамента. В соответствии с этим можно составить психологический портрет испытуемого. Ему свойственно:                                                                                          1.большой диапазон эмоциональных состояний,

2. неуравновешенность,

3. интенсивность психических процессов,

4. крайняя впечатлительность.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Целью данной курсовой работы  было исследование акцентуаций  характера в подростковом возрасте. Объектом настоящего исследования  был подросток, ученик 7-го класса. Для решения поставленных задач  были использованы следующие  методики: для определения акцентуаций характера -  опросник К. Леонгарда, для определения типа темперамента – психологическая характеристика темперамента.

          В ходе проведённой работы  у испытуемого был выявлен  аффектно-экзальтированный тип характера.  Для наиболее полной психологической картины испытуемого была применена методика для исследования типа темперамента, и установлен, таким образом, холерический тип темперамента. На основании вышеприведённых итогов исследования стали очевидны некоторые основные индивидуальные черты личности, такие как:

1.большой диапазон эмоциональных  состояний,

2. неуравновешенность,

3. интенсивность психических процессов,

4. крайняя впечатлительность.

          Таким  образом, была установлена взаимосвязь  темперамента, который является  врождённым, и типом акцентуации характера, который, в свою очередь, может являться приобретённым в процессе воспитания под влиянием каких-либо внешних факторов.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983 год
  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982 год
  4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 262-269.
  5. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 1996 год
  6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983 год
  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982 год
  4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 262-269.
  5. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 1996 год
  6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте