Адаптация первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы, связанные с процессом адаптации первоклассников рассматривались многими отечественными психологами, такими как, Истратова О.Н., Гончарова Е.В., Коган В.В., Мухина B.C., Бурменская Г.В. и др. так как поступление ребенка в первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования адаптации к школе первоклассников…………………………………………………………………6
Понятие сущность адаптации………………………………………………...6
Показатели адаптации и дезадаптации………………………………………9
Факторы адаптации первоклассников в школе……………………………16
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников ………...20
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27
Глава 2. Результаты исследования адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………….29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………29
2.2 Уровни адаптации первоклассников……………………………………….30
2.3 Теоретическое обоснование программы направленной на оптимизацию адаптации………………………………………………………………………...31
2.4 Проверка эффективности результатов программы………………………..35
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….48
Приложение……………………………………………………………………..51
Приложение 1. Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л.М. Ковалева
Приложение 2. «Диагностика отношения ребенка к школе»…………………54
Приложение 3. Коррекционно – развивающая программа, направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению………………………………………………………………………...58
Приложение 4. Рекомендации для родителей………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая про адап.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

Игра 3. “Слушай хлопки!”

Дети двигаются свободно под спокойную музыку. Когда руководитель хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую  позу.

Количество хлопков:

  • Поза “Аиста” (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую).
  • Поза “Лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу).
  • Возобновление ходьбы.

Игра 4. “Тактильный образ”.

Дети разбиваются на пары. Один из пары встаёт вперёд, другой за ним. Стоящий сзади ребёнок рисует на спине своего партнёра образ, например, кораблик, дом, солнышко, цветок и т.д. Партнёр должен определить, что нарисовано. Если он угадал, пара делает шаг вперёд, а дети меняются местами. Побеждает та пара, которая быстрее доходит до руководителя.

Игра 5. “Монолог картошки”.

Детям предлагается представить, что картошка ожила и начала говорить. Они должны за 5 минут придумать  монолог картошки и рассказать его. Если дети затрудняются, то можно рассказать несколько возможных вариантов. В конце игры выделяются лучшие монологи.

Рефлексия.

Занятие №8.

Задачи: расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического мышления, произвольного внимания, развитие пространственной ориентации.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение, набор предметных картинок.

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Молекулы”.

Дети свободно двигаются  по кабинету под музыку (или без  неё). По сигналу руководителя им нужно  объединиться в группы по двое, трое, четверо. Те, кто не вошёл в группу, выбывают из игры.

Содержание занятия.

Игра 2. “Слушай хлопки!”

Повторение игры из занятия 7. В случае если дети успешно справляются  с заданием, можно добавить 1-2 новых  позы. Можно придумать новые позы совместно с детьми.

Игра 3. “Рассказ наоборот”.

Детям предлагается попробовать  сочинить рассказ наоборот, т.е. с  конца. Начинает рассказ ученик, сидящий  “в конце часовой стрелки”, например, “И после этого они жили долго  и счастливо”. Следующий перед ним сосед продолжает: “Наконец они помирились”. И дальше таким же образом. Тот, кто нарушает обратную последовательность повествования, выходит из игры. В эту игру нужно поиграть два раза. В первый раз не следует исключать детей из игры, а нужно им помочь исправить ошибку. В конце игры выделить из детей лучших.

Игра 4. “Футболист”.

Из детей выбираются футболист и ведущий. Футболисту завязывают глаза. Недалеко от него кладётся мяч. Ведущий, словами направляя  футболиста, должен привести его к  мячу. Предварительно нужно наметить ворота, в которые должен попасть мяч. Если ребёнок, направляющий футболиста, теряется при объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста также следует поддерживать одобрительными словами.

Игра 5. “Определения”.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, а затем другую. Задача игры состоит  в том, чтобы ребёнок смог придумать  слово, находящееся между двумя  этими словами и служащее как  бы “переходным мостиком” между  ними. Дети отвечают по очереди. Следует привести примеры (так для слов “гусь” и “дерево” могут быть названы слова “летать”, “вырезать” (из дерева гуся), “спрятаться” и т.д.). В конце игры нужно отметить, кто из детей смог быстро и правильно справиться с заданием.

Рефлексия.

Занятие №9.

Задачи: развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, наблюдательности, восприятия, памяти.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, ручки, бумага.

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Зоопарк”.

Каждому из детей даётся задание изобразить какое-либо животное (движениями, мимикой). Затем каждому  “животному” нужно найти себе пару. Руководитель даёт задание каждому  ребёнку так, чтобы не слышали  остальные. Двум детям даётся изобразить одинаковых животных, но так, чтобы они не знали об этом.

Содержание занятия.

Игра 2. “Футболист”.

Повторение игры из занятия 8.

Игра 3. “Кто что сделал?”

Из группы детей выбирают 3-4 ребёнка. Один из них – водящий. Остальные дети – зрители. 2-3 ребёнка поочерёдно показывают водящему какие-то действия. Водящий смотрит и старается запомнить их. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел. Желательно, чтобы дети показывали не сложные действия. Во время игры нужно, чтобы звучала весёлая музыка. Игру можно повторить 4-5 раз, поменяв при этом водящих и показывающих. В конце игры следует выделить самых внимательных водящих, которые повторили всё без ошибок (или допустили ошибок меньше других).

Игра 4. “Невидимые слова”.

Руководитель в воздухе  “пишет” простые слова. А дети, если сумели их прочесть, записывают слова  себе на листок. Руководитель в конце  выбирает самых сообразительных. Психолог пишет пять слов. Слова лучше выбирать из 2-х, 3-х слогов.

Игра 5. “Запомни место”.

Руководитель быстро и чётко называет место в комнате  для каждого ребёнка, которое  он должен занять по команде. Например, угол, стул, около двери, около окна, в центре комнаты и т.д. По команде  “Заняли места!” дети разбегаются  по своим местам.

Рефлексия.

Занятие №10.

Задачи: развитие зрительного восприятия, самоконтроля, воображения, умения ориентироваться в чувствах других людей.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, ручки, бумага, репродукция портрета, “Азбука настроений”.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Послушаем тишину”.

Руководитель предлагает детям несколько минут послушать  тишину. В конце игры дети делятся  своими впечатлениями.

Содержание занятия.

Игра 2. “Невидимые слова”.

Повторение игры из занятия 9.

Игра 3. “Монолог портрета”.

Детям предлагается рассмотреть  портрет, за несколько минут (5-7) придумать  монолог этого портрета. В конце  игры следует отметить лучшие монологи.

Игра 4. “Заколдованные” (под музыку).

Выбирается водящий. Остальные дети свободно расходятся по комнате. По команде “Стоп!” все замирают. Водящий старается рассмешить “заколдованного”, и если ему это удаётся, “заколдованный” помогает водящему. Игра прекращается, когда все участники “расколдованы”. Выигрывают самые стойкие. Желательно, чтобы в роли водящего побывали все дети.

Игра 5. “Пасьянс”.

Руководитель раскладывает перед детьми вертикально все  карточки с одним персонажем. Дети должны разложить остальные карточки по настроениям, т.е. рядом с весёлой  кошкой положить весёлого попугая, рыбу, мышку и т.д. так, чтобы по горизонтали были разложены разные персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки занимали карточки с одним и тем же персонажем. В случае затруднений у ребёнка, ему следует помочь.

Рефлексия.

Занятие №11.

Задачи: развитие внимания, самоконтроля, умения распознавать чувства других людей, восприятия; снятия агрессии и страхов.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, листы бумаги, “Азбука настроений”, краски, мяч.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “В мяч”.

Дети свободно двигаются  под весёлую музыку. У одного из детей в руках мяч. Он кидает его  и кричит имя любого из присутствующих детей. Тот, чьё имя назвали, должен подбежать и поймать мяч; задуматься, назвать следующее имя и т.д. Тот из детей, кто не услышал своё имя, становится “зрителем” (выбывает из игры). Если в группе есть дети с одинаковыми именами, то на время игры их следует изменить.

Содержание занятия.

Игра 2. “Имитация”.

Одного участника просят найти среди карточек всех весёлых  людей и зверей, другого – всех недовольных и т.д. Если ребёнок  допускает ошибки, их нужно исправить  при помощи других детей. После того, как ребёнок правильно найдёт всех персонажей, ему можно предложить изобразить на своём лице сходное настроение. Выигрывает из ребят тот, кто сделает это лучше других.

Игра 3. “Цвета”.

Каждому ребёнку нужно  подумать и назвать пять предметов  одного цвета (жёлтого, синего, зелёного, белого, красного и т.д.). Тот, кто не сможет за 1 минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры. Повторяться не разрешается. Первоначально детям можно немного помочь.

Игра 4. “Кто быстрей?”

Руководитель раздаёт  каждому из ребят по шесть карточек с одним и тем же персонажем. Затем называет какое-то настроение, а дети должны как можно быстрее положить на стол ту карточку, на которой их персонаж изображён в названном настроении. Ошибки детей в ходе игры следует исправлять.

Игра 5. “Кляксы” (“рисунок настроения”).

Детям предлагается взять на кисточку краску того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа получившаяся клякса. Возможна интерпретация клякс в зависимости от цвета и формы.

Рефлексия.

Занятие №12.

Задачи: развитие внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умение распознавать чувства и настроение других людей, снятие страхов перед школой.

Инструментарий: “Азбука настроений”, какой-либо предмет (например, ручка, ластик, линейка и т.д.).

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Другой, иной…”

Руководитель предлагает детям предмет (ручку, ластик, линейку и т.д.). Ребятам нужно представить себе, что вместо этого предмета у них в руках другой и показать (движениями) использование вымышленного предмета. Остальные дети должны догадаться, что имеет в виду водящий.

Содержание занятия.

Игра 2. “Угадай чувства”.

Детям предлагается за несколько  минут придумать, а потом изобразить с помощью жестов и мимики определённое чувство. Другие дети пытаются отгадать то чувство, которое изображает ребёнок.

Игра 3. “Кто быстрей?”

Повторение игры из занятия 11.

Игра 4. “Инсценировка”.

Дети разбиваются на группы. Каждая из групп должна подготовить (за 10 минут) сценку, где дети обыграли бы придуманные ими ситуации, касающиеся плохого или хорошего настроения человека. Во время подготовки группами сценок руководитель может оказывать ребятам небольшую помощь.

Игра 5. “Сочини рассказ”.

Детям предлагается составить  рассказ, который начинается словами  “Маша пошла в школу” (“Когда я прихожу в школу”). По часовой  стрелке каждый ребёнок называет своё предложение, продолжая тему ведущего. В итоге должен получиться коллективный рассказ.

Рефлексия.

Занятие №13.

Задачи: снятие напряженности, страхов, развитие внимания, воображения, восприятия, наблюдательности.

Инструментарий: музыкальное сопровождение, листы бумаги, краски, игрушки (принесённые детьми из дома).

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Дракон кусает свой хвост”.

Звучит весёлая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребёнок – “голова дракона”, последний – “хвост”. “Голова” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается от неё. Ведущими в этой игре нужно дать возможность побывать многим детям.

Содержание занятия.

Игра 2. “Слушай команду”.

Дети маршируют под  музыку. Музыка внезапно прерывается, и ведущий шёпотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки).

Игра 3. “Скучно, скучно так  сидеть”.

Около одной стены  комнаты стоят стулья, их число  равно количеству детей. Около противоположной стены стоят стулья, которых на один меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Руководитель читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё  глядеть.

Не пора ли пробежаться,

И местами поменяться?

Как только руководитель заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достаётся стул.

Игра 4. “Определи игрушку”.

Игрушки расставлены  на столах или стульях. Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку. Этот ребёнок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Остальные дети громко говорят: “Правильно!” или “Неправильно!” Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребёнок, который будет загадывать загадку. Дети могут между собой обсуждать какую игрушку и как лучше показать. Если ребёнок не может угадать игрушку, он вновь остаётся водящим, а дети выбирают другого человека, который будет загадывать загадку.

Информация о работе Адаптация первоклассников к школе