Адаптация первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы, связанные с процессом адаптации первоклассников рассматривались многими отечественными психологами, такими как, Истратова О.Н., Гончарова Е.В., Коган В.В., Мухина B.C., Бурменская Г.В. и др. так как поступление ребенка в первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования адаптации к школе первоклассников…………………………………………………………………6
Понятие сущность адаптации………………………………………………...6
Показатели адаптации и дезадаптации………………………………………9
Факторы адаптации первоклассников в школе……………………………16
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников ………...20
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27
Глава 2. Результаты исследования адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………….29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………29
2.2 Уровни адаптации первоклассников……………………………………….30
2.3 Теоретическое обоснование программы направленной на оптимизацию адаптации………………………………………………………………………...31
2.4 Проверка эффективности результатов программы………………………..35
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….48
Приложение……………………………………………………………………..51
Приложение 1. Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л.М. Ковалева
Приложение 2. «Диагностика отношения ребенка к школе»…………………54
Приложение 3. Коррекционно – развивающая программа, направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению………………………………………………………………………...58
Приложение 4. Рекомендации для родителей………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая про адап.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

 

Для успешной адаптации  младших школьников к учебно-воспитательному  процессу необходимо создать ряд  условий не только в первый год  обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в начальной  школе:

— проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;

— на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;

— использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;

— установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;

— осуществлять коллективную, групповую форму работы с детьми;

— реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;

— учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;

— осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.

 

Выводы  по I главе

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее формирование всего организма ребенка, изменяется ведущий тип деятельности и социальная ситуация ребенка. Вследствие этого, у  ребенка могут возникнуть сложности в адаптации к новому этапу его развития и соответственно возникают трудности в обучении, которые необходимо своевременно корректировать во избежание более тяжелых последствий.

Школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т.д. незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Успешно организованное психологическое сопровождение  открывает перспективы личностного  роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

Психологическое сопровождение процесса адаптации  первоклассников включает в себя не только непосредственную работу психолога  с ребенком, но и постоянное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями и родителями.

В рамках психологического сопровождения реализуются различные  направления деятельности школьного  психолога с учащимися, с учителями  и родителями. Это включает психологическое  просвещение, психопрофилактику, консультирование, диагностику, коррекционно-развивающее направление.

Задача школьного  психолога организовать психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации  первоклассников таким образом, чтобы процесс перестройки всех сфер ребенка прошел успешно и не привел к дезадаптации.

Совместные  усилия учителей, родителей, врачей и  школьного психолога способны снизить  риск возникновения у ребенка  школьной дезадаптации и трудностей дальнейшего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Результаты исследования адаптации первоклассников к школе

2.1 Организация и методы исследования

Экспериментальное исследование направленное на изучение адаптации первоклассников было проведено на базе МБОУ  СОШ №10 с учащимися  1 класса. Объем выборки  составил 22 человека.

Цель исследования: изучить и создать условия для успешной адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

  • Осуществить подбор диагностических методик;
  • Провести диагностирование участников с помощью выбранных методик;
  • Разработать программу и применить программу по коррекции социально-психологичесю адаптации первоклассников к школе;
  • Разработать рекомендации для родителей;

Для изучения особенностей социально-психологической адаптации  первоклассников к школе использовали следующие методики: ервоклассников к школе», а также методика «Диагностика отношения ребенка к школе».

Целью опросника  для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л.М. Ковалевой) является: изучение особенностей адаптации первоклассников к школе. При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера,  в  которых описаны  фрагменты  поведения,  характерные для конкретного ребенка.

При обработке  бланков подсчитывается количество баллов,  набранных ребенком. Подсчитав  их, можно по специальной формуле определить коэффициент дезадаптации конкретного ребенка.

Методика «Диагностика отношения ребенка к школе» состоит из 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня) и общее самочувствие (5 уровней); а так же успеваемость (4 уровня).

Выбирается  наиболее характерный для ребенка  уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации.

 

2.2 Уровни адаптации первоклассников

Независимо  от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации  у учащихся всегда происходит. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Особенности адаптации  первоклассников (резкость, широта и  глубина изменений). Длительность – 5-7 недель (обычно до середины декабря, т.е. до окончания обучения грамоте). Наиболее сложные из них обычно первые четыре. Дети далеко не с одинаковой успешность «вживаются» в новые условия жизнедеятельности.

 В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе. [24]

Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей, общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

 

2.3 Теоретическое обоснование программы направленной на оптимизацию адаптации первоклассников

Данная программа  разработана в связи с научным  исследованием по теме «Адаптации первоклассников к школе». В отечественной и зарубежной литературе данной проблемой занимались В.Н. Грибов, Г.М. Чуткина, В.Е. Каган, В.В. Коган также Т.В. Дорожовец, Шварцман О.А. и многие другие.

Цель коррекционной программы: создать условия для успешной адаптации первоклассников к школе.

Актуальность  данной темы связана с тем, что  поступление в школу и 

начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период труден и для ребенка, который прошел подготовительный этап в ДОУ, и для того, который находился на домашнем воспитании.

Воспитанники  первого класса, в силу индивидуальных психофизических особенностей, с трудом адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы на уроке, учебной программой.

Учебная деятельность требует определенного уровня социально-психологической  зрелости, развития школьно-значимых психофизических функций, а также познавательной деятельности. Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов: внимание неустойчивое, процесс запоминания продолжителен во времени, преобладающая форма мышления - наглядно-действенная, воображение репродуктивное.

В результате у  детей наблюдаются страхи, неадекватные реакции на ситуации (агрессивное поведение, замыкание в себе, избегание контактов), а также признаки «школьного невроза» или «фобии школы», что характерно для процесса дезадаптации.

Программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических функций в процессе изобразительной и игровой деятельности; повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

- создание условий оптимального возрастного развития личности младшего школьника в целом, включающих охранно-стимулирующий режим, распределение нагрузок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- организация коррекционно-развивающих воздействий с использованием различных методов;

- коррекция и развитие мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации движений, координации в системе «глаз-рука», увеличение объема зрительного восприятия.

При разработке программы учитывались принципы построения коррекционных программ:

  • системности и последовательности;
  • непрерывности и целостности;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • единства коррекции и диагностики;
  • учета объема и степени разнообразия материала;
  • активного привлечения социального окружения к работе  сребенком.

Вид программы:

  • по характеру направленности: каузальная (причинная);
  • по содержанию: коррекция познавательной сферы, личности;
  • по форме работы: групповая со смешанной формой (индивидуально-групповая);
  • по продолжительности: длительная;
  • по масштабу решаемых задач: частная.

 Сроки проведения: декабрь - февраль.

Количество  занятий: 14; два раза в неделю по 40 минут.

Форма проведения: групповая.

Количество  участников: 10.

Методы: игротерапия, изотерапия, психорегулирующие тренировки.

Адресат:

- обучающиеся первого класса в адаптационном периоде;

- обучающиеся младших классов с выраженным уровнем тревожности и низкой социально-психологической зрелостью, признаками дезадаптации.

Структура занятия:

1-й блок: ритуал приветствия, разминка, игровые задания средней и малой подвижности, упражнения психорегулирующей тренировки.

Продолжительность: 15 минут.

Формы работы: фронтальная, работа в кругу.

Задача первого блока: снятие эмоционального напряжения, формирование положительного эмоционального отношения к собственным практическим действиям, развитие зрительного восприятия, внимания.

2-й блок: упражнения направленные на создание и обсуждение проблемной ситуации; доверительная беседа с детьми; рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог); обучения навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия, ритуал прощания. Продолжительность: 25 минут.

Формы работы: фронтальная, работа в кругу.

Задача второго блока: Формирование чувства уверенности в собственных силах.

Используя методическое обеспечение, представленное в программе, психолог или педагог может варьировать  игры и упражнения 1-го и 2-го блоков, используя свою фантазию и воображение, творческие возможности; опираясь на особенности  класса и индивидуальные возможности учащихся.

Информация о работе Адаптация первоклассников к школе