Адаптация первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы, связанные с процессом адаптации первоклассников рассматривались многими отечественными психологами, такими как, Истратова О.Н., Гончарова Е.В., Коган В.В., Мухина B.C., Бурменская Г.В. и др. так как поступление ребенка в первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования адаптации к школе первоклассников…………………………………………………………………6
Понятие сущность адаптации………………………………………………...6
Показатели адаптации и дезадаптации………………………………………9
Факторы адаптации первоклассников в школе……………………………16
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников ………...20
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27
Глава 2. Результаты исследования адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………….29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………29
2.2 Уровни адаптации первоклассников……………………………………….30
2.3 Теоретическое обоснование программы направленной на оптимизацию адаптации………………………………………………………………………...31
2.4 Проверка эффективности результатов программы………………………..35
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….48
Приложение……………………………………………………………………..51
Приложение 1. Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л.М. Ковалева
Приложение 2. «Диагностика отношения ребенка к школе»…………………54
Приложение 3. Коррекционно – развивающая программа, направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению………………………………………………………………………...58
Приложение 4. Рекомендации для родителей………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая про адап.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Коррекционно  – развивающая программа, направленная на повышение уровня адаптации первоклассников  к школьному обучению

Занятие №1.

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микро-группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, работа со словарным запасом.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога. Ознакомление ребят с  целями и задачами занятий, с формой проведения встреч, с правилами поведения в группе.

Вводная часть.

Игра 1. “Создаём хорошее  настроение”.

“Улыбнитесь! Скажем добрые слова друг другу. Составим “Азбуку хороших слов”. Вспомним добрые и хорошие слова на букву “а” (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, активный, апельсиновый, арбузный…).

Содержание занятия.

Игра 2. “Исходное положение”.

“Внимание, друзья, приглашаю вас поразмяться! Расположитесь на своих стульях поудобнее. По моей команде “Встали!” вы должны быстро встать, а по команде “Сели!” нужно быстро сесть. Надо постараться всем одновременно вставать, а затем садиться”.

Игра 3. “Мяч”.

“Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться”. Все встают в круг. По часовой стрелке передаётся мяч и называются имена. После того, как каждый по порядку назвал своё имя, мяч кидается одним ребёнком другому. Тот, кто кидает мяч, должен назвать имя того, кому мяч адресован. Если кто-либо ошибается с именем, тот должен назвать имена всех.

Игра 4. “Тропинка”.

Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг другу, причём ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель: перепрыгивает рвы, а остальные дети повторяют его движения. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий в змейке ребёнок.

Когда все побывают в  роли ведущего, оценивается самый  оригинальный ведущий. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Возможные препятствия: ров, лес, болото, речка, дикий зверь, др.

Игра 5. “Штирлиц”.

Выбирается ведущий. Остальные  игроки замирают в разных позах. Ведущий  должен запомнить позы играющих, их одежду. Затем ведущий отворачивается (закрывает глаза), а играющие делают пять изменений в позах, одежде. Ведущий  должен вернуть всех в исходное положение.

На первом занятии  достаточно, чтобы ведущими побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, то можно  сократить до трёх.

Рефлексия.

С чем мы познакомились  на занятии?

Что вам понравилось  на нём?

Для чего мы играем в эти игры?

Занятие №2.

Задачи: стимулирование, внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, работа со словарным запасом.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия прошлого занятия(вспомнить игры, цели, правила занятий).

Игра 1.“Исходное положение”.

“Внимание, друзья, приглашаю вас поразмяться! Расположитесь на своих стульях поудобнее. По моей команде “Встали!” вы должны быстро встать, а по команде “Сели!” нужно быстро сесть. Надо постараться всем одновременно вставать, а затем садиться”.

Содержание занятия.

Игра 2. “Закончи слово”.

В этой игре дети заканчивают  слова, которые начинаются с определенных слогов, например, - ра -, -зем -, -го-, -па-.

Ведущий (психолог) кидает детям мяч и говорит первый слог слова, а они должны поймать мяч и, кинув его обратно, договорить это слово.

Игра 3. “Тропинка”.

Повторяется игра из предыдущего  занятия. Ведущими должны быть те, кто  не был на первом занятии.

Игра 4. “Штирлиц”.

Игра проводится под  спокойную тихую музыку. Игра повторяется  сначала в том же варианте, а  затем усложняется с помощью  увеличения количества изменений. После  игры выделяются самые наблюдательные и внимательные из ребят.

Игра 5. “Гомеостат”.

Дети собираются в круг. По команде руководителя все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же число пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться, т.е. согласовывать свои действия.

Рефлексия.

Занятие №3.

Задачи: развитие межличностного общения в группе, тактильной памяти, внимания, пополнение словарного запаса.

Инструментарий: мяч, платок.

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Хлопки”.

Дети встают в круг. Выбирают водящего, который встаёт в начале круга, т.е. в начале движения часовой стрелки. Затем водящий  делает хлопок в ладоши, стоящий  следующим около него ребёнок  повторяет хлопок, следующие дети по очереди тоже хлопают по одному разу. Затем водящий может подойти к любому месту круга и после того, как он хлопнет в ладоши, следующие дети по очереди хлопают. Место постоянно определяет водящий.

Содержание занятия.

Игра 2. “Конспиратор”.

Дети встают в круг, лицом к центру. Выбирается водящий, который становится внутрь круга. Он внимательно смотрит на ребят, затем  ему завязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами  и к одному из ребят подводят водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его подводят.

Игра 3. “Закончи предложение”.

Игра аналогична игре “Закончи слово” (занятие 2), только теперь детям нужно, поймав мяч и кинув  его обратно руководителю, закончить  предложение: летом тепло, а зимой…(холодно); птицы летают, а змеи…(ползают); осенью листья жёлтые, а летом…(зелёные); сахар сладкий, а лимон…(кислый) и т.д.

Если ученик неверно  заканчивает предложение, то это  предложение нужно разобрать  и выяснить, почему слово, подобранное учеником, не подходит. Необходимо подобрать правильное слово и объяснить, почему оно подходит.

Игра 4. “Гомеостат”.

Повторяется на этом занятии  не более 3-х раз. Подводится итог игры. Отмечаются все положительные моменты  выполнения этого задания.

Рефлексия.

Занятие №4.

Задачи: развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы.

Инструментарий: мяч, платок.

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Песня”.

Дети сидят по кругу на стульях. В середину круга выходит ведущий. Выбирается песня, которую хорошо знают все. В песне должно быть не более 2-х куплетов. Если нужно, то можно напомнить слова песни. По первому хлопку ведущего дети начинают петь песню, по второму хлопку – пение продолжается, но только мысленно (про себя, не вслух), по третьему хлопку – вновь все поют вслух.

Содержание занятия.

Игра 2. “Конспиратор”.

Повторение игры из занятия 3. После игры из детей выделяются наиболее внимательные и наблюдательные.

Игра 3. “Переходы”.

Дети встают в круг лицом к центру. По команде руководителя они должны сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял  участник с самыми тёмными волосами. Рядом должен сидеть тот, у кого волосы посветлей, а крайнее левое место  займёт тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. Тот, кто нарушает правила, выбывает из игры. Игра проводится не более 3-х раз. Если многие дети допускают ошибки, то следует разобраться, почему эти ребята не нашли своего места.

Игра 4. “Кто есть кто? Что  есть что?”.

Дети вспоминают, что  некоторые слова можно по определенному  признаку отнести к какому-либо классу (группе). Выясняется, какие группы знают  дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья, цветы и т.д.). Дети выстраиваются в круг. Руководитель бросает мяч одному из детей, а ребёнок должен поймать мяч и, бросив его обратно, сказать слово, которое относится к группе (домашних животных, деревьев, мебели, цветов, овощей и т.д.). Игра идёт на выбывание.

Игра 5. “Гомеостат”.

Игра из занятий 2 и 3. Повторяется в том случае, если не удалась в предыдущем занятии.

Рефлексия.

Занятие №5.

Задачи: развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, произвольности движений.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Вступительное слово психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Последняя буква”.

Крайний игрок называет слово (существительное в единственном числе и в именительном падеже). Следующий участник игры вспоминает слово, которое начинается с последней буквы слова, придуманного первым участником.

Содержание занятия.

Игра 2. “Переходы”.

Игра из занятия 4; проводится не более 2-х раз. Если будут дети, которые допустили ошибки, им следует  ещё раз объяснить их ошибку.

Игра 3. “Кто есть кто? Что  есть что?”.

Игра из занятия 4. В  этом занятии берутся следующие  группы слов: овощи, фрукты, деревья.

Игра 4. “Запретное движение”.

Звучит весёлая ритмичная  музыка. Дети стоят полукругом, в  центре – ведущий. Он показывает несколько  движений, одно из которых (например, приседание) – запретное. Дети должны повторить все действия ведущего кроме запретного. Тот, кто ошибся, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками. В игру лучше первый раз поиграть не более 2-х раз, причём ведущих следует заранее подготовить, чтобы не терялись и знали, что им делать, какие движения показывать.

Игра 5. “Гомеостат”.

Если игра на предыдущих занятиях не получилась, то её нужно  повторить.

Рефлексия.

Занятие №6.

Задачи: развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления (умения определять, к какой группе относится слово).

Инструментарий: мяч.

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Кто летает?”

Дети встают в круг, лицом к центру. Руководитель начинает спрашивать у детей, кто может летать, а кто не может. Дети должны постараться отвечать на вопросы быстро, без пауз, одновременно. Если руководитель называет кого-либо или что-либо способное летать, ребята должны хором ответить ”Летает!” – и показать, как это происходит. Если же названный объект не летает, дети молчат.

Содержание занятия.

Игра 2. “Запретное движение”.

Повторяется игра из занятия 5. На этом занятии ведущего не нужно  заранее готовить к игре.

Игра 3. “Запомни порядок”.

4-5 участников выстраиваются в “паровозик”. Водящий смотрит на “паровозик” 1 минуту (можно немного меньше), а затем отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стоят в “паровозике”.

Игра 4. “Угадай группу”.

Кидая мяч, руководитель называет любое слово, а ребёнок, поймав мяч и кинув его обратно, должен сказать, к какой группе относится это слово. С детьми нужно перед игрой обговорить, что называть можно такие слова, которые он сам и другие дети смогут отнести к определённой группе. Если детям трудно придумывать слова, то надо им помочь и назвать несколько примеров. При допущении ошибок следует их исправлять.

Игра 5. “Составим сказку”.

С детьми выбирается хорошо знакомая им сказка. При необходимости  можно кратко вспомнить её содержание. Каждый ребёнок говорит по одному предложению из сказки, причём так, чтобы получилась целая сказка. Если у кого-то из детей возникают трудности, ему нужно помочь. Помочь может руководитель или сами дети.

Рефлексия.

Занятие №7.

Задачи: расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, воображения.

Инструментарий: музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Вступительное слово  психолога.

Вводная часть. Рефлексия  прошлого занятия.

Игра 1. “Животные”.

Дети изображают с  помощью жестов, мимики, движений представителей животного мира. Можно играть в эту игру, разбив предварительно детей на две группы. Представители каждой из этих групп загадывают друг другу животных, а другие отгадывают, какого животного загадали.

Содержание занятия.

Игра 2. “Составим сказку”.

Меняются условия игры. Усложняются правила игры: каждое предложение должно начинаться на букву  п, н, м, р, и т.д. Детям может быть трудно самим справиться с данным условием. Ребятам нужно помочь, подсказать принцип подбора слов, с которых будет начинаться каждое предложение сказки.

Информация о работе Адаптация первоклассников к школе