Адаптация первоклассников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы, связанные с процессом адаптации первоклассников рассматривались многими отечественными психологами, такими как, Истратова О.Н., Гончарова Е.В., Коган В.В., Мухина B.C., Бурменская Г.В. и др. так как поступление ребенка в первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования адаптации к школе первоклассников…………………………………………………………………6
Понятие сущность адаптации………………………………………………...6
Показатели адаптации и дезадаптации………………………………………9
Факторы адаптации первоклассников в школе……………………………16
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников ………...20
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27
Глава 2. Результаты исследования адаптации первоклассников к школе…………………………………………………………………………….29
2.1 Организация и методы исследования………………………………………29
2.2 Уровни адаптации первоклассников……………………………………….30
2.3 Теоретическое обоснование программы направленной на оптимизацию адаптации………………………………………………………………………...31
2.4 Проверка эффективности результатов программы………………………..35
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы…………………………………………………………….48
Приложение……………………………………………………………………..51
Приложение 1. Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л.М. Ковалева
Приложение 2. «Диагностика отношения ребенка к школе»…………………54
Приложение 3. Коррекционно – развивающая программа, направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению………………………………………………………………………...58
Приложение 4. Рекомендации для родителей………………………………72

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая про адап.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)

Этапы реализации программы:

1. Водный этап.

Включает в  себя 1 занятие. Задачи данного этапа: установление с детьми эмоционально-позитивного  контакта.

2. Основной этап.

Включает в  себя 12 занятий. Задачи данного этапа: создание и обсуждение проблемной ситуации; доверительная беседа с детьми; рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог); обучения навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения, активные действия, ритуал прощания.  с использованием различных упражнений и методик.

3.     Заключительный этап.

Включает 1 занятие. Задачи данного этапа: снятие эмоционального напряжения, формирование чувства уверенности  в собственных силах.

 

2.4 Проверка эффективности результатов программы

Исследование  было проведено в соответствии со всеми требованиям прописанными в данных методиках.

По полученным данным можно сделать определенные выводы.

Опросник для  учителя «Психологаческий анализ особенностей адаптации первоклассников школе» (Л.М.Ковалевой).  Показатели сформированности социально - психологической адаптации первоклассников к школе, по результатам данного опросника помещены в таблице 3, а также на рисунке 1.

 

 

Таблица 3

Показатели  сформированности социально-психологической адаптации первоклассников к школе

 

Степень дезадаптации

Кол-во детей

Отсутствие дезадаптации

3

Средняя степень

8

Высокая степень

11


 

 Из данной таблицы видно, что дезадаптация отсутствует у 3-х человек –  13,6%, средняя степень дезадаптации у 8 детей – 36,4%,  и высокая степень дезадаптации у 11 человек – 50%. 

По методике «Диагностика отношения ребенка к школе». Были получены следующие результаты, которые представлены в Таблице 4.

Таким образом, высокий уровень адаптации отмечен у 5 испытуемых (22,7 %), средний уровень адаптации - у 14 учащихся (63,6 %), низкий уровень адаптации у 3 участников эксперимента (13,7 %).

Таблица 4

Результаты  первичного диагностирования уровня адаптации  первоклассников по методике «Диагностика отношения ребенка к школе»

n=22

№ п/п

Фамилия,

имя ребенка

Высокий уровень  адаптации

Средний уровень  адаптации

Низкий уровень  адаптации

1

Ю.Р.

   

33 балла

2

Ш.В.

   

25 баллов

3

А.Б.

   

26 баллов

4

А. Г.

 

24 балла

 

5

Б.С.

17 баллов

   

6

Щ.Д.

 

24 балла

 

7

В.А.

 

19 баллов

 

8

Н.П.

14 баллов

   

9

И.Л.

16 баллов

   

10

Ш.Д.

 

19 баллов

 

11

Л.А.

 

22 баллов

 

12

М.Р.

 

24 баллов

 

13

О.С.

 

21 баллов

 

14

П.А.

 

24 баллов

 

15

Р.В.

 

18 баллов

 

16

Р.А.

 

20 баллов

 

17

СЕ.

 

18 баллов

 

18

Т.К.

16 баллов

   

19

Ч.Я.

 

18 баллов

 

20

Ч.В.

17 баллов

   

21

Ш.В.

 

18 баллов

 

22

Б.Д.

 

19 баллов

 
 

Общее количество

5

14

3


 

Графически  полученные результаты в абсолютном и относительном выражении представлены на рисунке 1.

 

 

Рис. 1 Результаты первичного  диагностирования уровня адаптации первоклассников  по методике «Диагностика отношения ребенка к школе»

 

Таким образом, по полученным результатам, хорошо видно, что в данном классе есть дети, у которых наблюдается дезадаптация к школе.

Это говорит  о том, что в данном классе нужно  проводить  коррекционную работу по социально-психологической адаптации  к школе.

Оценка эффективности проводится в начале реализации программы и в конце с помощью:

  • Опросника для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»;
  • Методики «Диагностика отношения ребенка к школе»;
  • Метода наблюдения.

Цель  программы: создание условий для успешной адаптации детей школе, к классу, к учителям.

В соответствии с поставленной целью были выделены задачи, которые способствовали:

  • развитию самосознания ребенка;
  • обучению анализа своих чувств  и своих  поступков;
  • обучению  успешному  взаимодействию  детей  друг  с   другом, учителями, с родителями;снижение значимости травмирующего фактора;
  • повышению самооценки;
  • снижение значимости неудачных поступков и действий.

Реализуя цели программы, мы воспитываем  и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые, навыки и умения:

  • уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;
  • эффективно взаимодействовать, общаться;
  • справляться с волнениями и стрессом; 
  • делать   выбор   и   принимать   решения; 
  • критически   мыслить;
  • сопротивляться и противостоять.

Методы:

Для раскрытия темы занятия использовались:

1)дискуссия, обсуждение;

2)мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопрос;

3)работа в парах;

4)рисунок;

5)игра (детям объясняется, что игра — это только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться); драматизация (разыгрывание различных ситуаций); работа малых группах.

Содержание  носит вариативный характер и  может быть изменено в зависимости  от конкретной проблемы детей и их возраста.

Сравнительный анализ результатов исследования уровня адаптации первоклассников к школьному обучению

Повторное диагностирование учителя с помощью опросника «Психологаческий анализ особенностей адаптации первоклассников школе» (Л.М.Ковалевой).  Показатели сформированность социально - психологической адаптации первоклассников к школе, результаты данного опросника помещены в таблице 5, а также на рисунке 2.

Таблица 5

Показатели  сформированности социально-психологической  адаптации первоклассников к  школе

 

Степень дезадаптации

Кол-во детей

Отсутствие дезадаптации

11

Средняя степень

8

Высокая степень

3


 

 Из данной таблицы видно, что дезадаптация отсутствует у 11 человек – 50% средняя степень дезадаптации у 8 детей – 36,4%,  и высокая степень дезадаптации у 3-х человек –13,6%. 

Сравнение результатов первичного и повторного диагностирования позволяют говорить о значительном росте уровня адаптации участников эксперимента.

 

Рис. 2. Сравнение результатов первичного и повторного исследования уровня  адаптации первоклассников по методике «Психологаческий анализ особенностей адаптации первоклассников школе» (Л.М.Ковалевой). 

 

Повторное диагностирование участников эксперимента по методике «Диагностика отношения ребенка к школе» показала следующие результаты, которые представлены в Таблице 6.

Таблица 6

Результаты  повторного диагностирования уровня адаптации  первоклассников по методике «Диагностика отношения ребенка к школе»

n=22

№ п/п

Фамилия, имя  ребенка

Высокий уровень  адаптации

Средний уровень  адаптации

Низкий уровень  адаптации

1

Ю.Р.

   

25баллов

2

Ш.В.

 

22балла

 

3

А.В.

 

20 баллов

 

4

Ж.Ю.

 

20 баллов

 

5

Б.С

9 баллов

   

6

Щ.Д.

15 баллов

   

7

В.А.

9 баллов

   

8

З.Щ.

14 баллов

   

9

Х.Щ.

9 баллов

   

10

Т.Б.

9 баллов

   

11

Л.А.

9 баллов

   

12

М.А.

9 баллов

   

13

О.С

9 баллов

   

14

П.А.

17 баллов

   

15

Р.В.

12 баллов

   

16

Р.А.

11 баллов

   

17

СЕ.

9 баллов

   

18

Т.К.

10 баллов

   

19

Ч.Я.

10 баллов

   

20

Ч.В.

9 баллов

   

21

Ш.В.

11 баллов

   

22

БД.

12 баллов

   
 

Общее количество

18

3

1


 

Таким образом, высокий уровень адаптации наблюдается  у 18 учащихся (81,8 %), средний уровень отмечен у 3 испытуемых (13,6 %), низкий - у 1 участника эксперимента (4,6 %).

Сравнение результатов  первичного и повторного диагностирования позволяют говорить о значительном росте уровня адаптации участников эксперимента.

Так, если при первичном диагностировании высокий уровень адаптации отмечен у 5 испытуемых (22,7 %), средний уровень у 14 учащихся (63,6 %), низкий - у 3 участников эксперимента (13,7 %), то при повторном диагностировании высокий уровень отмечен уже у 18 испытуемых (81,8 %), средний уровень у 3 учащихся (13,6 %), а низкий наблюдается только у 1 участника эксперимента (4,6 %). Можно увидеть, что средний уровень преодолели 11 учащихся и 1 участник эксперимента остался на низком уровне адаптации, хотя стоит отметить, что и его результат изменился с 33 баллов до 25. Это является благоприятной картиной для данного ребенка.

Графическое сравнение  показателей первичного и повторного диагностирования представлено на рисунке 3.

 

Рис. 3. Сравнение результатов первичного и повторного исследования уровня  адаптации первоклассников по методике «Диагностика отношения ребенка к школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по II главе

Подводя итоги  экспериментального исследования влияния  коррекционно-развивающей программы  на процесс адаптации первоклассников к школьному обучению с использованием методики «Психологаческий анализ особенностей адаптации первоклассников школе» (Л.М.Ковалевой).

Показатели  сформированности социально-психологической  адаптации первоклассников к  школе свидетельствуют о том, что дезадаптация отсутствует у 3-х человек –  13,6%, средняя степень дезадаптации у 8 детей – 36,4%,  и высокая степень дезадаптации у 11 человек – 50%.  Повторное диагностирование учителя показало, что дезадаптация отсутствует у 11 человек – 50% средняя степень дезадаптации у 8 детей – 36,4%,  и высокая степень дезадаптации у 3-х человек –13,6%. 

Сравнение результатов  первичного и повторного диагностирования позволяют говорить о значительном росте уровня адаптации участников эксперимента.

  • методики «Диагностика отношения ребенка к школе», можно сделать следующие выводы:

при первичном  диагностировании высокий уровень  адаптации отмечен у 5 испытуемых (22,7 %), средний уровень у 14 учащихся (63,6 %), низкий - у 3 участников эксперимента (13,7 %), то при повторном диагностировании высокий уровень отмечен уже у 18 испытуемых (81,8 %), средний уровень у 3 учащихся (13,6 %), а низкий наблюдается только у 1 участника эксперимента (4,6 %);

можно отметить, что средний уровень преодолели 11 учащихся и 1 участник эксперимента остался на низком уровне адаптации, хотя и его результат изменился с 33 баллов до 25. Это является благоприятной картиной для данного ребенка.

Так как в  результате первичного диагностирования в данной выборке был отмечен  высокий показатель среднего уровня адаптации первоклассников к школьному обучению, то это является условно благоприятной ситуацией для дальнейшей адаптации первоклассников.

В результате проведения психолого-педагогического сопровождения  процесса адаптации первоклассников  при повторном диагностировании отмечено значительное повышение среднего и низкого уровня адаптации первоклассников, что будет способствовать дальнейшему успешному обучению в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме адаптации к  школе свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика социально-психологической  адаптации первоклассников к  обучению в школе полностью не раскрыта. Это связано с возрастным своеобразием детей, поступающих в школу, многообразием факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников, неготовностью учителей начальных классов к выбору содержательного материала и личностно ориентированных методик и технологий в условиях вариативного образования.

В настоящее  время образовательные учреждения не в полной мере реализуют условия, способствующие повышению уровня адаптации  первоклассников к обучению в школе, по-прежнему преобладает формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него.

Можно выделить следующие признаки адаптации ребенка  к школе:

•Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

•Второй признак  насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

•Следующий признак успешной адаптации  это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Информация о работе Адаптация первоклассников к школе