Формы и методы государственной поддержки предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:04, научная работа

Краткое описание

Целью проводимого исследования является изучение способов и методов государственной поддержки предпринимательства в России.
В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:
изучить сущность предпринимательской деятельности как объекта правового регулирования;
выявить особенности правового положения различных субъектов предпринимательской деятельности;
выяснить какие формы и методы государственной поддержки предпринимательства существуют в нашей стране;
среди форм государственной поддержки выделить особенности налоговой поддержки малого предпринимательства;
выявить основные направления создания благоприятных условий для оказания поддержки предпринимательству.

Вложенные файлы: 1 файл

НИ Формы и методы государственной поддержки предпринимательства.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Предпринимать - затевать, решаться                      

                                           исполнить   какое-либо  новое дело, приступать к совершенью чего-либо

                                                      значительного.

                                                               В. И. Даль

 

  Предпринимательство представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленную на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя.1

              Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные и российские учёные, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается.

           Непременным условием успеха в развитии малого предпринимательства является положение о том, что малое предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, создания информативно-консультационных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Этим и обусловлена актуальность данного научного исследования.

            Целью проводимого мною исследования является изучение способов и методов государственной поддержки предпринимательства в России.

           В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:

  • изучить сущность предпринимательской деятельности как объекта правового регулирования;
  • выявить особенности правового положения различных субъектов предпринимательской деятельности;
  • выяснить какие формы и методы государственной поддержки предпринимательства существуют в нашей стране;
  • среди форм государственной поддержки выделить особенности налоговой поддержки малого предпринимательства;
  • выявить основные направления создания благоприятных условий для оказания поддержки предпринимательству.

               Информационную базу для проведения исследования составляют нормативно-правовые акты нашей страны, учебные пособия по предпринимательскому и коммерческому праву, комментарии законодательства, периодические издания, научные статьи и публикации.

              Структурно работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы.

              В первой главе проводимой мною исследовательской работы рассмотрены сущность и содержание малого и среднего предпринимательства в современном законодательстве России.

              Вторая глава включает рассмотрение вопросов государственной поддержки предпринимательства.

              В Главе третьей также рассматривается то, как поддерживают предпринимательство в других странах. На основе этого проделан синтез благоприятствующих условий по оказанию поддержки предпринимательства в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание предпринимательства  в современном законодательстве.

 

         Правовой основой оказания мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ.

 

         В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.2

 

         К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям3:

 

для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

 

средняя численность  работников за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

 

          Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

        Количество принятых в последние годы законодательных и правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие) свидетельствует, прежде всего, о том, что развитию  предпринимательства  уделяется большое внимание. Как и другие отрасли российского законодательства, предпринимательское законодательство не является застывшим и окончательно оформившимся - оно постоянно развивается и совершенствуется. Его развитие и совершенствование происходит двумя путями: путем принятия новых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления предпринимательской деятельности, и путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты. В числе основных направлений развития и совершенствования предпринимательского законодательства можно назвать следующие:

- устранение пробелов  в действующем законодательстве, урегулирование на уровне федеральных законов тех видов предпринимательской деятельности, которые в настоящее время не регулируются специальными законами, но нуждаются в регулировании;

- обновление существующего  нормативно-правового материала  ввиду отставания действующего законодательства от практики вследствие изменения социально - политических и экономических условий, в расчете на которые они принимались;

- устранение противоречий  и несогласованности, которые  имеют место в действующем  законодательстве и выявляются  в процессе правоприменительной практики.4

         Проблема возможной кодификации предпринимательского права в настоящий момент остро обсуждается, но на этот счёт нет единого мнения. Кодификация необходима для решения целого ряда публично-правовых вопросов по государственному регулированию экономики. В нашей стране предпринимательские отношения всегда регулировались гражданским правом, торговое право рассматривалось в качестве подотрасли права гражданского. На мой взгляд,  поскольку предпринимательство представляет собой достаточно специфическое явление и для его регулирования необходим особый механизм хозяйственно-правового регулирования,  - предпринимательские отношения требуют принятия соответствующего кодекса и регулирования в рамках специальной отрасли.  А объединение  всего в единый гражданский кодекс является малоэффективным.

         Академик Владимир Викторович Лаптев подчеркивает, что в современных условиях необходимо разработать и законодательно закрепить хозяйственно-правовой инструментарий государственного регулирования хозяйственной деятельности, что должно быть сделано путем издания Хозяйственного (предпринимательского) кодекса, определяющего основные положения правового регулирования хозяйственных отношений и по горизонтали, и по вертикали5, т. к. разрыв между публичными и частными нормами достиг пределов, затрудняющих правоприменение.

         Данный Кодекс должен будет регулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимателями предпринимательской деятельности, определять основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу данной деятельности в РФ, обозначить обязанности предпринимателей, государственных органов и государства в сфере предпринимательской деятельности. Предпринимательский кодекс обязан будет ликвидировать размытость и неконкретность ряда формулировок, содержащихся в статьях действующего законодательства, определить ответственность за нарушение настоящего Закона.

          В действующем на данный момент в России законодательстве отсутствуют принципы взаимодействия государства и бизнеса. Первым в их числе следовало бы назвать партнерство власти и предпринимательства в общих интересах, однако Конституция РФ не содержит на этот счет каких-либо указаний, а ГК РФ как закон, по преимуществу, торгового оборота ограничился запретом на произвольное вмешательство в частные дела. Все это ставит на повестку дня вопрос о законодательном построении системы предпринимательского права, в которой нашлось бы место для всех его элементов – частных и публичных, что и позволило бы избежать противоречий между ними и вовремя обнаруживать пробелы.

Таким образом, кодификация является необходимой  в настоящее время, поскольку  она позволит устранить существующие пробелы в законодательстве о  предпринимательстве, а также  решить многие проблемы и противоречия между элементами предпринимательского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ

 

         Различают три уровня программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства6:

1) федеральные  программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

2) региональные  программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

3) муниципальные  программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Информация о работе Формы и методы государственной поддержки предпринимательства