Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по франчайзингу.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

       Еще некоторые данные Международной Ассоциации Франчайзинга указывают на то, что:

  • В США суммарный оборотный доход от деятельности предприятий на условиях франчайзинга составил в 2000 году более 1 триллиона дол. США;
  • более 7 миллионов человек заняты в реализации франчайзинга в США;
  • один из 12 зарегистрированных бизнесов в США - это бизнес, связанный с франчайзингом;
  • франчайзинг покрывает 35 % всей розничной торговли в США.

       Рассмотрим  историю развития франчайзинговых  моделей бизнеса на примере крупнейших компаний.

       Компания  Зингера 

       В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию [23].

       Компания  Дженерал Моторс

       Аналогичная система была разработана 1898 году компанией  Дженерал Моторс (General Motors), по которой  дилеры не имели права продавать  машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный  капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания  имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа  автомашин через систему франшиз  ведется и в наше время.

       Примеру Дженерал Моторс последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

       Эффективно  франчайзинг применялся и применяется  в настоящее время в индустрии  бутылочных безалкогольных аналогов компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки [23].

       Coca-Сola франчайзинг

       По  утверждению The Coca-Cola Company 94% людей в  мире знают знаменитую красно-белую  эмблему. Победный путь самого известного в мире прохладительного напитка  начался в Атланте с ежедневных продаж девяти стаканов (через некоторое  время после изобретения сиропа кому-то из продавцов пришла в голову мысль разбавлять его газированной водой). Чуть позже было придумано  название «Coca-Cola» и знаменитый стилизованный  шрифт товарного знака. История  бизнеса началась два года спустя, когда ирландский эмигрант Айза Кендлер вместе с братом и двумя другими компаньонами основал The Coca-Cola Company с первоначальным капиталом 100 тысяч долларов.

       Компания Coca-Cola содержит небольшой специальный  высокооплачиваемый штат сотрудников  для защиты торговой марки и названия. Защищая свою торговую марку, владелец защищает репутацию своего продукта или услуги. Таким образом, покупатель знает, что он получит именно то, что хочет, а не заменитель, и поэтому  торговая марка Coca-Cola становится очень  важной частью системы франчайзинга в компании Coca-Cola. Хорошая репутация, завоеванная продуктом, с течением времени приобретает значительную ценность. В 1995 году компания вышла на российский рынок. По имеющейся в открытых источниках информации компания «The Coca-Cola Company» имеет в России девять фирм-франчайзеров-производителей: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Владивостоке, Орле, Новосибирске и других городах.

       В конце 40-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью  они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали  рецептуру. Такая реорганизация  значительно повысила эффективность и снизила затраты.

       Работа  по франчайзингу – один из факторов, сделавших «Макдональдс» номером  один в мире. Так, в США более 80% ресторанов сети работают по франшизе, в странах Европы – около 50%. В  России первый ресторан сети был открыт в 1990 году на Пушкинской площади. На начало 2010 года в России насчитывалось 245 заведений под вывеской «Макдоналдс», в Украине – 67. По собственным оценкам компании, «Макдональдс» в России занимает в общепите долю в 5-6%.

       В свете того, что компания на постсоветском  пространстве не испытывает трудностей с географической экспансией и с  прибыльностью, франшизы «Макдоналдс» в России и Украине корпорация не продает.

       Вот некоторые данные по стоимости франшизы Макдоналдс:

  • Начальный капитал: 950 тыс $ - 1.8 млн $
  • Стоимость франшизы: 45 тыс $
  • Роялти (ежемесячные выплаты): 12,5%
  • Длительность договора франшизы: 20 лет, возобновляема.

       В Европе, для желающих приобрести франшизу Макдональдс, самой сетью решены многие маркетинговые и организационные  вопросы. Франшиза - это целая программа, которая включает помощь франчайзи  в создании и развитии собственного ресторана, его рекламу, бренд, маркетинговую  и производственную технологии, обучение персонала. 
 
 
 
 
 

       2.3 Сферы распространения франчайзинга 
 

       Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет более 75 отраслей хозяйства, в которых  можно использовать методы франчайзинга. Разброс отраслей, где применяется  купля-продажа франшизы, очень широк: от фаст-фудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг.

       Можно выделить девять основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг. Рисунок 3 демонстрирует, что из представленных видов деятельности безусловным лидером является торговля, которая занимает почти половину доли рынка франчайзинга. Почти четверть рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание, сфера развлечений, путешествий и спорта. Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса – сфера деятельности, включающая такие виды услуг, как уборка офисных и производственных помещений, заправка картриджей, бухгалтерское обслуживание и др. [31]

         

       Рисунок 3 – Распределение франшизных систем по видам деятельности

       Процветание франчайзинга в торговле, общественном питании и сфере обслуживания, прежде всего, связано с тем, что инвестиции здесь небольшие и организация бизнеса «с нуля» требует меньше времени.

       Розничная торговля занимает 48%. Такая высокая  доля объясняется рядом преимуществ, которые приобретают субъекты рынка, объединенные в сети. Контакт с  потребителями розничных операторов позволяет использовать информацию об их предпочтениях в рамках всей сети, а, следовательно, формировать  ассортиментную политику, ставить условия  поставщикам. Используемые в розничных  сетях технологии и электронный  обмен информацией создает предпосылки  всей сети в целом. Дополнительные услуги, предоставляемые операторам, действующим  в рамках сети, и ценовые преимущества, делают присоединение к сети предпочтительным.

       Наиболее  приемлемы концепции франчайзинга для розничной торговли продуктами питания ограниченного ассортимента, а также для специализированных магазинов, например, по продаже чая, кофе, выпечки, сыра и др.

       Наибольшая  активность в формировании программ франчайзинга наблюдается в секторе  розничной торговли непродовольственными товарами, 48% составляет сектор одежды. Это связано с ростом спроса на рынке одежды, увеличением объемов  продаж, закрытием рынков и ориентацией  на фирменную торговлю, меньшими затратами ресурсов и времени  на формирование сети.

       Также достаточно привлекательным является и сектор обуви.

        

       Несмотря  на относительно низкую покупательную  способность большой части населения, расходы россиян на покупку обуви  значительно превышают их затраты  на покупку бытовой техники и  электроники.

       В дальнейшем по мере увеличения доходов  населения уровень потребления  обуви в России вырастет в 2 раза. Привлекательность обувного бизнеса связана с большей емкостью рынка, стабильностью спроса на обувь, относительно низкой капиталоемкостью бизнеса, достаточно высоким уровнем доходности продаж - как правило, не ниже 10%, быстрым оборотом денежных средств [22].

       В последнее время наблюдается  увеличение количества франшизных сетей  в сфере услуг: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Хорошо представлены на рынке  такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-клубы. В отличие  от зарубежных государств, в России слабо представлен сектор бытовых  услуг и услуг для дома: химчистки, ремонт, благоустройство и др.

       Особенно  мало франшиз в производственной сфере. Поэтому тем, кто хотел  бы заниматься выпуском продукции, сложно найти предложение, подходящее по всем параметрам.

       В Европе и Америке франчайзинг  существует давно, и там разработано  множество оригинальных концепций  франчайзингового бизнеса. Есть совсем небольшие компании, которые предлагают производить недорогую продукцию. Например, предлагается франшиза фирмы, которая делает карточки с микрочипами  для собак. Они вставляются в  ошейник, и если собака потеряется, ее находят благодаря сигналу  с этого микрочипа.

       Наибольшую  экспансию на территории США франчайзинг  проявил в сфере общественного питания:

       56,3% от общего числа ресторанов быстрого обслуживания – работают по франчайзингу;

       14,2% – предприятий по продаже продуктов питания;

       13,1% – ресторанов полного сервиса;

       18,2% –  предприятий гостиничного бизнеса развиваются по системе франчайзинга.

       В сфере услуг:

       4,9% – предприятий, предлагающих авто-услуги;

       3,3% – бизнес услуги;

       1,5% – услуги на рынке недвижимости;

       0,9% – персональные услуги.

       В Великобритании франчайзоры работают в 46 секторах бизнеса (в США не менее 65 секторов), в которых выделяются 38 дополнительных подсекторов. Многое совпадают с тем, что применяется в США: доставка посылок, школы вождения, предоставление различных видов услуг для домовладельцев, детские сады и доставка молочных продуктов.

       В силу объективных экономических  причин население нашей страны тратит большую часть семейного бюджета  на питание, одежду, обувь. Поэтому франчайзинг у нас наиболее активно развивается в розничной торговле и сфере общественного питания: здесь быстрее оборачиваемость денег, получение прибыли и возврат инвестиций. Сети мобильных киосков – такие как «Стоп-Топ», «Крошка-Картошка», «Теремок – Русские блины» – быстро выросли в Москве и Санкт-Петербурге, а затем устремились и в регионы.

       Уже более 25 лет бренду немецкого фаст-фуда Grillmaster. В России по франчайзингу развивается  адаптированная под национальные особенности  концепция этого ресторана. А  вот сеть Subway не поступилась своими американскими принципами: она не разрешает партнерам ни на шаг  отступать от своих технологий бизнеса, что отпугивает многих потенциальных  партнеров.

       В сфере продажи промышленных товаров  франчайзинг также получил широкое  распространение в России. Сюда входит, например, компания «Красный Куб», выстраивающая сеть магазинов, торгующих подарками, предметами декора, бытовой техникой.

       Выстраивают ритэйлерские сети по франчайзингу многие отечественные швейники и обувщики. Из зарубежных брендов, поставивших  задачу развиваться в России по франчайзингу, выделяют крупную европейскую сеть магазинов одежды Zara. Петербургская корпорация SELA шьет одежду для детей и взрослых, которую продает через 270 сетевых фирменных магазинов, 200 из которых сотрудничают с ней по франчайзингу.

Информация о работе Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом