Франчайзинг и перспективы его развития в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы курсовой объясняется следующими двумя причинами. Несмотря на быстрое распространение по всему миру, история становления франчайзинга была извилистой и трудной. И поныне нерешенными остаются несколько проблем, из которых две представляются наиболее существенными. Первая связана с нечеткостью, расплывчатостью самих правовых основ, с недостаточной изученностью юридической природы франчайзинга. Причина этого кроется, прежде всего, в его многоликости. Кроме того, есть заметные различия в трактовке франчайзинга национальным правом различных стран.

Содержание

Введение
1. Концепции франчайзинга
1.1 Экономическая сущность организации франчайзинга
1.2 Нормативно-правовая база франчайзинга
1.3 Сущность франчайзинга в торговле
2. Франчайзинг как инновационная форма бизнеса в России и за рубежом
2.1 Содержание и формы франчайзинга в России
2.2 Содержание договора франчайзинга
2.3 Развитие франчайзинга в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу 2013 год Word (3).docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Концепции франчайзинга

1.1 Экономическая сущность  организации франчайзинга

1.2 Нормативно-правовая база  франчайзинга

1.3 Сущность франчайзинга  в торговле

2. Франчайзинг как инновационная  форма бизнеса в России и  за рубежом

2.1 Содержание и формы  франчайзинга в России

2.2 Содержание договора  франчайзинга

2.3 Развитие франчайзинга  в России

Заключение

Список литературы

 

Введение

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше. С другой стороны  франчайзинг - это наилучшая возможность  организовать очень надежное собственное  дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для  человека, никогда не занимавшегося  бизнесом.

Актуальность изучения темы курсовой объясняется следующими двумя  причинами. Несмотря на быстрое распространение  по всему миру, история становления  франчайзинга была извилистой и трудной. И поныне нерешенными остаются несколько  проблем, из которых две представляются наиболее существенными. Первая связана  с нечеткостью, расплывчатостью  самих правовых основ, с недостаточной  изученностью юридической природы  франчайзинга. Причина этого кроется, прежде всего, в его многоликости. Кроме того, есть заметные различия в трактовке франчайзинга национальным правом различных стран.

Вторая проблема заключается  в особенностях передачи исключительных прав по договору франчайзинга и его  грамотном оформлении. Такие права  должны быть подтверждены соответствующими документами и признаны франчайзи (пользователем). Правовая регламентация франшизы (делового комплекса) во многом определяется действующим законодательством о лицензировании товарных знаков и фирменных наименований. Кроме того, совершение франшизных сделок между партнерами из разных стран подпадает и под валютное регулирование.

Необходима разработка соответствующих  законов, проведение исследований, изучение практики применения франчайзинга. Создание и развитие франчайзинга требует  определенных предпосылок: экономических, правовых, культурно-этических.

Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, русский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты.

Главная цель курсовой работы - раскрыть сущность франчайзинга и  проанализировать характерные особенности  его содержания и развития в России.

 

1. Концепции франчайзинга

1.1 Экономическая сущность  организации франчайзинга

В русском языке не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности. Сам термин "франчайзинг" происходит от французского слова "franchise" (льгота, привилегия, а также освобождение от налогов, взноса). В дальнейшем от английского "франчайз" были образованы производные слова для обозначения понятий, связанных с этой новой формой предпринимательской деятельности: франчайзинг (franchising), франчайзер (franchisor) -- сторона, которая передает франшизу (лицензию), франчайзи (franchisee) -- сторона, которая ее приобретает.

В Гражданском кодексе  РФ (глава 54) франчайзинг получил  название "коммерческая концессия", а его стороны -- "правообладатель" и "пользователь".

Франчайзинг -- это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором.

Франчайзер -- это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке и выдающая на определенный срок и на определенных условиях лицензию (франшизу) индивидуальным предпринимателям или их группам на использование ее торговой марки в коммерческой деятельности.

Франчайзи -- это лицо, компания или товарищество (по российскому гражданскому законодательству -- физическое или юридическое лицо), приобретающее у крупной фирмы (корпорации) на определенный срок и на определенных условиях право на ведение коммерческой деятельности с использованием ее торгового знака и технологий.

Франшиза (также франчайз) -- это:

а) право на создание коммерческого  предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг более  крупной фирмы на определенных условиях и за определенную компенсацию;

б) организационная форма  малого бизнеса, дающая индивидуальному  предпринимателю право на продажу  уже зарекомендовавших себя товаров  или услуг крупной фирмы, то есть предприятие, созданное на основе франчайзинга, или франшизное предприятие.

Франчайзинговая система -- организационная структура в сфере бизнеса, которая состоит из компании-франчайзера, возглавляющей структуру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятий, или франшизной сети.

Рисунок 1.1. Франчайзинговая система

По условиям контракта  франчайзер гарантирует право и лицензию франшизополучателю продавать на рынке товары или услуги, а также использовать торговую марку и модель бизнеса, разработанную франчайзером. Держатель франшизы, в свою очередь, обязуется следовать принципам функционирования предприятия и обеспечивать процветание.

Отличия франчайзинга от других форм предпринимательства:

1. Франчайзинг отличается  от лицензирования, а франшиза --соответственно от лицензии. Франчайзинг подразумевает тесное сотрудничество сторон, основанное на взаимном доверии и четком выполнении обязательств.

2. Франчайзинг следует  отличать от холдинга, филиала  и дочернего предприятия. Франчайзи должен лишь строго соблюдать технологию фирмы-франшизодателя и не вносить изменений в сложившуюся концепцию бизнеса, в остальном предприниматель свободен.

3. Франчайзинг отличается  от дилерства, а франшизополучатель от эксклюзивного дилера, но отличия в целом небольшие. Если фирма, единственная в данном регионе, имеет право продавать продукцию конкретной компании-изготовителя и при этом не имеет право продавать продукции каких-либо других компаний аналогичного профиля -- это и есть та граница, где заканчивается эксклюзивное дилерство и начинается франчайзинг.

Франчайзинг по сравнению  с другими формами предпринимательства  имеет ряд особенностей, представленных на Рисунке 1.2.

Таким образом, в последние  годы наиболее распространенной формой совместного предпринимательства, особенно в сфере услуг и в  торговле, стала система договорных отношений типа франчайзинг. Это совместный бизнес, в котором один из партнеров -- успешно и надежно ведущая свое дело компания, которая предоставляет другим предпринимателям право использовать свой опыт, знания, торговую марку, технологии и т. п. Для российской экономики франчайзинг является относительно новой формой ведения бизнеса, в то время как в промышленно развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Франчайзинг обладает целым рядом специфических особенностей, как преимущественного характера, так и негативного.

1.2 Нормативно-правовая база  франчайзинга

В России франчайзинг в  настоящее время используется главным  образом иностранными предпринимателями  и носит название коммерческая концессия. Цель коммерческой концессии - содействовать  продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) правообладателем. Такая цель договора вытекает из п.2 ст. 1027, ст. 1030, п.2 ст. 1031, ст. 1032 ГК РФ. Пользователь обычно выступает и в качестве производителя (продавца) этих товаров (работ, услуг). Таким образом, договор  коммерческой концессии призван  обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг. Пользователь вместе с исключительными правами, служащими средством индивидуализации основного производителя, получает и его товары (производственные навыки, опыт). Правообладатель, в свою очередь, расширяет свой сбыт, обеспечивает себе возможность в дальнейшем продавать  через пользователя новые партии товаров.

Элементами договора коммерческой концессии являются его стороны - правообладатель и пользователь, предмет, цена, срок, форма и содержание.

Правообладатель - это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Он должен быть надлежащим образом легитимирован  как обладатель этих прав. Правообладатель  должен быть предпринимателем (п.3 ст. 1027 ГК РФ). Это означает, что он использует принадлежащие ему исключительные права в процессе коммерческой деятельности.

Пользователь - лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Он также должен быть предпринимателем в момент заключения договора коммерческой концессии (п.3 ст. 1027 ГК РФ). В интересах  пользователя установлен ряд ограничений  автономии воли правообладателя, как  при заключении договора, так и  в процессе его исполнения (ст. 1033, 1034, 1035 ГК РФ и др.). В договоре коммерческой концессии не могут участвовать  не коммерческие организации и государство (государственные и муниципальные  образования). Этот запрет распространяется и на те случаи, когда соответствующим субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (ч.2 п.5 ст.50 ГК РФ).

Предмет договора коммерческой концессии - исключительные права, принадлежащие  правообладателю. К этим правам законом  отнесены, в частности, права на фирменное  наименование (фирму), на коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Иными  словами речь идёт об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 138 ГК РФ), и прежде всего о тех из них, которые  направлены на индивидуализацию продукции (работ, услуг).

Ценой договора коммерческой концессии является вознаграждение, которое подлежит уплате правообладателю  пользователем согласно ст. 1030 ГК РФ. Исключительные права каждого правообладателя  по своей природе уникальны, поэтому  плату за пользование ими на основании  п.3 ст.424 ГК РФ определить нельзя. Договор  коммерческой концессии может быть заключен на определённый срок или  без указания срока (п.1 ст. 1037 ГК РФ). Определённый срок должен быть установлен в договоре способами, предусмотренными ст. 190 ГК РФ. Если срок в договоре не указан, договор коммерческой концессии  считается заключенным без указания срока. В этом случае любая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону  за шесть месяцев, если договором  не предусмотрен более продолжительный  срок (п.1 ст. 1037 ГК РФ).

Форма договора коммерческой концессии определяется ст. 1028 ГК РФ. Договор должен быть заключён в простой  письменной форме, несоблюдение которой  влечёт его ничтожность. Также он подлежит обязательной государственной  регистрации. Государственная регистрация  договора коммерческой концессии производится органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридического лица или  индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя (абз.1 п.2 ст. 1028 ГК РФ). Если правообладатель зарегистрирован  в качестве индивидуального предпринимателя  в иностранном государстве, регистрация  договора коммерческой концессии осуществляется тем органом, в котором был  зарегистрирован пользователь. Содержание договора коммерческой концессии образуют взаимные права и обязанности  сторон.

Обязанности правообладателя:

1. обеспечить передачу  пользователю всего комплекса  исключительных прав по договору: а) передать техническую и коммерческую  документацию (планы, расчёты, чертежи); б) проинструктировать пользователя  и его работников по вопросам  осуществления прав, переданных  по договору;

в) предоставить иную информацию, необходимую для осуществления  этих прав;

2. выдать пользователю  предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в  установленном порядке;

3. обеспечить регистрацию  договора коммерческой концессии;

4. оказание пользователю  постоянного технического и консультативного  содействия;

5. контролировать качество  товаров (работ, услуг), производимых  пользователем на основании договора.

Обязанности пользователя:

1. осуществлять комплекс  полученных им исключительных  прав в строгом соответствии  с условиями договора, в установленном  объёме и надлежащим образом  (п.2 ст. 1027, ст. 1032 ГК РФ);

2. своевременно выплачивать  правообладателю обусловленное  договором вознаграждение (ст. 1030 ГК  РФ);

3. обеспечивать соответствие  качества производимых им на  основании договора товаров, выполняемых  работ, оказываемых услуг качеству  аналогичных товаров, работ или  услуг, производимых, выполняемых  или оказываемых непосредственно  правообладателем;

4. оказание покупателям  всех дополнительных услуг, на  которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар непосредственно  у правообладателя.

1.3 Сущность франчайзинга  в торговле

Обычно главная компания требует от такого предприятия выплаты  единовременного первоначального  вознаграждения за право работать на рынке от ее имени, под ее торговой маркой. Такое вознаграждение составляет обычно 10-25 тысяч долларов США, но может  быть и в несколько раз меньше или больше - в зависимости от отрасли или сферы бизнеса. В  рамках договора главное предприятие  предоставляет в аренду предприятию, непосредственно обслуживающему потребителей, основные фонды, предоставляет краткосрочный  кредит на льготных условиях, поставляет полуфабрикаты или готовую продукцию, подлежащую реализации, и оказывает  другие виды услуг.

Во франчайзинге, как уже  отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет  это право (франшизу), называется франчайзер. Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет.

Каждый партнер должен подчинить себя общей цели, общим  правилам, общим договоренностям, т. е. свои интересы согласовывать с  интересами и другой стороны.

Информация о работе Франчайзинг и перспективы его развития в россии