Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по франчайзингу.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Коммерция»

Кафедра «Экономика торговли»

Развитие  франчайзинга как способа поддержки  малого предпринимательства в России и за рубежом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Организация предпринимательской  деятельности»

ЮУрГУ – 080502.2010.1467.ПЗ КР

Нормоконтролер, доцент, к.э.н. Руководитель доцент, к.э.н.

________________А.Б.  Левина _____________А.Б. Левина

_____________________2010 г. _____________________2010 г. 

      Автор работы

      Студент группы Ком-481

      __________К.О. Кулакова

      _____________________2010 г. 

      Работа  защищена

      с оценкой (прописью, цифрой)

      ______________________

      _____________________2010 г. 

Челябинск 2010 

 

АННОТАЦИЯ 
 

                Кулакова  К.О. – Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом – г. Челябинск: ЮУрГУ, Ком-481, 2010.  – 66 с., 3 рисунка, 2 табл., библиографический список –23 наим., 2 прил. 
                 

       Объектом  исследования являются отечественные и зарубежные предприятия, использующие для ведения бизнеса франчайзинговую модель. Подробнее в качестве объекта рассмотрено предприятие ООО «Эконика-обувь». Предмет исследования – франчайзинг на ООО «Эконика-обувь» и других рассматриваемых предприятиях.

       Цель курсовой работы – исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.

       В ходе курсовой работы в теоретической  части была рассмотрена история возникновения и развития франчайзинга, его сущность, виды, формы, а также преимущества и недостатки как для франчайзера, так и для франчайзи. Практическая часть посвящена изучению российского и мирового опыта франчайзинга, а также наиболее выгодных сфер его распространения. Третья часть затрагивает факторы, затрудняющие развитие франчайзинга в России, и выдвигает рекомендации по их устранению.

     Результатом данной работы являются разработанные  практические рекомендации по решению  существующих проблем в сфере  применения франчайзинга в России. 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8

       1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7

      1.2 Виды и  формы франчайзинга…………………………………...………..15

      1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27

      2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27

      2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35

      2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40

3 ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46

    3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46

      3.2 Основные  способы решения проблем франчайзинга  и перспективные направления  его использования………………………………………….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..……67

ПРИЛОЖЕНИЯ

            ПРИЛОЖЕНИЕ  А Динамика количества франчайзеров и франчайзи в России…………………………………………………...70

          ПРИЛОЖЕНИЕ  Б Доли регионов мира и европейские  лидеры по количеству франчайзеров………………………………71

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Начать  собственный бизнес — кого только не посещала эта идея, увлекая многих в пучину предпринимательства в  надежде создать то, что может  принести прибыль. Мысль о том, что ты сам себе хозяин, побуждала многих открыть собственное дело.

       Однако  пока велики возможности, велик и  риск. Подсчитано, что в течение  первых пяти лет предпринимательство  заканчивается неудачей у каждых двух из трех начинающих.

       Один  из путей уменьшения влияния факторов риска — это участие в совместном предприятии, которое уже продемонстрировало успех на рынке, либо объединение с фирмой, которая создала продукт или услуги, принимаемые на рынке, и которая создала надежную систему финансового контроля и производства этого продукта.

       Франчайзинг – это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может объединиться с уже действующей большой цепью. Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны,  франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена.

       Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать  свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных  средствах. Преимущества франчайзинга заключаются в получении известной  марки и связанных с ней  технологий. Франчайзи, купив франшизу, не придется думать о рекламе своего предприятия, разработке имиджа, создании технологий работы, так как все  это в готовом и проверенном  временем виде приобретается у франчайзера, а реклама осуществляется централизованно. Кроме этого, франчайзи защищен от корпоративной конкуренции: согласно договору франчайзер на этой территории не продаст франшизу никому другому.

       Министерством торговли США подсчитано, что закрытие франчайзных предприятий в первые пять лет их работы составляет лишь 4% .

       Актуальность работы заключается в том, что франчайзинг - это партнёрский бизнес, в котором один из партнёров - давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер), а другой партнёр - начинающий предприниматель (франчайзинг). Это возможность начать свое дело с гарантией успеха, благодаря поддержке франчайзера.

       Для российской экономики франчайзинг  является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах  он столетиями практиковался как  средство обеспечения потребителей общества в различных услугах.

       Изучение  франчайзинга в настоящее время  является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили  себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий  для успешного развития франчайзинговой  системы.

       Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
    • описать виды франчайзинга;
    • систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
    • исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
    • оценить значение франчайзинга для предприятия.

       В качестве объекта исследования выступают отечественные и зарубежные предприятия, использующие франчайзинговую модель ведения бизнеса. Особое внимание уделено предприятию ООО «Эконика-обувь».

       Предметом исследования работы является франчайзинг и особенности его использования на ООО «Эконика-обувь», а также иных рассматриваемых предприятиях.

       Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассмотрена история развития франчайзинга, его сущность, виды, формы, а также преимущества и недостатки как для франчайзера, так и для франчайзи. Вторая глава посвящена изучению российского и мирового опыта франчайзинга, а также наиболее выгодных сфер его распространения. Третья глава затрагивает факторы, затрудняющие развитие франчайзинга в России, и выдвигает рекомендации по решению данных проблем.

       Источниками информации для написания курсовой работы послужили законодательные  источники, базовая учебная литература, результаты практических исследований, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных  тематике «Франчайзинг», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

       Практическая  значимость работы заключается в  доведении результатов исследования до конкретных методических рекомендаций по решению сложившихся проблем в сфере применения франчайзинга российскими предприятиями.  
 
 
 

 

    1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА 
     

    1.1 История развития и понятие франчайзинга 
     

       Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог.

       История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском  словаре английского языка указано, что «franchising» — все права и свободы епископатов, пожалованные им королевской короной в 1559 году, а «franchises» — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли [6].

       Гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

       Эти элементы права, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

       В наиболее типичной форме франчайзинг  проявился в британской системе  “связанных домов”, которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания  нужного объема продаж. В обмен  на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый  двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков.

       В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок. После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи  обслуживать машины по требованию[6].

       Вплоть  до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как  эффективный метод распределения  продукции и услуг. Это примеры  традиционного франчайзинга, или  франчайзинга первого поколения.

       Бум франчайзинга 50-х годов относится  ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-формат франшизы» (Business format franchise), характерных как особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзор получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи — оттого, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

Информация о работе Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом