Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по франчайзингу.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

       Субфранчайзинг  предполагает, что франчайзер и субфранчайзер  делят между собой, пропорционально  их вкладам в формирование франшизы, роялти и другие платежи, которые  платят отдельные франчайзи. Договором, в случае его расторжения, могут  быть предусмотрены различные варианты перехода франшиз как к франчайзеру, так и субфранчайзеру.

       Помимо  этого выделяют четыре вида франчайзинга в зависимости от сферы его  использования[18]:

       1. Сбытовой франчайзинг. Он используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем.

       2. Товарный франчайзинг. Данный  вид франчайзинга представляет  собой передачу исключительных  прав на реализацию продукции  выпускаемой франчайзером и под  его товарным знаком на определенной  территории. Франчайзи становится  единственным продавцом данного  товара на закрепленной территории  и эксклюзивным представителем  торговой марки франчайзера. Основным  условием данной сделки является  то, что франчайзи обязуется закупать  продукцию только у своего  франчайзера и полностью отказывается  от реализации аналогичных товаров  других фирм, которые могут составить  конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж.

       Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта.

       Основными различиями между товарным франчайзингом  и дилерством являются: большая привязанность  к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных  услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции

       Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг  были фирма Singer Sewing Machine Company и General Motors Corp.  Наиболее приближены к этой схеме работы на российском рынке такие компании как «Красный Куб», «Эконика-обувь» и некоторые другие.

       3. Производственный франчайзинг – представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции.

       Мелкая  фирма здесь не просто выступает  под торговой маркой франчайзора  и реализует его продукцию  и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной  корпорации, выполняя равные с ней  требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности.

       Этот  вид франчайзинга наиболее широко представлен  в производстве безалкогольных напитков. Ярким представителем является компания “Кока Кола”. В России активные позиции занимает, например, на рынке ООО «Мастерфайбр», специализирующееся на производстве резиновых покрытий для спорта и отдыха и передающее права на производство независимым юридическим лицам.

       4. Деловой франчайзинг называют «франчайзингом бизнес-формата».  Данный вид подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. При этом требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. В России мы видим такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», «Сабвей», «ГрильМастер», «Raddison SAS Lazurnaya», и др.

       Существуют  и иные виды франчайзинга, такие  как корпоративный, конверсионный  и др.

       Корпоративный франчайзинг – современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров. То есть в этом случае помимо самостоятельного использования торговой марки, продукции или услуги франчайзи подключается к полному циклу хозяйственной деятельности головной компании.

       Конверсионный франчайзинг – способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

       Франчайзинг может существовать и в различных формах. Эти формы определяются в зависимости от типа отношений между франчайзером и франчайзи, а также распределения их взаимных прав и обязанностей. В мировой бизнес-практике существует множество вариантов франчайзинговых взаимоотношений, а также их классификаций. Однако можно выделить несколько основных типов в зависимости от уровня посредничества, которые фактически производят остальные типы франчайзинга[6]:

       1.Прямой франчайзинг

       Представляет  собой традиционную форму франчайзинга и заключается в том, что франчайзер сотрудничает напрямую со всеми франчайзи, действующими на различных территориях  и входящими в его сеть. Это  самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием.

       2. Последовательный франчайзинг

       Последовательный  франчайзинг является более эффективным  способом развития, по сравнению с прямым франчайзингом. При этом франчайзор может продать франчайзи не одну, а две и даже больше франшиз. Однако для этого франчайзи должен доказать, что он в состоянии эффективно управлять несколькими торговыми точками одновременно. Таким образом, право на использование системы и прав франчайзора предоставляется последовательно, то есть после того, как франчайзи докажет свои возможности. Для франчайзи такой вид франчайзинга означает то, что ему придется нанимать работников для управления торговыми точками, так как самому ему контролировать их будет нелегко.

       3. Мастер-франчайзинг

       Как вариацию субфранчайзинга, можно выделить «мастер-франчайзинг». Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.

       Мастер-франчайзинг  выделяется из остальных видов субфранчайзинга  большой степенью полномочий, которыми наделяется мастер-франчайзи. Если при  стандартном субфранчайзинге, субфранчайзер  наделен только частью полномочий франчайзера (в зависимости от условий договора), то мастер-франчайзинг предполагает полную и эксклюзивную передачу прав и обязанностей франчайзера мастер-франчайзи  для деятельности на определенной территории. Если при субфранчайзинге, франчайзер может нести ответственность  перед отдельными франчайзи по договорам, которые были заключены субфранчайзером, то при мастер-франчайзинге, франчайзер может снять с себя всю ответственность  и перенести ее на мастер-франчайзи.  

       1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 

       Франчайзор – это человек, который смог создать работающий бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Бизнес франчайзора всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию [7]. Преимуществами франчайзинговой модели бизнеса для франчайзора являются:

       1.Франчайзор  развивает свою концепцию бизнеса  и доказывает ее прибыльность  на примере своих собственных  магазинов. Франчайзор разделяет  свой опыт со всеми франчайзи  системы, предоставляя им возможность  вести свой бизнес так же  успешно. Успех франчайзинговой  компании во многом зависит  от проверенности и прибыльности  бизнес концепции. 

       2. Продажа франшизы приносит немалые  деньги, которые можно вложить  в дальнейшее развитие бизнеса.  Подписав дополнительно несколько  франчайзинговых договоров с  франчайзи, франчайзор сможет продавать им другие услуги по управлению, такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзора. Кроме того, все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзору за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).

       3. Франчайзи приносят на новый  рынок имя франшизы. Франчайзи,  быстро расширяясь на новом  рынке и делая инвестиции в  развитие этого бизнеса в новых  городах, создают широкую сеть  бизнеса. Развитие цепи франшизных  предприятий позволяет не расширять  сеть собственных предприятий  и значительно экономить свой  капитал и свои трудовые ресурсы.  Для франчайзора уменьшается  риск, сопутствующий каждому коммерческому  делу, так как его собственный  капитал участвует в расширении  дела в минимальной степени.

       4. С открытием новых предприятий  потребители больше узнают о  продукте и услугах. Это важно,  так как новая франшиза становится  узнаваемой на рынке по мере  предоставления своих услуг. Многочисленные  франчайзинговые предприятия на  специфичном рынке открывают  экономный доступ к рекламе  в СМИ, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.

       Преимущества  для франчайзи:

       1. Франчайзи получает профессиональную  поддержку от франчайзора. Такая  поддержка помогает ему избежать  тех ошибок, которые обычно делают  другие предприниматели. Франчайзор  остерегает франчайзи от принятия  неправильных решений, которые  могли бы повредить или вообще  разрушить его предприятие. И  в то же время франчайзи  всегда остается независимым  владельцем бизнеса. Эта независимость  означает, что его никогда не  уволят с этой работы.

       2. Самым большим преимуществом  являются отношения между франчайзором  и франчайзи. Все материалы  и поддержка (материалы, обучение, консалтинг и др.), предоставляемая  франчайзорами индивидуальным франчайзи,  предназначены для поддержки  и усиления значимости франшизы.

       3. Франчайзинговая система дает  информацию, которая помогает франчайзи  найти подходящее местоположение  для предприятия, сделать его  дизайн и убедится в том,  что бизнес правильно функционирует. 

       4. После открытия франчайзингового  бизнеса франчайзи продолжает  получать профессиональные услуги  от франчайзора по вопросам  ежедневного ведения бизнеса  и маркетинга. Если возникают  проблемы, то их первой задачей  будет проверить все предоставленные  материалы и пособия. Но, однако, могут возникать и специфические  проблемы. В этом случае франчайзи  может позвонить франчайзору  и обратиться за помощью. 

Информация о работе Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом