Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по франчайзингу.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)
">       В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон  о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование  своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла  владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

       В течение 1950-х и в начале 1960-х  гг. новая система бизнеса быстро распространилась с США. В 1946 г. можно  было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже  более 700.

       В 1950 год началась эра современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей. Однажды посетив  паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый  братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса[8].

       60 – 70-ые годы – период наибольшего подъема франчайзингового бизнеса, однако в это же время разразилась масса скандалов, причиной которых послужило существование огромного числа неофициальных франчайзинговых компаний, которые попросту собирали деньги и исчезали. Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

       Сегодня на разных стадиях развития франчайзинг действует в 140 странах мира. В России интерес к франчайзингу появился в 1990-х годах, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала[8].

       Сущность  франчайзинга

       Франчайзинг – это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

       Франчайзи обязуется продавать этот продукт  или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые  технологии, экспертизу, и механизмы  поддержки. Чтобы получить такие  права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает  ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда  не является полным владельцем товарного  знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных  взносов. Суммы этих взносов оговариваются  во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области[16].

       Наряду  с понятием "франчайзинг", в  литературе употребляется термин "франшиза", который означает:

       – лицензию или пакет прав на использование торговой марки, товарного знака и фирменного наименования и связанных с ними технологий и ноу-хау, который передается франчайзером (правообладателем) франчайзи (пользователю) по договору;

       – предприятие (фирму), созданное на основе франчайзинга;

       – сеть франчайзинговых предприятий, связанных с франчайзером договорами франчайзинга, использующих единую торговую марку, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг.

       Франчайзор (франшизодатель) – компания, обладающая известной (на региональном, национальном и/или международном уровне) и  хорошо зарекомендовавшей торговой маркой и развивающая свою сеть путем передачи прав на использование своей торговой марки независимым компаниям.

       Франчайзи (франчайзиат, франшизополучатель) –  независимая компания или частный  предприниматель, приобретающий у  франчайзора на определенных условиях право на использование его торговой марки и связанных с ней  технологий на определенный срок на определенной территории.

       Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской  деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

       • Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право  франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть  собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

       • Роялти – регулярные денежные отчисления, производимые франчайзи франчайзору  за участие в его сети. Представляют собой либо фиксированную сумму, либо процент от оборота франчайзи.

       • Отчисление в централизованный рекламный  фонд.

       • Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг. Они, как правило, происходят за рамками франчайзингового договора. Это консультирование по широкому кругу вопросов ведения бизнеса в целом; предоставление в аренду или в лизинг зданий, сооружений и предприятий франчайзера и др.

       Франшиза  приобретается в несколько этапов. Сначала франчайзи платит первоначальный взнос. Его называют стоимостью франшизы. Кроме этого франчайзи оплачивает стоимость оборудования и необходимых материалов. Потом каждый месяц, согласно условиям договора, необходимо выплачивать роялти и рекламный сбор, если он существует.

       Франчайзинговый пакет включает право на использования  торговой марки, обучение бизнес-технологиям  и условия поставки материалов или  оборудования. На юридическом уровне сделка закрепляется договором. Чаще в  России такой договор заключается  на срок до 5 лет. Стоимость франшизы напрямую зависит от бренда. Чем он известней, тем продукт дороже.

       Франчайзор  и франчайзи образуют тандем, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Франчайзор выдает лицензию или передает право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

       Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи покупает возможность  обучения и помощь при создании бизнеса  у франчайзора и выплачивает  сервисную плату (роялти) за использование  товарного знака, ноу-хау и системы  ведения работ франчайзора. Очень  часто франчайзор предоставляет  очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти  скидки всегда дают возможность франчайзи  покупать продукты у франчайзора  по более низкой цене и таким образом  это стоит дешевле, чем развивать  бизнес без франчайзора. Франчайзи  делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи  принимает на себя обязанность выплачивать  ежемесячные взносы за право пользование  торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет  успешный бизнес, и его прибыль  превосходит затраты[18].

       Таким образом, на растущих рынках, таких  как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг – это способ распространения бизнеса, для предпринимателей – это один из способов стать владельцем бизнеса.

       Исследования, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что каждые три  из четырех обычных фирм закрываются  в течение 5 лет, и это на благополучном западе. Франчайзинговые же фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд проходит спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки - лидера.

       В России франчайзинг как один из развивающихся  договорных инструментов предпринимательской  деятельности, используемый для привлечения  иностранных инвестиций, пока не имеет специального законодательного определения. В ГК РФ (ст. 1027) термин франчайзинг получил название “коммерческая концессия”. Отдельные элементы правового механизма франчайзинга в российском законодательстве представлены в нормах гл. 54 ГК РФ, именуемой "Коммерческая концессия" [1].

       В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

       Предметом договора коммерческой концессии являются действия по передаче правообладателем пользователю комплекса имущественных  прав, включающего права пользования  средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемую информацию (ноу-хау).

       Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его  недействительность.

       Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель комплекса исключительных прав и их пользователь. Поскольку  данный договор является предпринимательским, его субъектами могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

       Цена  договора определяется суммой вознаграждения, которое правообладатель выплачивает  пользователю (ст. 1030 ГК РФ). На практике наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы (так называемый паушальный платеж), которая выплачивается сразу после заключения договора, и периодических (чаще всего годовых) платежей (так называемое роялти) в виде отчислений определенного процента от суммы оборота (товаров, работ, услуг).

       Прекращение договора коммерческой концессии [1]:

       1. Каждая из сторон  договора коммерческой концессии,  заключенного без указания срока,  вправе во всякое время отказаться  от договора, уведомив об этом  другую сторону за шесть месяцев,  если договором не предусмотрен  более продолжительный срок.

       2. Досрочное расторжение  договора коммерческой концессии,  заключенного с указанием срока,  а также расторжение договора, заключенного без указания срока,  подлежат регистрации в порядке,  установленном ГК РФ.

       3. В случае прекращения  принадлежащих правообладателю  прав на фирменное наименование  и коммерческое обозначение без  замены их новыми аналогичными  правами договор коммерческой  концессии прекращается.

       4. При объявлении  правообладателя или пользователя  несостоятельным (банкротом) договор  коммерческой концессии прекращается. 
 

       1.2. Виды и формы франчайзинга 

       В зависимости от формы выделяют следующие  виды франчайзинга[18]:

    • региональный франчайзинг – форма организации франшизного

бизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного  района (создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством предприятий  и графиком их открытия. Открываемые  предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франзайзи;

  • субфранчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другой стороне – главному франчайзи – права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам – субфранчайзи. В соглашении может предусматриваться, что некоторые субфранчайзи имеют право управлять более чем одной торговой единицей. В таком случае договор на субфраншизу называют «многоэлементной франшизой».

       Субфранчайзинг  является очень агрессивным методом  развития франчайзинговой сети, согласно которому большое количество прав и  обязанностей франчайзора переходят  к субфранчайзору. Субфранчайзор  получает не только право развивать  и управлять франшизами на определенной территории, но также берет на себя некоторые обязанности франчайзора  по обслуживанию, в том числе проведению консультаций на установленной территории и может самостоятельно продавать  франшизы другим лицам (франчайзи). Субфранчайзеры контролируют отдельных франчайзи  в своих областях, а франчайзор следит за деятельностью субфранчайзоров.

Информация о работе Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом