Предпринимательская способность как экономический ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание

Введение
1.Предпринимательство как экономический ресурс
1.1Основные теории предпринимательства
1.2Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.3Предпринимательство как фактор производства
2.Особенности развития предпринимательской деятельности
2.1 Оценка состояния предпринимательства РФ
2.2 Анализ предпринимательской деятельности РМ
3 Перспективы развития Российского предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР (2).docx

— 232.49 Кб (Скачать файл)

2) высокие административно-управленческие  издержки;

3) слабое  задействование преимуществ быстрого перепрофилирования;

4) диспаритетные (зачастую - просто дискриминационные) отношения с посредниками по сбыту продукции;

5) исключительно сильная  зависимость от местной власти  и от местного рынка;

6) особые "теневые"  стороны деятельности (прежде всего  в сфере трудовых отношений).

 Российскому малому бизнесу свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.

Указанные особенности требуют если не обязательного учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.

Итак, приведу статистические данные, характеризующие уровень развития предпринимательства в России.

Факты таковы, что занятость  на одном малом предприятии в  среднем по России колеблется в интервале  от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе (в зависимости от типичного размера добавленной стоимости в продукции и фондоемкости различных отраслей) - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.

Исходя из этих средних  цифр, логично предположить, что максимум производительности труда в малом бизнесе типичен для регионов, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.

Если рассмотреть развитие предпринимательства РФ по структуре, то наибольший удельный вес занимают предприятия предпринимательства  в сфере торговли и общественного питания — 44%, на долю которых приходится почти половина численности занятых в малом предпринимательстве. На втором месте — промышленные предприятия (19%), на третьем — строительство (12%). Остальные отрасли составляют от 2,5 до 0,1 % по всем показателям.

Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку  производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию  для специализированных рынков. Малые  фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря  объединению в тесно кооперирующиеся  группы самостоятельных компаний.

В малом предпринимательстве сложилась  новая система внутрикорпорационного  управления и финансирования, оттеснившая  традиционные методы административно-бюджетного характера на второй план. Вместе с этим появился новый институт рискового, или венчурного, капитала.

Приоритетными направлениями  дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства являются поддержка инновационных и экспортных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.

 

2.2 Анализ предпринимательской деятельности РМ

В целях  осуществления мероприятий по обеспечению благоприятных условий для развития малого предпринимательства и увеличения его вклада в экономику Республики Мордовия постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. № 498 утверждена Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011-2015 годы. Целью Программы является формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и увеличение его вклада в производственную и социальную сферы экономики на основе оптимизации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечения эффективного взаимодействия по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, органов местного самоуправления и общественных объединений предпринимателей. В целях дальнейшего развития предпринимательства в стране и регионах создается и развивается инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства – совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, непосредственно обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности (оперативное оказание услуг) и процесс воспроизводства малого бизнеса в целом. К объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства можно отнести: 1) общественные предпринимательские организации, которые содействуют объединению усилий предпринимателей для решения их проблем; 2) торгово-промышленные палаты; 3) разного рода образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий; 4) информационные агентства и специализированные печатные издания; 5) фонды поддержки малого предпринимательства; 6) организации микрофинансирования и структуры, специализирующиеся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства; 7) консалтинговые фирмы, оказывающие разного рода услуги предпринимателям; 8) специализированные государственные структуры; 9) технопарки и бизнес-инкубаторы.

В Республике Мордовия сложилась достаточно развития инфраструктура поддержки предпринимательства, представленная совокупностью государственных  и негосударственных структур, основные из которых: Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Комитет Государственного Собрания Республики Мордовия по экономической политике, предпринимательству и собственности; Государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия»; Автономная некоммерческая организация «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия»; Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия»; Автономное учреждение «Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия»; Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр». Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры региона нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели республики все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства. Как отмечено выше, в целях создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в научно-технической, инновационной производственной сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий в регионе создан Бизнес-инкубатор Республики Мордовия (Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 сентября 2006 г. №397). Данное учреждение проводит целый ряд мероприятий по поддержке малых предприятий. Особо стоит отметить существенную поддержку предприятиям на этапе становления. Для того, чтобы дать предпринимателям без стартового капитала шанс на осуществление своей идеи, проводится конкурс.

Предприниматель с наилучшим бизнес-планом может получит определенную имущественную и финансовую поддержку. Так же, в процессе свей деятельности данное учреждение осуществляет такое услуги как консультирование, осуществление технической эксплуатации здания, предоставление оргтехники, средств связи и мебели, доступ к информационным базам данных, почтово-секретарские услуги, бизнес-планирование, юридические услуги, образовательные, консалтинговые, рекламные, а так же услуги по организационному обеспечению проведения мероприятий.

Также осуществляется финансовая поддержка безработным  гражданам на открытие собственного дела. Это регламентирует постановление  Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. Рассчитывать на поддержку  могут все безработные граждане, достигшие восемнадцатилетнего  возраста. К основным мероприятиям по поддержке малых предприятий так же следует отнести: - Предоставление субъектам малого предпринимательства на льготной основе услуг по гарантированию исполнения обязательств по банковским кредитам  (получатели поддержки – все категории субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Мордовии не менее шести месяцев); – Субсидии на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций (порядок субсидирования регламентирован в комплексной программе поддержки предпринимательства); – Предоставление займов под 1/3 ставки рефинансирования; – Финансирование через фонд смешанных инвестиций (суть смешанного финансирования: вложение денег в новый перспективный проект путем выкупа доли уставного капитала предприятия, инициировавшего проект. Инвестор становится совладельцем этого предприятия);  – Субсидии на возмещение затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга). Регламентирующий документ – Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 июля 2011 г. № 237 Об утверждении «Порядка предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды и лизинга»

Получатели поддержки-субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие критериям, установленным  Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Республики Мордовия. Как отмечено выше, в регионе создаются благоприятные условия для развития малого предпринимательства, и, как следствие, изменения в деятельности субъектов малого предпринимательства.. Количество малых предприятий (без микро предприятий) по состоянию на 1 января 2012 года составило 1227 единицы.

Наибольший удельный вес  занимают малые предприятия в  сфере оптовой и розничной  торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования, их доля в общей структуре составила 23,3%. Второе место – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 19,8%, строительство – 16,4%, обрабатывающие производства- 13,9%,сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство – 11,2%, другие виды деятельности 5,7% (рисунок 1).


Р и с у н о к 1 – Число малых предприятий по видам экономической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 Среднесписочная  численность работающих  на   малых   предприятиях Республики Мордовия

В январе-марте 2012 года средняя  численность работников малых предприятий  с учетом внешних совместителей  и работников, работающих по договорам гражданско-правового характера составила 35312 человек (рис 2). Лидирующая позиция по количеству работников принадлежит следующим видам деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (22,5% от общего количества занятых на малых предприятиях), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (19,1%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (15,7%) (рис 3).

Рисунок 3 Средняя численность работников малых предприятий в I квартале 2012г., человек

Рисунок 4 Структура оборота малых предприятий по видам экономической деятельности

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий  за январь-март 2012 года составила 10857,4 рубля, что на 18% меньше чем на средних  предприятиях. Среднемесячная заработная плата на средних предприятиях за аналогичный период составила 13199,6 рубля. Для республики характерна дифференциация заработной платы работников различных  видов экономической деятельности. Более высокий уровень заработной платы сложился на предприятиях финансовых видов деятельности. Второе место  по уровню заработной платы принадлежит  сфере добыча полезных ископаемых, третье – здравоохранение и предоставление социальных услуг. Вместе с тем заработная плата предприятий, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, гостиниц и ресторанов, учреждений образования  значительно ниже среднереспубликанского уровня.

Малыми предприятиями  за январь-март 2012 года было использовано 305,5 млн. рублей инвестиций в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств). Наибольшие объемы вложений были осуществлены в обрабатывающие производства (в 8,9 раза), в гостиницы и рестораны (в 8,3раза). необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих  функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

Информация о работе Предпринимательская способность как экономический ресурс