Предпринимательская способность как экономический ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание

Введение
1.Предпринимательство как экономический ресурс
1.1Основные теории предпринимательства
1.2Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.3Предпринимательство как фактор производства
2.Особенности развития предпринимательской деятельности
2.1 Оценка состояния предпринимательства РФ
2.2 Анализ предпринимательской деятельности РМ
3 Перспективы развития Российского предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР (2).docx

— 232.49 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

 

 

Факультет экономический

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Предпринимательская способность  как экономический ресурс

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы                   (подпись)                                  Е.Ф. Тактайкина     

Направление     101100 Гостиничное дело

Обозначение курсовой работы     КР-02069964-101100-ЭТ-12-12

Руководитель работы                              

канд. экон. наук, доц.                     (подпись)                                            Т. Н. Савина

                                                                    

 

 

Оценка  

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2012

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

 

 

Факультет экономический

Кафедра экономической теории

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студент Тактайкина Елена Федоровна

1 Тема  Предпринимательская способность как экономический ресурс

_________________________________________________________________

2 Срок представления работы  к защите   06.12.2012 г.

3 Исходные данные для  научного исследования: переодика,  журналы, работы отечественных и зарубежных авторов, статистические данные,учебные пособия.

4 Содержание курсовой  работы

4.1 Предпринимательство как экономический ресурс

4.2Особенности развития предпринимательство в РФ и РМ

4.3Проблемы развития предпринимательства в России и их решения

 

Руководитель работы                                                                           Т. Н. Савина

                                                            подпись, дата

 

Задание принял к исполнению           05.12.2012 г.

                                                                 дата, подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение

1.Предпринимательство как экономический ресурс  

1.1Основные теории предпринимательства  

1.2Цели и мотивы предпринимательской деятельности

1.3Предпринимательство как фактор производства

 2.Особенности развития предпринимательской деятельности

 2.1 Оценка состояния предпринимательства РФ

2.2 Анализ предпринимательской деятельности РМ

 3 Перспективы развития Российского предпринимательства

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение.

      Предпринимательство  -  одна  из  важнейших  составляющих  современной  экономики.  В   странах  рыночной  экономики   предпринимательство   получило  широкое распространение и   составляет  подавляющую  часть   среди  всех  форм организаций.  За  последние  десять  лет   в   России   появились   миллионы предпринимателей и  собственников. В связи с   приватизацией  за  государством  осталась лишь  часть  организаций   и  предприятий,  а  остальные   перешли  в частное владение. Основную часть российского предпринимательства   составляет малый  и  средний   бизнес.   Основной   задачей   предпринимателя   является управление  предприятием, которое включает  в себя рациональное  использования  ресурсов, организацию  процесса  на  инновационной  основе  и  хозяйственном риске, а  также ответственность за конечные  результаты своей деятельности.

      Общественный   характер   предпринимательства   означает   не   только деятельность  участвующих  в  нем  агентов,  но  и  наличие   в  общественном  хозяйстве   определённых   условий    позволяющие    реализовать    присущие предпринимательству   функциональные  признаки.  Совокупность  таких  условий составляет  среду   предпринимательства,   важнейшими   элементами   которой  являются экономическая свобода  и  личная  заинтересованность.  Экономическая свобода  является  определяющим  признаком  предпринимательской   среды.  Для  предпринимателя  наличие экономической свободы  – это  не  только  возможность  заниматься тем или иным видом  деятельности и иметь равный  доступ к  ресурсам и рынкам, но и  морально-этическая   санкционированность  предпринимательской деятельности.   Личная   заинтересованность   выступает   движущим   мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения  полученных результатов, извлечения и накопления дохода  является определяющим  условием предпринимательской среды.

      Переход  к рыночной системе хозяйствования  — это  переход  к  экономике  предпринимательского     типа.     Создание     условий     для     развития предпринимательства  является   важнейшей   составляющей   трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных  признаков и закономерностей  развития  предпринимательства  имеет  чрезвычайно  важное значение.

 

     1 Предпринимательство как экономический ресурс

         1.Основные теории предпринимательства

Предпринимательство - один из самых сложных и загадочных социо-культурных феноменов всей истории человечества. Многоаспектность этого явления определяется плюрализмом методологических подходов к его исследованию. В наши дни предпринимательство, как особый образ деятельности (и даже жизни) человека и как определенная социальная общность, представляет интерес в качестве объекта исследования практически для всех общественных наук: истории; социологии; экономической теории (истории экономики и экономической истории); культурологии; права; психологии; конфликтологии и других наук или их отдельных отраслей. В связи с этим, ни одна из гуманитарных наук не в праве претендовать на комплексность и полноту анализа исследуемого явления. В результате, в рамках экономической науки так и не сформировалась единая теория предпринимательства, причин тому, на мой взгляд,  несколько: во-первых, релятивизм экономической теории, обусловливающий эволюцию научных взглядов вместе с эволюцией самого общества;  во-вторых, в истории экономической мысли теории предпринимательства занимали несколько периферийное место, исключение, пожалуй, составляет теория Й.Шумпетера; в-третьих, присутствие вульгарных тенденций (односторонний уход в сферу нормативной экономики) в исследовании проблемы распределения факторных доходов; в-четвертых, несоответствие «новаторского» начала предпринимательской деятельности основополагающей доктрине  mainstream  о всеобщем равновесии.

Экономический аспект предпринимательства  представлен различными экономическими течениями  и школами: термину «предпринимательство» придавались значения «entrepreneur» (от французского слова «предприниматель»), «entrepreneurship» (предпринимательство), «business-leader» (бизнес-лидер), «innovator» (инноватор), «promoter» (делец), «self-employed» (самозанятый), «unternehmer»  (с нем. – предприниматель).       

Так, кто же такой предприниматель? Владелец собственного бизнеса, успешный менеджер, обычный спекулянт или  «идейный борец за денежные знаки». Очевиден лишь тот факт, что продуктивно  разрабатывать данную проблематику возможно только с позиций исторического  подхода, поскольку сам объект исследования, его место и роль в социально-экономической  структуре общества отличаются достаточно высокой степенью динамизма.

Отношение к феномену предпринимательства  можно встретить еще в трудах древнегреческих философов и  ученых. В частности, Аристотель (384-322гг. до н.э.) считал неприемлемыми мотивы деятельности предпринимателей, заключающиеся  в стремлении их к наживе. Он считал, что в этом кроется причина  разрушения естественного (природного) общественного уклада.

Последующая эволюция взглядов на предпринимательство весьма разнообразна и противоречива.

Английский философ  Томас Гоббс (1588-1679) увязывал предпринимательство и труд человека с позиций внимания к ним со стороны государства.  «Необходимо поощрять всякого рода промыслы, судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности...» .  Т.Гоббс говорил лишь о том, что предпринимательство через труд несет в себе благо социальное.

Систематизированный подход к оценке предпринимательства сформировался  только в конце XVII – начале XVIII вв. Понятие «предприниматель» и «предпринимательство» впервые в современном смысле употребил английский экономист Ричард Кантильон.  Единственная книга Кантильона «Эссе о природе торговли вообще» была издана уже после его смерти в 1755г. Исследователи считают ее «наиболее систематичным, ясным и в то же время наиболее оригинальным из всех изложений экономических законов до «Богатства народов»».

В XIII главе своей книги  Кантильон впервые ввел в научный оборот термин «предприниматель», обозначив так человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск. К категории предпринимателей он отнес не только купцов и ремесленников, но и фермеров, а также разбойников, нищих и прочих лиц с неопределенным заработком. Кантильон подчеркивал, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Предпринимательская функция у Кантильона четко отличается от функций капиталиста или управляющего и связана исключительно с несением бремени риска.

У Адама Смита предприниматель рассматривался в контексте персонификации капитала как собственник и организатор экономического процесса. Предприниматели являются ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий.

В своем основном труде  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» Смит указывал на фундаментальные свойства человеческой природы, которые наиболее полно раскрываются в деятельности предпринимателей в условиях конкуренции. Предприниматели по Смиту являются в определенной мере агентами прогресса социально-экономической системы.

Д. Рикардо отводил предпринимателю лишь роль капиталиста-инвестора, рассматривая его в качестве одного из двух общественных классов – класса капиталистов.

Важный вклад в развитие теорий предпринимательства внес выдающийся французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), который в определенный период своей жизни занимался предпринимательством, владея ткацкой фабрикой. В своих трудах «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1828) – Сэй, практически единственным из экономистов, тяготевших к классической школе, изложил развитую теорию производства и распределения, отводящую важную роль предпринимателю. Главную функцию предпринимателя (enterpreneur) Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для организации производственного процесса (11). Выполнение этих функций связано с известной долей риска, хотя Сэй явно не подчеркивает его значение. 

К.Маркс, опираясь на теорию А.Смита, видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. В марксистской классовой теории не отводилось места предпринимательству как отдельной социальной группе (классу), поскольку критериальным признаком отнесения к тому или иному классу у Маркса являлось отношение к средствам производства и не принимались во внимание признаки социально-психологического характера. Маркс  отождествлял понятия «капиталист» и «предприниматель». Зато К.Маркс, в отличии от своих предшественников, четко определил сущность прибыли, как превращенной формы прибавочной стоимости, представляющей собой неоплаченный труд наемных рабочих. С теорией Маркса можно соглашаться или не соглашаться, но Марксу невозможно отказать в жесткой логике (если, конечно, исходить из его методологических посылок).

Попытку синтезировать основанную на неисчислимом риске теорию предпринимательства  с маржиналистским подходом предпринял американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1972). В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921) Найт развивает восходящее к Й.Тюнену различие между исчисляемым и неисчисляемым риском. Первый он называет собственно риском, а второй неопределенностью (uncertainty). Риск предполагает известный набор исходов, для которого существует известное распределение объективных вероятностей. От такого риска вполне можно застраховаться, и страховые взносы  включить в «постоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потребителей, подобно другим издержкам производства. Другое дело – ситуация «подлинной неопределенности», в которой ни вероятности, ни даже полный набор возможных исходов не известны, так как отсутствует прецедент. Эта неопределенность, согласно Найту, «не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы». По Найту, неопределенность для капиталистического предприятия существует в двух областях: в области производства (количество и качества изделий, которое удастся получить из данного объема ресурсов) и в области потребностей будущих покупателей (15).

Самой популярной базовой  теорией предпринимательства до сих пор остается концепция Й. Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции с попыткой отображения психологического портрета предпринимателя. Он считал предпринимателя основным двигателем развития капитализма, а предпринимательство характеризовал как процесс «творческого разрушения». В книге Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется как новатор, ключевой игрок системы. Его функция – в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как активные субъекты предприятия».

Информация о работе Предпринимательская способность как экономический ресурс