Предпринимательская способность как экономический ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Содержание

Введение
1.Предпринимательство как экономический ресурс
1.1Основные теории предпринимательства
1.2Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.3Предпринимательство как фактор производства
2.Особенности развития предпринимательской деятельности
2.1 Оценка состояния предпринимательства РФ
2.2 Анализ предпринимательской деятельности РМ
3 Перспективы развития Российского предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР (2).docx

— 232.49 Кб (Скачать файл)

По мнению Й. Шумпетера, роль предпринимателей состоит в преодолении инерционности экономической системы. Поскольку инерционность является свойством экономической системы, субъекты рыночных отношений не склонны к инновационной деятельности в силу рациональной ориентации в своих действиях. Но стремление адаптироваться к устойчиво функционирующей внешней среде заставляет их отказываться от внедрения новшеств, и любых иных действий, носящих затратный характер. Такое поведение предпринимателя является адаптивным.

В результате же изменения  внешней среды возникают новые  обстоятельства, желание приспособиться к ним берет верх, субъекты хозяйствования предпринимают определенные шаги в  этом направлении и получают в  результате этого конкурентные преимущества. Формирование устойчивого конкурентного  преимущества возможно только при анализе  стратегических перспектив и реализации их в специфическом перспективном  типе поведения.                                                                                                          

Логика Й. Шумпетера  состоит в том, что для предпринимательской  деятельности необходимы сознательные внешние возмущения в рыночной среде. Смысл их в том, чтобы обрести конкурентные преимущества и, как следствие, получить доход. Предприниматели - это особый тип склонных к инновационной деятельности людей, которых всегда меньшинство. Существенным моментом в концепции И. Шумпетера является значимость мотивации предпринимателя. Им выделено три основных группы мотивов:

- стремление быть полновластным  хозяином собственного предприятия;

- стремление доказать  собственную состоятельность, способность  реализовать себя как личность (ум, стойкость, целеустремленность  и т.п.);

- возможность заниматься  любимым делом и достигать  конкретных результатов собственными  силами; радость творчества, которую  дает самостоятельная деловая  активность.

С этим можно и нужно  согласиться и учесть этот тезис  при дальнейшем конструктивном рассмотрении сущности предпринимательства. Й.Шумпетер внес в понимание предпринимательства такую важнейшую функциональную характеристику как разработка и обоснование процесса реализации нововведений. Он считал, что именно эта функция является центральным звеном механизма экономического развития. Деятельность предпринимателя воспринималась им как процесс «осуществления новых комбинаций». Причем новых  комбинаций из тех или иных факторов, которыми располагает предприниматель. Й.Шумпетер, по существу, определяет инновационную деятельность как фактор, влияющий на характер и скорость развития экономической системы.

Отметим значимость инновационного компонента предпринимательства. На мой взгляд, это смысловое ядро данной категории. Такая позиция созвучна с мнением ряда российских ученых, считающих, что опыт экономического развития, накапливаемый после выхода книги Й.Шумпетера, подтверждает, что инновационная деятельность является основой предпринимательства, что без свободы в своих действиях и полной ответственности за ее результаты предпринимательство  невозможно. 

 

 1.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности.

      Являясь   общественной по своему характеру,  предпринимательская деятельность  направлена на удовлетворение  общественных  потребностей.  Но  предприниматель принимает на  себя имущественный риск не  из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный  интерес —побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым  лишь  в  том  случае,  когда  представляется  результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической  прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства.

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать  свою прибыль была введена в научный  оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической  организации фирм произошло рассредоточение  функциональных признаков предпринимательства  среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под  влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в  реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С  другой стороны, предприниматель  не может не реагировать на внешние  воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В  конечном счете, все это приводит к модификации целевых устремлений  предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения  в отрасли или экономический  рост фирмы. Это не означает, что  прибыль утрачивает роль целевого ориентира  предпринимательства. Хотя целевые  установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая  из них допустима при одном непременном условии обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя. Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.

 

1.3 Предпринимательство как  фактор производства

Предприниматель - это человек  с неопределенными, нефиксированными  доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, нищий и т.д.). Он покупает чужие товары по одной цене, а продавать будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует,  что риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках. А. Смит также характеризовал предпринимателя как человека, идущего на  экономической риск  ради реализации своих коммерческих идей с целью получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами.

 Й. Шумпетер  называет  предпринимателем  человека,  берущегося за осуществление новых комбинаций факторов  производства  и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом  - им может быть и управляющий банка или акционерного общества. Объединение в одном лице  собственника  и предпринимателя стало разрушаться как раз в период появления кредита

Отделение предпринимательства  от собственности особенно ярко проявляется  в акционерных обществах.  В  условиях акционерной,  корпоративной  экономики  собственность как  юридический факт утрачивает свои распорядительные функции.  Власть на  производстве  перемещается  от собственника к организатору. Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционно  связывалось  понятие  собственности,  акционер владеет лишь  клочком  бумаги,  титулом  собственности.  Над  самими предпринимателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако  акционер и не несет ответственности за результаты деятельности акционерного общества.  Такую ответственность несут менеджеры.

Таким образом,  развитие кредитных отношений и переход  национального богатства из формы  индивидуальной частной собственности  в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности  от распоряжения - предпринимательства.

Итак, предпринимательство  в своей  основе  не  является  функцией только собственника,  в  нем могут участвовать лица,  непосредственно не являющиеся собственниками.

С точки зрения экономической  определенности предпринимательство научной литературе предлагается рассматривать в трех аспектах:

1) как экономическое понятие;

2) как метод хозяйствования;

3) как тип экономического  мышления.

Для характеристики предпринимательства  как экономического понятия центральной  проблемой  является  установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего,  частные лица (организаторы единоличного,  семейного,  а также  более крупного производства). Деятельность  таких  предпринимателей  осуществляется как на  основе  собственного  труда,  так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также  группой  лиц, связанных  между  собой договорными  отношениями и экономическим  интересом. Субъектами коллективного предпринимательства являются: 1) акционерные общества; 2) арендные коллективы; 3) кооперативы и т.п. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относятся и  государство в  лице его соответствующих органов.  В рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности:

1) государственная;

2) коллективная;

3) частная, каждая из  которых находит свои "ниши" в хозяйственной системе.

Объектом предпринимательства  является  осуществление наиболее эффективного соединения факторов производства с целью максимизации. Всевозможные новые  способы соединения производственных ресурсов являются главным делом  предпринимателя и отличают его  от обычного хозяйственника. Предприниматели  соединяют ресурсы с целью  изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий)  и коммерческого  использования уже существующего  товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья;  проведения  реорганизации  в  отрасли для создания своей монополии  или подрыва чужой.

Главным условием предпринимательства  как метода ведения хозяйства  является самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов, т.е. наличие  у них определенной совокупности свобод и прав - по выбору вида предпринимательской  деятельности; по формированию производственной программы; по выбору источников финансирования; доступ к ресурсам; по сбыту продукции;  установлению на нее цен; распоряжения прибылью и т.д.

Самостоятельность предпринимателя  следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа,  указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой  цене продавать и т.д. Но предприниматель  все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня, т.е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Вторым условием предпринимательства  является  ответственность  за принимаемые  решения,  их  последствия и  связанный с этим риск.  Риск всегда связан с неопределенностью,  непредсказуемостью.  Даже  самый тщательный расчет  и прогноз не могут устранить  фактор непредсказуемости  в предпринимательской  деятельности.

Третьим признаком предпринимательства  является ориентация на достижение коммерческого  успеха,  стремление к увеличению  прибыли.  Но эта цель  не  является единственной в современном бизнесе.  Деятельность многих предпринимательских  структур  выходит  за  рамки  чисто экономических задач,  они  принимают  участие  в  решении  социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей  среды и т.д.

Характеризуя предпринимательство, как особый тип экономического мышления следует отметить, что центральную  роль в предпринимательской деятельности играет личность предпринимателя. Предпринимательство -  это  не  род  занятий,  а  склад ума и свойство натуры.  Быть предпринимателем - значит делать не то,  что делают другие; нужно  обладать особым даром воображения; даром предвидения; постоянно противостоять  давлению рутины. Нужно быть способным  найти новое и использовать его  возможности. Нужно уметь рисковать,  преодолевать и действовать не в  зависимости от происходящих  процессов, а самому эти процессы определять.

Предпринимателем в его  деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда,  возможность  получения дохода.

Что касается интеллекта предпринимателя,  то он должен быть избирателен, т.е.  направлен на узкий круг явлений, которые предприниматель изучает  досконально.

В целом предпринимательство  должно включать элементы  хозяйственного искусства,  экономического и организационного творчества,  свободного проявления инициативы,  новаторства,  готовности к  риску  и т.д. ради получения  прибыли. И это вполне естественно, поскольку управление и организация  производства в условиях возрождения  рыночного, конкурентного хозяйства, индивидуальные склонности, навык, сметка играют важнейшую роль.

     2 Особенности развития предпринимательства в России и Мордовии

      2.1 Оценка состояния предпринимательства РФ

Малое предпринимательство в постсоветской России приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с "первичными звеньями" советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.

Для этой формы характерны:

1) редкое использование  начального заемного капитала;

Информация о работе Предпринимательская способность как экономический ресурс