Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа

Краткое описание

Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Никитиной.docx

— 123.84 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рекомендуется предать право выбора отрасли экономики для бизнес-инкубаторов местным органам власти.

Для получения субсидии из федерального бюджета согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2014 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства»41, субъект Российской Федерации должен принять на себя следующие обязательства, за исключением случаев образования инкубаторов в агробизнесе:

    • Продолжать использовать здание (часть здания) по назначению не менее 10 лет;
    • Запланировать финансирование содержания здания бизнес-инкубатора;
    • Обеспечить управление деятельности бизнес-инкубатора;
    • Организовать управление работой бизнес-инкубатора;
    • Заключить договора аренды (субаренды) с малыми предприятиями;
    • Определить условия доступа арендаторов (субарендаторов) к услугам, оговоренныхв п.1.4 Закона о МСП
    • Уполномочить соответствующие структуры субъекта Российской Федерации, ответственные за образование и работу БИ, разрешать споры, возникающие в связи с размещением и малых компаний в бизнес-инкубаторе.
    • Обязательства субъектов Российской Федерации изложены в договоре с Министерством экономического развития России.

 

 

2.3. Основные проблемы правового  регулирования создания и деятельности  бизнес-инкубаторов в Российской  Федерации 

В последние годы среди приоритетов экономического развития Российской Федерации особенное внимание уделяется сфере инновационной деятельности. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2009 г.42 была сформулирована политическая стратегия государства – модернизация производства и перевод экономики на инновационные рельсы. Однако для достижения поставленных государственных целей и задач необходим эффективный механизм правового регулирования инновационных отношений.

Важной особенностью инновационной деятельности является наличие особых, «специфических» субъектов инновационной деятельности. Для их обозначения в этой статье используется понятие «субъекты инновационной инфраструктуры». В правовой литературе встречаются и такие наименования данных субъектов, как «организационные формы инновационной деятельности», «организационно-правовые структуры нетрадиционного толка»43.

Субъекты инновационной инфраструктуры – объединения в форме юридических лиц либо муниципальных образований, целью которых является активизация инновационной деятельности, создание благоприятных условий для реализации инновационных проектов.

Так называемой родиной субъектов инновационной инфраструктуры являются США и страны Западной Европы. В России, по аналогии с западом, активно пропагандируется создание инновационных территорий и других субъектов инновационной инфраструктуры. Однако, как отмечают некоторые авторы, концепции субъектов инновационной инфраструктуры не относятся к числу теоретически проработанных, находятся в стадии становления, развития и экономического эксперимента44.

В связи с этим законодательство, регулирующее правовой статус данных субъектов, не сформировано, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Среди субъектов инновационной инфраструктуры, чья деятельность оказывает значимое влияние на модернизацию российской экономики, можно выделить наукограды, научные и технологические парки (технопарки), венчурные организации, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие особые экономические зоны.

Наукоград представляет собой наиболее сложную форму организации инновационной деятельности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоград определяется как муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно производственным комплексом45. Научно-производственный комплекс, в свою очередь, представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Наукоград имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, является муниципальным образованием – городским округом и на него распространяется Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а с другой – является субъектом инновационной инфраструктуры, оформленным в виде градообразующего научно-производственного комплекса46. В связи с этим справедлива критика действующего законодательства об отсутствии специфики и особенностей осуществления местного самоуправления в наукоградах.

 

Так, ст. 81 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом. Однако ни законом «О статусе наукограда Российской Федерации», ни каким-либо иным федеральным законом наукограды не наделены дополнительными полномочиями и возможностями в области местного самоуправления.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 624 муниципальному образованию «Городской округ Протвино (Московская область)» был присвоен статус наукограда сроком на пять лет47. Полагаем, что данная законодательная норма не совсем удачна. Инновационная деятельность связана с большим риском и не приносит быструю прибыль, поэтому не каждый инвестор согласится вкладывать капитал в наукоград, который может через несколько лет утратить свой статус.

Таким образом, специальное законодательство о наукоградах содержит целый ряд неэффективных и устаревших норм, которые сдерживают инновационную деятельность и, как следствие, нуждаются в корректировке. Целесообразно дополнить федеральный закон о наукограде положениями, содержащими особенности осуществления местного самоуправления, порядок финансирования и стимулирования инновационной деятельности на территории наукограда.

Научные и технологические парки (технопарки) представляют собой наиболее совершенную форму организации инновационной деятельности. В экономической литературе можно встретить разные определения понятия «технопарк». По своей организационно-экономической сущности технопарк является научно-промышленным и инфраструктурным комплексом с особой системой экономических отношений, наиболее благоприятных для инновационного предпринимательства. Ж. Кюри предлагает следующее определение технопарков: «Экономические образования, связанные с университетами или другими высшими учебными заведениями, главная цель которых состоит в стимулировании передачи новых технологий из академических учреждений в промышленность»48.

Такая организационная форма инновационной деятельности, как технопарк, распространена в правовых системах зарубежных стран. В российском федеральном законодательстве не дано определение понятия «технопарк». Вопрос о принятии федерального закона о технопарках неоднократно поднимался на государственном уровне. Так, приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 3 сентября 2009 г. № 111 был утвержден состав рабочей группы по вопросам подготовки проекта федерального закона «О технопарках». Однако до настоящего времени федеральный закон так и не был принят. Распоряжением Правительства Российской Федерации №328-р от 10 марта 2006 г. одобрена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Согласно программе технопарк в сфере высоких технологий представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды в целях инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов.

В ряде субъектов РФ были приняты законы о технопарках. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 2 июля 2008 г. № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» под технопарком понимается форма совместной инновационной деятельности научных, проектно-конструкторских, образовательных организаций, промышленных предприятий (их подразделений), инвесторов и других участников рынка. Похожее определение дано в ст. 1 Закона Воронежской области от 05.06.2006 г. № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области»: «Технопарк – форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающихся на обособленной территории».

Наиболее дискуссионным вопросом при рассмотрении правового статуса технопарка является вопрос об организационно-правовой форме технопарка и его правосубъектности. В российской правовой системе правосубъектность понимается как способность быть носителем прав и обязанностей, а также способность к их самостоятельному осуществлению. В соответствии с данными в нормативно-правовых актах РФ и законах субъектов РФ определениями можно сделать вывод, что сам технопарк не обладает правами юридического лица. Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры49.

Так, в комплексной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» функции по созданию технопарка в сфере высоких технологий и управлению им осуществляет управляющая компания, являющаяся юридическим лицом. Таким образом, управомоченным и обязанным субъектом будет являться управляющая компания технопарка. Сам технопарк представляет собой производственный комплекс, на территории которого размещаются субъекты инновационной деятельности и объекты инновационной инфраструктуры.

Однако уже существующие технопарки, многие из которых были созданы еще до принятия Распоряжения Правительства №328-р от 10 марта 2006 г., представляют собой не что иное, как юридические лица различных организационно-правовых форм, например, казенное предприятие города Москвы

«Технопарк ”Строгино“», ООО «Технопарк ”Дубна“», Открытое акционерное общество Томский международный деловой центр «Технопарк». Технопарк «Идея» в г. Казань представляет собой холдинговую структуру, где основная организация – ЗАО «Инновационно-производственный технопарк ”Идея“», дочерние компании – ОАО «Управляющая компания ”Идея Капитал“», ОАО «Идея и Партнеры», ООО

«Центр трансфера технологий». В рамках вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости решения на законодательном уровне вопроса об организационно-правовой форме технопарка.

На территории Российской Федерации создано более 100 технопарков. Технопарки в сфере высоких технологий в 2015 – 2020 гг. планируется создавать и развивать на территориях Республики Мордовия, Республики Татарстан, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Тамбовской и Тюменской областей, г. Санкт-Петербурга.

Анализ правового положения действующих на территории России технопарков (например, технопарка «Идея» г. Казань, технопарка «Обнинск», технопарка Новосибирского Академгородка) позволяет сделать вывод, что основными целями технопарков являются концентрация перспективных инновационных компаний, финансовая поддержка и продвижение инновационных проектов, коммерциализация научных разработок.

По структуре технопарки представляют собой территориальные комплексы, включающие офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и иные объекты недвижимости. Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке – от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий50. Одним из недостатков существующей инфраструктуры некоторых технопарков является отсутствие ротации малых предприятий, то есть малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, и малое предприятие вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства малого предприятия, расположенного в технопарке, а с другой – прекращение роста количества малых предприятий. Из-за этого статус технопарка как субъекта инновационной инфраструктуры остается номинальным51. Также одной из проблем деятельности современных технопарков является недостаточная платежеспособность потребителей инфраструктурных услуг технопарков – малых инновационных предприятий.

Следующим субъектом инновационной инфраструктуры, стимулирующим инновационную деятельность, выступает бизнес-инкубатор. Создание бизнес-инкубаторов – один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства. Как отмечает Т.В. Минеева, бизнес-инкубатор дает возможность, во-первых, заложить основы новой генерации субъектов малого предпринимательства, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей и, в-третьих, решить многие социальные и экономические проблемы муниципального образования52.

Определение понятия «бизнес-инкубатор» встречается в Постановлении Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Бизнес-инкубатор, согласно данному Постановлению, – организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

В известном виде инкубаторы появились в США в 70-е гг. прошлого столетия, хотя первый возник на заброшенном заводе Масси Фергюсона (Massey Ferguson) в Батавии, штат Нью-Йорк, в 1959 г.53 Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи. В рамках осуществляемого Академией менеджмента и рынка Морозовского проекта была реализована программа «БИНК», в соответствии с которой к 1996 г. были созданы 8 бизнес-инкубаторов. В 1997 г. по решению 22 учредителей бизнес-инкубаторов из регионов России и других структур, программы которых ориентированы на развитие бизнес-инкубаторов, было создано некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ).

Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации