Правовой статус судьи в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотреть конституционно - правовые особенности статуса судей в Российской Федерации и сформировать общие выводы по теме курсовой работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику судебной власти и правового статуса судей в Российской Федерации;
2. Рассмотреть общие требования к отбору кандидатов на должность судей и предпосылки назначения;
3. Рассмотреть основные гарантии, предоставляемые судьям;
4. Выявить проблемы правового статуса судей;
5.Рассмотреть перспективы развития судебной системы в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_.docx

— 55.26 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Суды осуществляют правосудие в составах:

а) судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей);

б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в надзорной не менее трех);

в) судьей единолично.

При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы1.

Данная тема курсовой работы является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Мной будут проанализированы общие принципы и содержание правового статуса судьи в Российской Федерации, гарантии независимости судей, а также я выделю проблемы и перспективы развития судебной власти в Российской Федерации. А это является одной из основных задач, реализация  которой необходима для того, чтобы превратить Российскую Федерацию в правовое государство. Так как правовое государство возможно только при наличии сильной судебной власти, которая в свою очередь возможна при создании сбалансированного и эффективного правового статуса судьи – носителя судебной власти.

Основной целью данной работы является рассмотреть конституционно - правовые особенности статуса судей в Российской Федерации и сформировать общие выводы по теме курсовой работы.

Предметом настоящей работы, определившим тему исследования, является статус судей в Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть специфику судебной власти и правового статуса судей в Российской Федерации;

2. Рассмотреть общие требования к отбору кандидатов на должность судей и предпосылки назначения;

3. Рассмотреть основные гарантии, предоставляемые судьям;

4.  Выявить проблемы правового статуса судей; 

5.Рассмотреть перспективы развития судебной системы в Российской Федерации.

В данной работе используются следующие методы: метод исследования системного анализа, сравнительный метод.

В настоящее время, вопрос о конституционно-правовом статусе судей затрагивается в большинстве правовой литературы. При подготовки данной работы были использованы учебные пособия, авторами которых являются Витрук Н.В., Анишина В.И., Поляков М.П., и другие.

Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Общие принципы и содержание правового статуса судьи в Российской Федерации

 

    1. Понятие и принципы статуса судей как носителей судебной власти

 

Становление современной судебной системы Российской Федерации, утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, закрепление статуса судей как гарантии их независимости приходится на 90-е годы XX и первые годы XXI века.

Правовой основой совершенствования и развития судебной системы явилась Концепция судебной реформы, одобренная российским парламентом в октябре 1991 года, провозгласившая в качестве приоритетного направления доступность правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина на базе демократических принципов организации и деятельности судов в Российской Федерации.

В результате существенно изменилось и положение российского судьи, которому Конституцией Российской Федерации гарантированы независимое осуществление правосудия, неприкосновенность и несменяемость; на законодательном уровне установлены гарантии материального и социально-бытового обеспечения, соответствующие высокому статусу судьи. И со становлением и упрочением в России основ правового государства роль и значение судебной власти будет всегда велика, а следовательно, и значение постоянного совершенствования института статуса судей будет одним из главных.

Термин «статус» происходит от латинского слова status - состояние, положение. В юридической литературе указывается, что статус судьи включает в себя права и обязанности лица, назначенного на должность, а также правовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, общества и государства2. К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и обеспечение обязанностей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии определяют положение судьи. «В юридической научной литературе отмечают, что статус судей включает в себя требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности»3.

Видится, что правовое положение судьи в обществе напрямую определяется его правами и обязанностями; требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи; гарантиями, принципами и, наконец, ответственностью судей перед законом и обществом. Так, понятие «статус судьи» весьма объемный. И для того чтобы суд мог выносить правомерные решения и отправлять справедливое правосудие, на практике необходимо действие всех элементов статуса судьи как главного носителя судебной власти и посредника между законом и обществом.

Несмотря на то, что судебная система в нашей стране состоит из трех ветвей судебной власти, она в целом едина. И, несмотря на то, что в России профессиональные судьи «принадлежат» разным сегментам судебной системы, статус у них един. В Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации» прямо указано: «Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом; особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации, особенности правого положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом». Также, например, единым для всех судей является действие в отношении них Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от20 апреля 1995 года.

Соответственно статусу судей к ним предъявляются и определенные одинаковые требования в виде запрета:

  1. состоять в политических партиях;
  2. заниматься предпринимательской деятельностью;
  3. претендовать на должность с судимостью;
  4. и т.д.

Однако двойственная природа статуса мировых судей как судей судов общей юрисдикции, составляющих звено этой системы, и одновременно судей субъектов Российской Федерации (ч.1, ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»), вызывает определенные трудности в разрешении вопроса законодательного отнесения должности мирового судьи к государственной должности Российской Федерации либо к государственной должности субъекта Российской Федерации.

«В России установлена единая судебная система, состоящая из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды и мировые судьи отнесены к судам субъектов Российской Федерации»4.

«Полномочия, порядок деятельности и порядок создания должностей, компетенция мировых судей, общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством. Законами субъекта Российской Федерации устанавливается порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей»5.

Но ведь мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Вступившие в силу постановления мировых судей, их законные распоряжения, поручения и т.д. также как и судей федеральных судов, обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Также в дополнительном урегулировании на уровне законодательства субъектов Российской Федерации нуждаются вопросы, связанные с правовым положением работников аппарата мировых судей.

Практически все законы о мировых судьях в субъектах Российской Федерации дублируют норму Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ об отнесении работников аппарата мировых судей к государственным служащим соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 2, ст. 9). Однако в законодательстве о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации эта норма закона реализуется неоднозначно. Должности работников аппарата мирового судьи некоторых субъектов Российской Федерации вообще не включены в реестры государственной гражданской службы. В нарушение статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ, определяющей принадлежность аппарата к мировому судье, а не к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей, в ряде регионов аппарат мирового судьи включен в состав органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей.

В ряде субъектов Российской Федерации должности работников аппарата мирового судьи включены в реестр должностей государственной гражданской службы субъекта, однако среди них отсутствует должность «секретарь судебного заседания», являющаяся одной из важнейших процессуальных фигур в уголовном и гражданском судопроизводстве (ст.ст. 245, 326-328 УПК РФ, ст.ст. 161, 225, 229, 230 ГПК РФ).

Во многих субъектах Российской Федерации государственные гражданские служащие аппарата мировых судей отнесены к самым низшим категориям (обеспечивающие специалисты) и группам должностей (старшая и младшая). Между тем в аппарате районного суда должность секретаря судебного заседания отнесена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» к старшей группе должностей категории «специалисты»6.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. И, несмотря на определение статуса мировых судей как судей субъектов Российской Федерации, на них распространяются гарантии независимости, неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами. Государственная должность «мировой судья» отвечает критериям, исходя из которых она должна быть отнесена к государственной должности Российской Федерации. Именно такой статус мирового судьи позволит обеспечить единство судебной системы, исключить возможность регионального воздействия на осуществление правосудия, сохранить единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия именем Российской Федерации. Нормативное определение места мирового судьи и его аппарата в структуре органов государственной власти будет способствовать решению важных проблем в сфере обеспечения деятельности мировой юстиции.

В это же время, чрезвычайно важным в деле становления и развития независимой судебной власти являются гарантии независимости и неприкосновенности судьи как носителя этой власти. В ст. 120 Конституции РФ провозглашено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Независимость судьи является основополагающим принципом и правом граждан любого государства. Судейская независимость является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, а прежде всего интересов правосудия.

Независимость судей обеспечивается:

  1. установленным законом порядком их избрания, приостановления их полномочий и освобождения от должности;
  2. предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
  3. тайной принятия судебного решения и запрещением ее разглашения;
  4. запретом под угрозой ответственности вмешательства в осуществление правосудия;
  5. ответственностью за неуважение к суду либо судье;
  6. правом судьи на отставку;
  7. неприкосновенностью судей;
  8. созданием необходимым организационно-технических и информационных условий для деятельности судов, материальным и социальным обеспечением судей в соответствии с их статусом;
  9. особым порядком финансирования судей;
  10. системой органов судейского сообщества;

Традиционно выделяются внешние и внутренние параметры обеспечения независимости судебной власти: независимость от других ветвей государственной власти (внешняя независимость) и независимость от сторон спора и других участников судебного разбирательства (внутренняя независимость). Кроме того, важнейшим фактором является обеспечение независимости от должностных лиц судебной системы, в том числе непосредственных руководителей судей (председателей судов); как показывает российский опыт, эта проблема имеет ключевое значение. Однако независимость судей имеет значение не сама по себе, а как средство обеспечить главную ценность процесса - рассмотрение дела беспристрастным судом в справедливой судебной процедуре; таким образом, в современной процессуальной науке независимость суда рассматривается как средство обеспечения его беспристрастности.

Между тем со времени, прошедшего после VI Всероссийского съезда судей в декабре 2004 года, на законодательном уровне не было принято достаточно действенных мер, укрепляющих статус судей, их независимость. Более того, имеются отдельные тенденции снижения уровня гарантий судьям, что недопустимо.

Одной из наиболее значимых гарантий обеспечения независимости судей и самостоятельности судов как органов государственной власти в условиях действия конституционного принципа разделения властей является установленный законом порядок обеспечения судей жильем. Здесь необходимо регулирование на законодательном уровне сроков предоставления судьям жилого помещения. Что касается оплаты работы судей, в качестве меры системного характера, позволяющей поддерживать высокий уровень денежного содержания судей, стимулирующей судей к повышению своей профессиональной квалификации, могло бы быть значительное увеличение доплат за квалификационный класс.

Так, в Постановлении от «04» декабря 2008 г. VII Всероссийский Съезд судей просит Президента Российской Федерации:

  1. рассматривать меры по обеспечению подлинной независимости судей в качестве приоритетного направления в работе по совершенствованию законодательства о судебной системе и противодействию коррупции;
  2. оказать содействие в ускорении принятия законопроекта об обеспечении судей жильем;
  3. рассмотреть вопрос о включении должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г № 32;
  4. принять меры к существенному увеличению денежного содержания судей, работников аппаратов и технического персонала судов;
  5. поручить Правительству Российской Федерации:
  6. внести изменения в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы в части увеличения ассигнований по направлениям расходов на государственные капитальные вложения, социальные гарантии судей и др.;
  7. разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О нормативах финансирования судов Российской Федерации»;
  8. обеспечить развитие институтов бесплатной правовой помощи населению;
  9. и т.д.7

Информация о работе Правовой статус судьи в Российской Федерации