Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа

Краткое описание

Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Никитиной.docx

— 123.84 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Создание бизнес-инкубатора в форме потребительского кооператива следует признать нецелесообразным. Как уже было отмечено, члены бизнес-инкубатора должны состоят лишь в договорных, но не в корпоративных отношениях с бизнес-инкубатором. Это означает, что в случае создания бизнес-инкубатора как потребительского кооператива субъекты малого предпринимательства, которым необходима поддержка, не должны становиться членами созданного кооператива. Однако в силу закона потребительский кооператив создается с целью удовлетворения материальных и иных потребностей именно его членов, а не каких-либо иных лиц.

Нельзя признать подходящей для деятельности бизнес-инкубатора и такую форму некоммерческой организации, как общественное объединение, под которой в соответствии с абз. 1 ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно абз. 1 ст. 6 названного Федерального закона учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.

Таким образом, ни коммерческие организации, ни государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть учредителями и членами общественного объединения. Между тем, создание бизнес-инкубатора связано со значительными расходами по строительству (реконструкции) здания, приобретению оборудования, выплате заработной платы работникам бизнес-инкубатора и т.д. Для отдельных граждан или общественных объединений такие расходы, как правило, слишком велики, в связи с чем учредителями бизнес-инкубаторов становятся, как правило, органы государственной власти, органы местного самоуправления или крупные коммерческие организации.

Из числа подходящих для деятельности бизнес-инкубатора форм некоммерческих организаций следует исключить и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Таким образом, целью деятельности ассоциации (союза), созданной коммерческими организациями, является удовлетворение интересов их членов (координация предпринимательской деятельности, представление и защита общих имущественных интересов), поэтому созданию бизнес-инкубатора в форме такой ассоциации (союза) свойствен тот же недостаток, который был отмечен применительно к потребительскому кооперативу. Ассоциация (союз), созданная некоммерческими организациями, может преследовать любые цели, предусмотренные п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», и поэтому в большей степени подходит для деятельности бизнес-инкубатора, чем ассоциация (союз), созданная коммерческими организациями. Однако и в том и в другом случае следует иметь в виду, что ассоциация (союз) в силу абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ не может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, что, безусловно, делает данную форму некоммерческих организаций не слишком привлекательной для организации деятельности бизнес-инкубатора.

Статьей 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена такая форма некоммерческих организаций, как государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Создание бизнес инкубатора в форме государственной корпорации является, безусловно, нецелесообразным. Во-первых, учредителем государственной корпорации может стать только РФ. Это противоречит распространенной практике создания бизнес-инкубаторов за счет средств РФ, субъекта РФ и муниципального образования. В настоящее время нередки случаи участия в бизнес-инкубаторе и частных лиц. Во-вторых, в случае выбора этой организационно-правовой формы создание каждого бизнес-инкубатора может быть осуществлено только после принятия федерального закона, регламентирующего основные вопросы его создания и деятельности.

Подобный порядок создания государственных корпораций является слишком сложным, требует значительных временных затрат и, таким образом, не может удовлетворить потребность малого предпринимательства в существенном увеличении числа бизнес инкубаторов в ближайшие годы.

Представляется перспективным использование для бизнес-инкубирования такой формы некоммерческой организации, как учреждение. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом законом выделяются различные виды учреждений, которые в значительной степени отличаются друг от друга (частные и государственные (муниципальные), среди последних – бюджетные и автономные). Вопрос о правовом положении каждого из видов учреждений и различиях между ними требует отдельного исследования. В настоящей же статье остановимся лишь на рассмотрении достоинств и недостатков каждого из видов учреждения применительно к деятельности бизнес-инкубатора.

Создание бизнес-инкубатора в виде частного или бюджетного учреждения будет в значительной степени препятствовать достижению бизнес-инкубатором стоящих перед ним целей. Во-первых, законодательством установлена субсидиарная ответственность учредителя по обязательствам частного и бюджетного учреждения (абз. 4 п. 2 ст. 120). Во-вторых, не отвечает целям и характеру деятельности бизнес-инкубатора сметный порядок финансирования, установленный п. 1 ст. 161 БК РФ35 и практически исключающий самостоятельность бизнес инкубатора при расходовании предоставленных средств.

В-третьих, в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 346.12 НК РФ бюджетные учреждения в отличие от всех иных некоммерческих учреждений не вправе применять упрощенную систему налогообложения36. Наконец, в-четвертых, следует признать не соответствующими целям и характеру деятельности бизнес-инкубатора установленные запреты и ограничения в сфере распоряжения частными и бюджетными учреждениями имуществом и осуществления ими предпринимательской деятельности. Одним из основных направлений деятельности бизнес-инкубатора является поддержка субъектов малого предпринимательства путем предоставления в аренду нежилых помещений. Однако в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ частное и бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным этими учреждениями за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества.

Сдача недвижимого имущества в аренду является одной из форм распоряжения им, а следовательно, также недопустима независимо от согласия собственника. Предпринимательская деятельность бизнес-инкубатора, созданного в форме бюджетного или частного учреждения, в силу п. 2 ст. 298 ГК РФ осуществляется только с разрешения собственника, закрепленного в учредительных документах учреждения. Данное положение также в некоторых случаях может стать препятствием для развития бизнес-инкубатора.

Значительно более целесообразным является использование для организации деятельности бизнес-инкубатора автономного учреждения. Данный вид учреждения позволяет бизнес-инкубатору осуществлять предпринимательскую деятельность независимо от согласия собственника (п. 7 ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях»37), распоряжаться имуществом (в указанных в законе случаях с согласия собственника) (п. 2 ст. 3 ФЗ «Об автономных учреждениях»), самостоятельно определять направления использования бюджетных средств (поскольку указанные средства выделяются не по смете, а в силу п. 4 ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях» в виде субсидий и субвенций), предоставляя, таким образом, бизнес-инкубатору возможность и значительную свободу в осуществлении поддержки субъектов малого предпринимательства путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания комплексных услуг, в том числе и на платной основе. В качестве преимущества автономного учреждения следует также отметить отсутствие субсидиарной ответственности учредителя автономного учреждения по обязательствам последнего (п. 4, 5 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях»). Кроме того, несмотря на предоставленную автономным учреждениям свободу в осуществлении предпринимательской деятельности и распоряжении имуществом для них со хранены некоторые особенности налогообложения бюджетных учреждений. В частности, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость передача автономным учреждениям на безвозмездной основе объектов основных средств. Согласно пп. 8 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ имущество, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти всех уровней, а также средства, выделяемые автономным учреждениям в форме субсидий и субвенций, не относятся к доходам при исчислении налога на прибыль.

В отличие от бюджетных учреждений автономные учреждения вправе применять упрощенную систему налогообложения. Следует отметить, что в некоторых случаях организация деятельности бизнес-инкубатора в форме автономного учреждения может быть затруднена ограниченным кругом его потенциальных учредителей и запретом на соучредительство (ст. 1 «Об автономных учреждениях»). Однако если финансовых и материально-технических ресурсов одного учредителя для организации деятельности бизнес-инкубатора достаточно, данные ограничения не будут иметь существенного значения.

В тех же случаях когда бизнес-инкубаторы создаются не публично-правовыми субъектами и когда необходимо объединение финансовых и материально технических ресурсов нескольких лиц, бизнес-инкубаторы целесообразно создавать в форме некоммерческого партнерства, под которым в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях» понимается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях». Правовое положение некоммерческих партнерств в полной мере соответствует целям, содержанию и характеру деятельности бизнес-инкубаторов.

Во-первых, по смыслу п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие партнерства могут создаваться для достижения различных целей, в том числе и для оказания поддержки субъектам малого предпринимательства. Во-вторых, в силу п. 2 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях» неткоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

В-третьих, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

В-четвертых, некоммерческое партнерство является некоммерческой организацией, основанной на членстве. Это означает, что после создания некоммерческого партнерства его состав может быть расширен, могут быть привлечены средства новых членов.

К некоммерческому партнерству по своему правовому положению близки такие некоммерческие организации, как фонд и автономная некоммерческая организация. В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Фонд и автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Следует при этом отметить, что фонду, в отличие от иных некоммерческих организаций, не предоставлено право принимать участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Представляется, что для деятельности бизнес-инкубатора данное ограничение не будет иметь большого значения. Указанные некоммерческие организации самостоятельно отвечают по своим обязательствам. Существенное отличие автономной некоммерческой организации и фонда от некоммерческого партнерства состоит в том, что они являются организациями, не имеющими членства. Учредители фонда и автономной некоммерческой организации не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении их имущества, в том числе переданного ими в качестве вклада в собственность данной организации.

Данное обстоятельство имеет два важных последствия.

Во-первых, учредители фонда и автономной некоммерческой организации после их создания не имеют право изменить свой состав путем привлечения новых или замены уже существующих учредителей. Применительно к деятельности бизнес-инкубатора это означает ограничение возможностей по привлечению дополнительных инвестиций, поскольку потенциальные инвесторы, как правило, готовы предоставлять свои средства только при условии включения их в состав участников (членов) соответствующей организации.

Во-вторых, учредители фонда и автономной некоммерческой организации теряют возможность прямо управлять их деятельностью. Контроль за деятельностью организации может быть осуществлен учредителями только путем участия в надзорных органах, формируемых при создании организации в соответствии с п. 3 ст. 7 и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В связи с этим при создании бизнес-инкубатора в форме фонда или автономной некоммерческой организации его учредители должны уделять особое внимание вопросу формирования органов бизнес-инкубатора. Учредителями при создании бизнес-инкубатора должны быть предусмотрены надежные механизмы осуществления надзорной деятельности, которые бы исключили возможность утраты со стороны учредителей бизнес-инкубатора фактического контроля над его деятельностью.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что оптимальными формами организации деятельности бизнес-инкубатора является автономное учреждение и некоммерческое партнерство. Выбор между этими двумя формами должен осуществляться в зависимости от необходимости объединения финансовых и материально-технических ресурсов нескольких лиц и от того, кто (публично-правовой субъект или юридическое, физическое лицо) выступает учредителем. Менее предпочтительно, но также допустимо создание бизнес-инкубаторов в виде фонда и автономной некоммерческой организации.

Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации