Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа

Краткое описание

Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Никитиной.docx

— 123.84 Кб (Скачать файл)

В части покрытия текущих издержек инкубаторами Западной Германии в исследовании, проведенном немецкими учеными, были приведены следующие оценки: 38% инкубаторов самостоятельно покрывают свои расходы (за счет доходов от аренды, предоставления услуг, продвижения проектов); 40% в настоящее время получают субсидии; 22% получают  структурные субсидии.

Таким образом, большинство инкубаторов не могут самостоятельно покрывать все свои расходы. По оценкам немецких ученых, только четыре восточногерманских инкубатора успешно окупают свои затраты. Поддержка, предоставляемая инкубаторам местными властями, может иметь не только чисто финансовые, но и другие формы. Нефинансовые субсидии включают предоставление дешевой земли и зданий, в том числе и субсидии на подготовку кадров.

Важной проблемой является оценка вклада инкубаторов в «выживание» и развитие компаний. Федерация бизнес-инкубаторовГермании установила, что уровень банкротства фирм в инкубаторах составляет примерно 5%. Это намного меньше, чем уровень банкротства предприятий, функционирующих вне стен инкубаторов, где каждая третья фирма прекращает свое существование в течение трех лет со дня своего основания.

В целом сейчас существует 75 показателей для оценки деятельности инкубаторов, и они разбиты на четыре группы: поддержка создания новых фирм, трансфер технологий, региональное развитие, финансирование инкубаторов. Инкубаторам предлагается оценить себя самостоятельно по каждому из критериев по десятибалльной шкале. Таким образом осуществляется добровольная сертификация инкубаторов27.

По мнению немецких экспертов, можно выделить три фактора, определивших успех бизнес-инкубаторских структур:

  1. Энергичность местных и региональных органов  
    власти и управления.
  2. Заинтересованность местной промышленности.
  3. Наличие университета или другого вуза, обеспечивающего техническое образование.

Как показывает немецкий опыт, для обеспечения  
успеха деятельности технопарка необходимо, чтобы он отвечал минимальным требованиям к собственному географическому местоположению и размещению клиентских фирм. Наиболее важными для клиентов факто-рами являются возможность размещения в гибко пере- страиваемых помещениях, стандартный набор удобств и оборудования, неформальное общение и способность парка дать фирме престиж.

Типичный клиент технопарка – это малое предприятие, очень часто основанное одним или двумя учеными, покинувшими университет, к которым в качестве работников присоединились их молодые друзья. Эти предприятия, как правило, не имеют серьезного опыта в бизнесе, но компенсируют этот недостаток личным энтузиазмом. Работе по найму в другом городе или регионе они предпочитают независимость и предпринимательскую автономность в родном городке. Большинство клиентских фирм этого типа – фирмы обслуживания или субподрядчики, предлагающие промышленности наукоемкую продукцию. Критическим фактором успеха научного парка немецкие эксперты считают наличие тщательно подобранной и квалифицированной команды менеджеров28.

Проанализировав опыт работы бизнес-инкубаторовв Германии, мы пришли к выводу, что он может быть адаптирован и использован в России. Это касается участия структур власти, банковского сообщества, корпоративного сектора в работе инкубаторов, взаимодействия инкубаторов с научными организациями, юридического статуса бизнес-инкубаторов, использования системы показателей для оценки деятельности инкубаторов.

Таким образом, в результате проведенного исследования выявлены следующие ключевые факторы развития государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом:

1. Последовательная и долговременная политика  
государства с четко сформулированными целями и задачами;

2. Наличие продуманной и скоординированной системы организаций, занятых разработкой и реализацией бизнес-инкубирования малого предпринимательства. То есть представляется необходимым создание координационных органов, позволяющих избегать дублирования функций, а также нужна кадровая политика, обеспечивающая привлечение высококвалифицированных экспертов.

3. Постоянные усилия по налаживанию сотрудничества между частным, исследовательским и образовательным секторами.

4. Выявление и целевая  поддержка важных для наращивания  инновационно-технологического потенциала направлений, например финансирование перспективных, но высоко рисковых «стартапов», т.е. начинающих инновационных компаний.

5. Широкий спектр предоставляемых  услуг, обеспечивающий комплексное  обслуживание клиентов.

6. Систематическое изучение и внедрение лучшего  
международного опыта.

Отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой инновационной экономикой, трудности с отбором и формированием кадров предпринимателей, а также различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм поддержки малого инновационного бизнеса может оказаться для России неэффективным. С другой стороны, очевидно, что всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего, связанного с поддержкой малого предпринимательства на общегосударственном и региональном уровнях, весьма актуально.

Анализ зарубежного опыта показал, что существуют следующие категориибизнес-инкубатора:

  • Инкубаторы общего типа
  • Модель специализированного БИ, т.е. для высоких технологий
  • БИ, расположенный на нескольких площадках, веерная модель
  • Муниципальные и социальные инкубаторы
  • Виртуальная инкубация29.

Таким образом, для Российской Федерации можно рассмотреть следующие типы:

  1. Бизнес-инкубатор общего типа.Инкубатор принимает и обслуживает все виды новых компаний. Такой инкубатор дает преимущество работы в разнообразной бизнес-среде и стимулирует установление связей между компаниями разного профиля, а также предоставление/продажу разнообразных услуг и продукции.  Такое смешанное бизнес-окружение облегчает поиск клиентов для арендаторов, подходит для территорий с низкой концентрацией бизнеса, например, небольших городов с предприятиями по переработке с/х продукции.
  2. Веерная модель.Плотность предприятий - низкая, напр. в небольших городах и на с/х территориях. Вариант является  рентабельным методом обеспечения того, чтобы  услуги инкубатора и его площади были доступны всем, избегая расходов на отдельные БИ. Центральный инкубатор действует как «хаб», здесь размещается руководство, основные услуги как, напр., обучение, переговорные, ряд офисов и рабочих мест, многоканальный Интернет, др.  «Спицы» соединят «хаб» со «спутниковыми инкубаторами», которые могут быть совсем небольшими центрами поддержки развития местного бизнеса и предоставлять информацию, консультации иобщие услуги по поддержке малого  бизнеса.
  3. Муниципальные исоциальныеинкубаторы.Многие предприятия начинают не со стремления принести прибыль владельцу, а с задачи  возврата прибылей в БИ и обеспечения его жизнеспособности.  Это относится к муниципальным проектам и может положительно  влиять на возрождение местной экономики и повышение значимости и осведомленности в сфере предпринимательства. Использование передового опыта также важно для этих инкубаторов и должно быть направлено на повышение благосостояния сообщества в целом.

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

 

 

2.1. Возможные организационно-правовые  формы бизнес-инкубатора в Российской  Федерации

В настоящее время ни один из нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области бизнес-инкубирования, не отвечает на вопрос о том, в какой организационно-правовой форме должны создаваться бизнес-инкубаторы. Как показывает практика, учредители в подобных условиях в полной мере используют предоставленную им свободу, в связи с чем бизнес-инкубаторы создаются в самых разнообразных организационно-правовых формах: 34,8% – как структурное подразделения юридического лица, 26% – как некоммерческое партнерство, 17,4% – как автономная некоммерческая организация, 8,7% – как учреждение, 8,7% – как фонд, 4,4% – как закрытое акционерное общество30. Представленные данные не позволяют с уверенностью говорить о каких-либо закономерностях в выборе организационно-правовой формы деятельности бизнес-инкубатора. Очевидно, такой выбор осуществляется учредителями скорее под влиянием успешного опыта других бизнес-инкубаторов, нежели основывается на оценке правовых возможностей деятельности бизнес-инкубаторов в той или иной организационно-правовой форме. Следует, однако, отметить, что большинство учредителей бизнес-инкубаторов осознают некоммерческий характер деятельности создаваемых организаций, в связи с чем среди действующих бизнес-инкубаторов преобладают некоммерческие организации. Тем не менее, вопросу об организационно-правовых формах деятельности бизнес-инкубаторов уделяется, безусловно, недостаточно внимания как со стороны учредителей бизнес-инкубаторов, так и со стороны законодателя. Между тем от решения данного вопроса во многом зависит успешность деятельности бизнес-инкубатора. Представляется, что при определении организационно-правовой формы бизнес-инкубатора следует исходить из следующего:

1. Бизнес-инкубаторы создаются  для достижения экономических, социальных, образовательных целей, для удовлетворения  потребностей граждан в реализации  своих предпринимательских способностей, защиты прав, законных интересов  граждан и организаций – членов  бизнес-инкубатора. В связи с этим  в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ31 и п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»32 бизнес-инкубаторы должны создаваться как некоммерческие организации.

2. Одним из основных  условий достижения поставленных  перед бизнес-инкубатором целей  является его самоокупаемость, способность  к количественному увеличению  его членов и качественному  улучшению оказываемых услуг, что  в современных условиях возможно  только при осуществлении бизнес-инкубатором  предпринимательской деятельности, поэтому наиболее предпочтительными  являются такие организационно-правовые  формы некоммерческих организаций, которые предоставляют бизнес-инкубатору  наибольшую свободу в осуществлении  предпринимательской деятельности.

3. Выбранная организационно-правовая  форма деятельности бизнес-инкубатора  не должна быть связана с  возможностью привлечения учредителя  бизнес-инкубатора к субсидиарной  ответственности по обязательствам  последнего. Это объясняется тем, что создание бизнес-инкубаторов  в РФ является относительно  новой формой развития малого  предпринимательства. Инкубируемыми  организациями становятся, как правило, организации, внедряющие новые технологии  и процессы. Таким образом, деятельность  бизнес-инкубаторов сложнопрогнозируема и связана со значительной долей риска. В таких условиях предоставление возможности привлечения учредителя к субсидиарной ответственности не представляется обоснованным.

4. Наиболее предпочтительной  для организации бизнес-инкубатора  является ситуация, когда его  учредителями (участниками) могут одновременно  являться любые субъекты гражданского  права – граждане, юридические  лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные  образования. Ограничение круга  потенциальных учредителей (участников) снижает привлекательность использования  соответствующей организационно-правовой  формы для организации деятельности  бизнес-инкубатора, поскольку уменьшает  количество потенциальных источников  финансирования его деятельности.

Организационно-правовая форма бизнес-инкубатора должна позволять привлекать дополнительные инвестиции, в том числе и путем расширения числа учредителей (участников) бизнес-инкубатора.

5. В процессе бизнес-инкубирования  одна сторона (учредитель) несет  расходы и заинтересована в  оказании поддержки как можно  большему числу субъектов малого  предпринимательства, и вследствие  этого в периодической смене  членов бизнес-инкубатора другая  сторона (член бизнес-инкубатора) получает  безусловную выгоду и заинтересована  в получении такой выгоды как  можно более продолжительное  время. Таким образом, существует  объективное противоречие между  интересами учредителя бизнес-инкубатора  и его членами. В связи с  этим следует иметь в виду, что члены бизнес-инкубатора должны  состоять лишь в договорных, но  не в корпоративных отношениях  с бизнес-инкубатором. Они не должны  становиться участниками (членами) бизнес-инкубатора как юридического  лица, получать права по управлению  его деятельностью, поскольку это  может привести к нарушению  принципа периодической смены  членов бизнес-инкубатора и иным  злоупотреблениям.

6. Выбранная организационно-правовая  форма должна быть оптимальной  для бизнес-инкубатора с точки  зрения налогообложения, а также  иных расходов и затрат, сопутствующих  его созданию и деятельности.

Существует два основных варианта определения правового статуса бизнес-инкубатора. Первый состоит в использовании предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых форм некоммерческих организаций, второй – во введении в систему юридических лиц новой формы некоммерческой организации – бизнес-инкубатора. Создание для бизнес-инкубатора особой формы некоммерческой организации соответствовало бы логике законодателя, выделяющего формы некоммерческих организаций не только в зависимости от организационно-правовой формы, но и от направления их деятельности. Так, например, товарищество собственников жилья и садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество были выделены в самостоятельные формы некоммерческих организаций ввиду особых целей их создания, особых направлений их деятельности (п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации33, абз. 4 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»34). Бизнес-инкубатор также имеет особое направление деятельности – оказание поддержки субъектам малого предпринимательства. Представляется, однако, что бизнес-инкубатор не следует выделять в самостоятельную форму некоммерческой организации, поскольку такое решение вопроса, во-первых, продолжало и укрепляло бы порочную практику выделения форм некоммерческих организаций по двум различным основаниям, приводящую к противоречивости норм гражданского законодательства, и, во-вторых, потребовало бы принятия федерального закона, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ формы некоммерческих организаций могут быть предусмотрены исключительно законом. В связи с этим можно сделать вывод о том, что организационно-правовая форма бизнес инкубатора должна быть выбрана из предусмотренных действующим законодательством форм некоммерческих организаций. Рассмотрим достоинства и недостатки каждой возможной организационно-правовой формы применительно к деятельности бизнес-инкубатора.

Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации