Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 21:07, реферат

Краткое описание

Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…...…………..3
Глава 1.
1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4
1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4
1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5
1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5
Глава 2
2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9
2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9
2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9
2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12
2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13
2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16
Глава 3.
3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19
Глава 4.
4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18
Глава 5.
5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20
Глава 6.
6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24
6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24
6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24
6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26
Заключение………………………………………………………………....…...28
Список использованной литературы…………………………………..…….…30

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

 

4. Структурные характеристики малого бизнеса

 

Интересную информацию представляют данные распределения числа малых предприятий отдельных отраслей экономики по федеральным округам и сравнение их с подобными данными по Москве (см. таблицу 2.3)

 

Таблица 1.

Распределение числа МП отдельных отраслей экономики

 

по федеральным округам РФ и в г. Москве (на конец 2003 г.)

             

Федеральный округ

Число

предприятий - всего, тыс.

В процентах от числа предприятий в регионе

Промышленность

Сельское хозяйство

Строи-тельство

Транспорт

Торговля и общест-венное питание

Москва

182,2

8,3

0,3

12,1

1,9

46,6

Центральный

309,6

12,4

1

12,9

2,1

46

Северо-Западный

122,3

16,9

1,4

13,8

3

44,8

Южный

81,8

16,4

3

14,7

1,8

48,5

Приволжский

131,9

15,2

1,9

16,6

1,7

46,6

Уральский

56,3

15,9

1,4

19,4

2,2

41,4

Сибирский

100,7

15,5

1,8

14,5

2

48,8

Дальневосточный

40,4

19,4

2,5

13,6

4,2

42,9


 

Согласно данным таблицы, малый бизнес в сфере торговли и общественного питания в Москве развивается в полном соответствии с тенденциями, характерными для всех федеральных округов России и высокий удельный вес предприятий этой отрасли не является особенностью только столицы. В то же время доля малых фирм некоторых других отраслей (промышленность, строительство) в Москве уступает показателям по округам. В данном случае для получения более объективной и полной информации имеет смысл обратиться к относительным показателям развития малого бизнеса, рассчитанным на 1000 человек населения.

По результатам проведенного анализа состояния малого предпринимательства в Москве и регионах РФ (в основном, в 2003 г.) могут быть сделаны следующие выводы:

1. Как и в прошлые годы, Москва  продолжает оставаться лидером  не только по количественным параметрам деятельности малого бизнеса, но и по ряду качественных. Удельный вес московского малого предпринимательства в российском составляет 21,6% в общей численности малых фирм; 23,6% в среднесписочной численности работников малого бизнеса; 22,4% в общем объеме произведенной МП продукции. Для столицы характерны опережающие показатели деятельности промышленных малых предприятий, предприятий сферы научного обслуживания, а также предприятий здравоохранения, физкультуры; компаний, функционирующих в сфере общей коммерческой деятельности.

2. Развитие малого предпринимательства  как в столице, так и в других  регионах РФ в целом происходит  в рамках общей тенденции, характеризующейся  преимущественным развитием предприятий  торговли и общественного питания и некоторых других отраслей с высокой скоростью денежного обращения и минимальным уровнем требуемых капиталовложений (операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по функционированию рынка)

Именно за счет этих отраслей произошел в основном рост не только общего числа предприятий, но численности работников. Сохранение отмеченной тенденции может привести к образованию моноотраслевой торговой структуры малого бизнеса РФ уже в недалеком будущем.

3. Перед организациями, занимающимися  поддержкой развития малого бизнеса РФ как в регионах, так и в столице, стоит задача принятия мер, направленных на поддержку отраслей, нынешний уровень развития которых несоизмерим с их значением в народном хозяйстве (промышленность, наука и научное обслуживание, ЖКХ, экология и т.д.). Из приведенных материалов вытекает необходимость сосредоточения главных усилий в поддержке малого бизнеса на оптимизации его отраслевой структуры с учетом социальной значимости, инновационного потенциала и приоритетности отраслей экономики для городского хозяйства.

 

5. Малый бизнес в Москве

 

Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают.

Количество малых предприятий в 2007 году составило 234 тыс. (без учета индивидуальных предпринимателей) и превысило уровень прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. более чем на 10 тыс. (см. таблица 1).Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек. По состоянию на 01.07.2006 года создано 74,4 тыс. новых рабочих мест ( см. таблица 2). Прирост количества рабочих мест по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 30 840 единиц, что превышает плановое задание Программы Правительства Москвы.

В Москве сегодня на одну тысячу жителей приходится 21 малое предприятие. Эта цифра соответствует показателям таких крупнейших мировых мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Мехико. В столице работают более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Суммарная численность занятых на малых предприятиях возросла и превысила 2 миллиона человек, что выше ожидаемых результатов на этап завершения Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004-2006 гг.

Малый бизнес формирует 30% городского бюджета Москвы.

Общий объем выручки малых фирм Москвы за первую половину 2006 года составил 4,3 трлн.руб., что относительно 2005 года составило прирост более 24% в сопоставимых ценах.

Снижение налогов, упрощение системы налогообложения, с одной стороны, привели к частичной легализации доходов МП, заработной платы их работников, а с другой стороны, в ряде отраслей наблюдаются признаки дробления МП в целях перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, приведенные данные Мосгоркомстата показывают, что в 2006 году в развитии малых предприятий Москвы наблюдались существенные положительные тенденции.

 

Таблица 1

Количество малых предприятий г. Москвы в 2005 – 2006 гг.

Наименование вида деятельности

количество предприятий, ед.

% к итогу

изменение

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

Всего (по всем видам деятельности)

201 651

207 834

100,0

100,0

6 182

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

789

878

0,4

0,4

90

рыболовство, рыбоводство

61

78

0,0

0,0

17

добыча полезных ископаемых

495

688

0,2

0,3

194

обрабатывающие производства

19 660

20 439

9,7

9,8

779

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

364

563

0,2

0,3

199

Строительство

16 835

17 194

8,3

8,3

359

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

99 676

101 350

49,4

48,8

1 674

в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

5 232

7 081

2,6

3,4

1 849

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

82 094

81 146

40,7

39,0

-948

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

12 350

13 123

6,1

6,3

773

гостиницы и рестораны

4 112

3 599

2,0

1,7

-513

транспорт и связь

7 607

9 069

3,8

4,4

1 462

финансовая деятельность

4 809

5 778

2,4

2,8

969

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

38 780

38 829

19,2

18,7

49

Образование

477

474

0,2

0,2

-3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

2 163

2 124

1,1

1,0

-39

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5 789

6 663

2,9

3,2

874


 

Таблица 2

Занятость на малых предприятиях г. Москвы в 2005-2006 гг.

Наименование вида деятельности

Средняя численность работников - всего

% к итогу

среднее количество работников в расчете на 1 МП, ед.

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

2005

янв-июнь 2006

Всего (по всем видам деятельности)

1 987 757

2 001 840

100,0

100,0

9,9

9,6

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

8 808

7 257

0,4

0,4

11,2

8,3

рыболовство, рыбоводство

303

658

0,0

0,0

5,0

8,5

добыча полезных ископаемых

2 095

2 080

0,1

0,1

4,2

3,0

обрабатывающие производства

293 547

333 485

14,8

16,7

14,9

16,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2 353

2 647

0,1

0,1

6,5

4,7

строительство

246 002

223 156

12,4

11,1

14,6

13,0

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

668 776

727 605

33,6

36,3

6,7

7,2

в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

47 569

60 373

2,4

3,0

9,1

8,5

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

552 870

585 214

27,8

29,2

6,7

7,2

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

68 336

82 019

3,4

4,1

5,5

6,3

гостиницы и рестораны

38 736

20 948

1,9

1,0

9,4

5,8

транспорт и связь

61 856

69 556

3,1

3,5

8,1

7,7

финансовая деятельность

23 593

46 571

1,2

2,3

4,9

8,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

494 085

420 031

24,9

21,0

12,7

10,8

образование

2 183

1 468

0,1

0,1

4,6

3,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг

38 934

43 887

2,0

2,2

18,0

20,7

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

106 361

102 063

5,4

5,1

18,4

15,3


 

6. Программы поддержки малого бизнеса

 

6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса

 

 По моему мнению, комплекс  первоочередных мер по развитию  малого предпринимательства в  РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное  обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

6.2 Формы поддержки Малого бизнеса

 

Согласно Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, среди приоритетных задач и направлений по поддержке малого предпринимательства в городе Москве – дальнейшее совершенствование системы городской, окружных и районных инфраструктур поддержки малого предпринимательства, расширение объемов предоставления субъектам малого предпринимательства интегральной финансово-имущественной поддержки, в том числе через механизм лизинга и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства.

Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через:

Информация о работе Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты