Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 21:07, реферат

Краткое описание

Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте это - занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных программ.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…...…………..3
Глава 1.
1. Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты……….…….…….......4
1.1. Критерии выделение малых предприятий…………….…..….….…..…....4
1.2. Понятие малого бизнеса………………………………..……………….….5
1.3. Исторические аспекты развития малого бизнеса………….…………......5
Глава 2
2. Особенности малых предприятий…………………………...……….…….…9
2.1. Виды малых предприятий……………………………………..……….……9
2.2. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………..…………………….…...9
2.3. Правовые основы малого бизнеса……………………………..………..…12
2.4. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…..............13
2.5. Проблемы становления малого бизнеса в России………………...……...16
Глава 3.
3.1. Сравнительный анализ состояния Малого предпринимательства…........19
Глава 4.
4.1. Структурные характеристики малого бизнеса……………………………18
Глава 5.
5. Малый бизнес в Москве……………………………………………………..20
Глава 6.
6. Программы поддержки малого бизнеса…………………………………..…24
6.1. Государственные программы развития Малого бизнеса…….......………24
6.2. Формы поддержки малого бизнеса……………………………………..…24
6.3. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы……………………………………………………….……….…..........26
Заключение………………………………………………………………....…...28
Список использованной литературы…………………………………..…….…30

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Чем это можно объяснить? Представляется, что развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий : экономическая ситуация (в стране, регионах) и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В силу масштабов деятельности малый бизнес гораздо более чувствителен к этим условиям, нежели крупный: у него меньше средств для маневра в случае рискованных ситуаций. И потому для него так важна государственная поддержки. А ее все еще недостаточно.

По состоянию на 1 сентября 2004 года – 946тыс ( в Москве)1 . в России насчитывалось МП ( 2002 г. – 834;1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г.- 868; 2000 г. – 890,6; 2001 г. – 879,3 ). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму 852,7 млдр.руб; численность занятых

6483,5 тыс. человек. Как видим, в течение нескольких лет количество МП немного возросло, но затем вернулось к уровню 1997 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 1997-2002 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7 до 46%)

Вместе с тем в промышленности наблюдается абсолютное и относительное снижение числа МП (со 131,9 до 125,1 тыс., или с 16,4 до 14,5%). Те же процессы наблюдаются в науке и научном обслуживании (уменьшение числа МП с 46,7 до 28,5 тыс., или 5,5 до 3,4%) и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (соответственно с 10,8 до 5,6 тыс., или 1,3 до 0,7%)

Государством предприняты определенные шаги по созданию нормативно-правовой базы. Утверждены федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в этой сфере. Усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.

Тем не менее, чтобы ситуация в малом бизнесе изменилась к лучшему, требуются дополнительные меры. Речь идет о всем известных вещах – о совершенствовании и, главное, исполнении законодательства о малом бизнесе, о снижении налогового бремени, о ликвидации бюрократических и коррупционных барьеров. К сожалению, недостатки государственной политики по этим направлениям стали хроническими, и они не только сдерживают развитие малого бизнеса, но и вынуждают предпринимателей уходить в «теневой» сектор экономики.

В своей промышленной политики государство, уделяя основное внимание созданию крупных корпораций, не должно забывать об огромных еще неиспользованных возможностях российского малого бизнеса, о его способности создавать и поддерживать конкурентную среды, необходимую для истинного предпринимательства. Преобладание в экономике монопольных структур мешает этому.

 

2. Особенности малых  предприятий

 

2.1 Виды малых предприятий

 

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

 

2.2 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью

 

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.

Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

Эту доводку крупных преобразований призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.

Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. И часто именно это позволяет им раздвигать границы знаний. Идеи являются их товарными запасами. Трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.

Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап это период поздней перестройки, период так называемой приватизации, когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.

Второй период это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.

Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.

Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.

Здесь нужно иметь в виду ряда обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.

Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое ляжет ничком.

Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.

 

2.3 Правовые основы малого бизнеса

 

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так,постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. 406 О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

Информация о работе Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты