Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить и понять роль, проблемы, а также преимущества малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие малый бизнес, его место в структуре экономики;
2. Формы предпринимательства в малом бизнесе в Республике Беларусь;
3. Выявить роль, проблемы преимущества малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

ГЛАВА 1 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ …………………………………………… 9
ГЛАВА 2 ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………. 17
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………. 19
ГЛАВА 4 ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Малый бизнес –  необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические  задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Цель  моей курсовой работы: изучить и понять роль, проблемы, а также преимущества малого бизнеса.

Задачи  курсовой работы:

1. Раскрыть понятие  малый бизнес, его место в структуре  экономики;

2. Формы предпринимательства  в малом бизнесе в Республике  Беларусь;

3. Выявить роль, проблемы преимущества малого бизнеса в Республике Беларусь.

Проблема малого бизнеса в Республике Беларусь представляется наиболее актуальной для стран с рыночной экономикой, такой как Республика Беларусь, так как наша страна и население во многом зависят от малого бизнеса.

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах  рыночной экономики предпринимательство  получило широкое распространение  и составляет подавляющую часть  среди всех форм организаций. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Малое предпринимательство  занимает особое место в структуре  экономики Республики Беларусь и  играет существенную роль в социальной жизни населения, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма [1, стр. 207].

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь»: Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия)[2].

К субъектам  малого предпринимательства относятся:

индивидуальные  предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации  – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации  со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей  среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической  сфере – до 60 человек;

в строительстве  и оптовой торговле – до 50 человек;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [3].

В  странах  рыночной  экономики   предпринимательство   получило широкое распространение  и  составляет  подавляющую  часть  среди  всех  форм организаций.  За  последние  десять  лет  в  Беларуси   появились   миллионы предпринимателей и собственников. В связи с  приватизацией  за  государством осталась лишь  часть  организаций  и  предприятий,  а  остальные  перешли  в частное   владение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

РОЛЬ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Роль малого бизнеса в рыночной экономике  велика. Без него рыночная экономика  ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства.

Удельный вес  поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства  за 2010 год составил 21 % (2009 год - 18%), в том числе от юридических лиц – 18,4 % (2009 год - 15,6%), от индивидуальных предпринимателей – 2,6 % (2009 год – 2,4%) [5].

Удельный вес  валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 12,4% в 2010 году (тогда как в 2000 году этот показатель бы равен 6,7% согласно Таблице 1.1) от общего объема валового внутреннего продукта. Этот экономический показатель с 2000 года возрос почти в два раза, только в 2005 году наблюдался резкий спад.

Объем промышленного  производства вырос с 6,4% до 9,4% и на протяжении десяти лет не снижался.

Розничный товарооборот вырос до 28,2%, это в 4 раза больше, чем 2000 году. Следовательно, можно сделать  вывод, что розница – это доходный и стабильный вид деятельности.

 

Таблица 1.1 – Удельный вес субъектов малого предпри-нимательства Республики Беларусь в основных экономических показателях

 

Экономические

показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт

6,7

6,5

6,8

8,7

8,3

7,9

8,8

8,3

9,3

11,4

12,4

Объем промышленного  производства, включая стоимость  переработанного давальческого  сырья (не оплаченного организацией-изготовителем)

6,4

5,5

6,8

7,3

7,3

7,0

7,3

7,6

8,2

9,2

9,4

Инвестиции  в основной капитал

6,5

6,6

6,9

8,4

8,7

6,9

7,1

10,6

13,1

23,9

27,0

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

17,2

18,3

20,9

22,0

22,5

21,2

22,8

18,1

20,7

28,3

28,0

Розничный товарооборот, включая общественное питание

7,0

8,6

9,1

9,2

9,4

10,1

10,2

11,2

19,9

29,5

28,2


Примечание: источник: [4]

Количество  малых предприятий всех форм собственности на конец 2010 года составило 84 164 предприятия, по сравнению с 2000 годом их число увеличилось в 2,9 раза или на 55 854 предприятия. В общее количество малых предприятий вошли 2743 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под статистическое обследование как субъекты малого предпринимательства; также промышленность – 16 756 предприятий; транспорт – 6 819; торговля и общественное питание – 34 452 предприятия и другие (смотрите Таблица 1.2)

20% субъектов  малого предпринимательства сосредоточены  в промышленности, а торговля  и общественное питание составляет 41% от всех субъектов малого  предпринимательства по отраслям  экономики, следовательно самыми  развитыми отраслями экономики являются промышленность, торговля и общественное питание.

 

Таблица 1.2 – Число субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики

 

Отрасли экономики

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего

28310

27768

29044

30987

32824

33094

37660

51240

67991

77402

84164

По отраслям:

Промышленность 

5895

5860

6046

6877

7450

7793

8409

10849

14251

15394

16756

Сельское

Хозяйство

311

297

299

316

333

317

2312

2223

2346

2582

2743

Лесное хозяйство

26

30

45

49

53

38

51

58

63

65

67

Транспорт

1576

1603

1599

1742

1861

1833

1930

4106

5929

6490

6819

Связь

105

112

119

148

155

167

172

212

235

288

295

Строительство

3260

3246

3412

3585

3921

4069

4400

5308

6556

7895

8999

Продолжение таблицы 1.2  – Число субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Торговля и 

общественное

питание

12085

11898

12899

13147

13552

13634

14716

20779

28897

32501

34452

Материально-

техническое

снабжение и

сбыт

222

178

158

185

222

424

394

444

515

627

683

Информационно-вычислитное обслуживание

192

194

222

228

209

182

192

291

392

493

617

Операции с

недвижимостью

440

502

553

692

768

866

1040

1314

1586

1965

2317

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

968

891

901

1055

1120

883

1031

1379

1671

2154

2589

Жилищно-коммунальное хозяйство

91

270

84

110

114

101

95

134

153

318

355

Непроизводственные  виды бытового обслуживание населения

233

219

249

358

439

504

594

1315

1961

2379

2691

Продолжение таблицы 1.2  – Число субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Образование

178

169

175

197

197

138

135

195

269

370

415

Культура и  искусство

288

273

272

281

303

386

403

535

802

1065

1268

Наука

543

444

414

374

324

274

268

274

271

301

317

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

209

192

219

224

256

244

221

226

235

265

295

Прочие

1092

818

764

747

807

539

550

623

693

886

969


Примечание: источник: [4]

 

Обязанностями малого бизнеса признаны создание рабочих  мест, освоение новых технологий.

На протяжении последних нескольких лет наблюдается  положительная динамика изменения  доли занятых в малом предпринимательстве  в общем количестве занятых в  экономике. Удельный вес работников, занятых в сфере малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года составил 19,7 процента от общего количества занятых в экономике (по итогам 2007 года – 17,1 процента), как показано на рисунке 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Удельный вес работников, занятых  в сфере малого предпринимательства, с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников

Примечание: источник: [5]

 

Уровень развития малого предпринимательства во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей (рисунок 2.2).

Большая часть  субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц 37 процентов сконцентрирована в г. Минске; 16 процентов – в Минской обл.; 10,8 – Брестской; 9,7 – Гомельской; 9,5 – Витебской; 8,6 – Гродненской; 8,4 – Могилевской.

 

Рисунок 2.2 - Распределение количества малых предприятий по областям в 2010 году Республики Беларусь (в % к общему количеству)

Примечание: источник: [4]

 

Большая часть малых предприятий (37%) и индивидуальных предпринимателей сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что город Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры, а также денежные доходы населения Минска и Минской области значительно превышают доходы населения других областей. Большое внимание вопросам развития малого бизнеса уделяется и со стороны минских властей.

Среди остальных  областей по количеству малых предприятий  лидирует Брестская область 10,8% и  почти на равнее Гомельская и Витебская  области.

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития малого бизнеса. На стадии становления малый бизнес нуждается в серьезной поддержке со стороны государственных органов и общественных объединений предпринимателей.

Как выяснилось на протяжении долгих лет в Республике Беларусь наблюдалась положительная динамика во всех экономических показателях, т.е. за счет малого бизнеса увеличился ВВП в стране, выручка от реализации товаров также увеличилась, а, следовательно, налоги в бюджет государства пропорционально выручке тоже увеличиваются. Это позволяет избежать дефицита государственного бюджета. Можно сделать выводы уже сейчас, малый бизнес хорошо влияет на экономический рост и внутриэкономическое состояние страны и создаёт хорошую конкуренцию на рынке.

Информация о работе Малый бизнес