Меры по развитию предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

В современной России к настоящему времени сложилась принципиально новая экономическая ситуация и создана достаточно прочная база рыночных отношений, но вместе с тем стало очевидно, что программа экономических реформ нуждается в серьезных изменениях и в первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, отступление на рынке и как результат - снижение конкурентного статуса.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и функции предпринимательства 3
1.1. Экономическая природа предпринимательства 3
1.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности 4
1.3. Социально-экономическая эволюция предпринимательства 8
2. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России 11
2.1. Развитие предпринимательства в России. 11
2.2. Проблемы развития предпринимательства в России 12
2.3. Причины возникновения проблем. 19
2.4. Пути решения проблем предпринимательства. 20
3. Меры по развитию предпринимательства. 24
3.1. Поддерживающие меры развития предпринимательства. 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_predpriatie.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

Деньги, по мнению некоторых западных исследователей проблем предпринимательства, часто важны как символ достижения, которое и является подлинной движущей силой для предпринимателя. Обладание деньгами и вещами, которые можно купить за деньги, -проявление успеха и оправдание долгим часам, проведенным за работой, чтобы достичь этого успеха.

Вторым признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не запрещенных существующими законами. Любой, кто имеет соответствующее желание и денежные средства, вправе организовать собственное производство (индивидуальное или совместное) опирающееся на определенную форму собственности. Средства производства и рабочая сила приобретаются на рынке. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по какой цене продавать - все это предприниматель решает самостоятельно исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

Независимость предпринимателя нельзя трактовать упрощенно. В экономике не существует абсолютной свободы. Полную самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет инстанции, принуждающей делать то-то, и то-то, так-то и тогда-то. Но он не свободен от рынка, от его жёстких требований.

Третий характерный признак предпринимательства - это новаторство и творческий поиск. Без них предпринимательство немыслимо. В условиях острой конкурентной борьбы нет оснований рассчитывать на то, чтобы ничего не меняя, увеличивать прибыль за счет роста цен. Удержаться способен только тот, у кого высокое качество продукции и постоянно обновляется её модель, относительно низки издержки. Для этого приходится все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыта. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценке ситуации всегда высоко котировалась в деловом мире.

Четвертый признак предпринимательства - это практически постоянные хозяйственный риск и ответственность. Риск предполагает неопределенность, непредсказуемость. При самых тщательных расчетах и прогнозах фактор непредсказуемости устранить невозможно. В основе хозяйственного риска лежит соотношение между предполагаемыми и действительными затратами и результатами. Если цены производимых товаров не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать свою деятельность, либо неблагоприятно сложилась предвидимая им конъюнктура. Необходимость постоянного контроля за комбинацией факторов производства держит предпринимателя в напряженном состоянии, и это напряжение он стремится передать всем участникам производства.

Пятый признак - наличие прав собственника на средства производства и созданный продукт, но этот признак не носит абсолютный характер. Дело в том, что предприниматель не всегда является собственником, управляемого им предприятия. Процесс принятия решения все чаще переходит от владельца капитала к управляющему специалисту, менеджеру. Их функция - предпринимательство в полном смысле этого слова. Эта тенденция усилилась с возникновением акционерных обществ. На единоличных предприятиях как и сто лет назад, собственник одновременно является и предпринимателем. Но современный капитализм - по преимуществу корпоративный. Корпоративное предпринимательство характеризуется тем, что организационно-техническое руководство переходит от собственника к его полномочному представителю-менеджеру. Следовательно, между предпринимателем и собственником нет жёсткой связи.

Шестой признак предпринимательства - рыночно-конкурентная среда его функционирования5.

В обобщенном виде предпринимательство можно определить как инициативную, связанную с риском деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющего новые комбинации ресурсов с целью реализации своих идей и достижения социально-экономического эффекта.

 

    1. Социально-экономическая эволюция предпринимательства.

 

Введение в употребление экономического термина «предпринимательство» принадлежит Р. Кантильону в опубликованной в 1755 г. книге «Опыт о природе торговли вообще», а его анализ предпринимательской деятельности заложил основу научных подходов к исследованию этого явления. В его теории предпринимательства прослеживается связь двух составляющих источника экономических благ: объективных производственных факторов, к которым он относил землю и труд, и субъективного фактора - риска самого предпринимателя, что и определяет особый экономический характер предпринимательской деятельности и предпринимательского поведения Карлоф Б. Деловая стратегия. Но все же предпринимательская деятельность, как это отразилось в работах более поздних экономистов эпохи свободной конкуренции в развитии капиталистических отношений Ф. Найта и Ж.-Б. Сэя, не стала отдельным предметом научного анализа.6

Классическое понимание предпринимательской деятельности окончательно оформилось в трудах А. Смита и Д. Рикардо. Впервые с высокой степенью определенности было уточнено место и роль предпринимательства в экономическом механизме государства. Экономика представлялась как саморегулирующаяся система, стремящаяся к равновесному порядку. Предпринимательский риск же направлен на получение максимальных частных выгод, то есть, по существу, дестабилизирует равновесие системы. Но именно совокупность частных рисков и их взаимодействие на рынке создают реальную возможность достичь равновесия посредством конкуренции индивидуальных интересов. Следовательно, чем больше частных предпринимательских взаимодействий в рыночной конкурентной среде, тем скорее наступает равновесие экономической и всей общественной системы, так как в рыночные отношения вступают люди, имеющие к различным факторам производства (земля, капитал, труд) и потребления, определяющего необходимые свойства, объемы и цены на производимые товары и услуги, включая стоимость рабочей силы.

Общественная значимость предпринимательства проявляется и в его новаторской сущности (И. Шумпетер), в активном использовании нововведений, что, в конечном счете, определяет потенциал экономического роста общества и зависящий от него уровень общественного благосостояния. А собственно предпринимательская деятельность - это вид социального поведения, его сущностная характеристика (Ф. фон Хайек) Хайек Ф. Конкуренция как продукт открытия// Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - № 12.

«Предприниматель - пионер формирования гражданского общества, важный фактор социального прогресса». Это «революционер в экономике, ломающий сложившиеся традиции». «Предпринимательство - это системная целостность, элемент рыночной экономики» Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. О социальных аспектах предпринимательства. // Социс. - М, 2003. №1 -С 24-28.

«Предпринимательство - особый род хозяйственно-организационной деятельности», «мощный фактор преобразования сознания людей, раскрепощения личности творчеством» Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности. //Социс. - М, 2004. № 2.-С. 15-22.7

«Предпринимательство - это порождение многовековой, обдуманной, целенаправленной практики приспособления человека и человечества к окружающему миру», «социальный институт», «рычаг цивилизованного регулирования изначально данных от природы человеку потребностей в осмыслении и удовлетворении своих интересов и потребностей» Халипов В.Ф., Лисиненко И.В. Социология предпринимательства. /Акад. естеств. наук. -М: Луч, 1996.-С 9..

«Предприниматель - это человек, который затрачивает необходимое время и силы и берет на себя финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». «Предпринимательство - динамичный процесс наращивания богатства», требующий «организаторского таланта, творческого начала, стремления к умножению богатства и готовности к риску». Это «процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха.8

Многообразие определений предпринимательства обусловлено особенностями этого феномена, состоящего в высокой динамике изменчивости его содержания и форм. Наше представление о нем изменяется в соответствии с развитием самого этого явления.

Предпринимательство обладает своими особенными признаками:

объект предпринимательства - хозяйственная деятельность в различных ее формах;

субъекты предпринимательства - индивидуальные и коллективные участники экономической деятельности, обладающие определенным кругом прав и обязанностей, ответственностью за результаты своей деятельности;

необходимое условие предпринимательства - экономическая свобода, закрепленная в правовых формах, нормах и правилах социально-экономического поведения, традициях и т.п.;

характер предпринимательства - инновационный, ориентированный на саморазвитие и совершенствование методов ведения хозяйственной деятельности.

В заключении отметим, что предпринимательство активно воздействует на всю социальную жизнь, так как производимые товары и услуги предназначены для удовлетворения потребительского спроса. Кроме того, предпринимательская деятельность инициирует возникновение различных ассоциаций, союзов и т.п. (потребителей, профессиональных и др.). Все это формирует особую социальную среду предпринимательской деятельности и создает предпосылки институционализации предпринимательства в обществе

 

  1. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России.

 

2.1. Развитие предпринимательства  в России.

Развитие предпринимательства является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации. По мнению чиновников, частное предпринимательство должно вносить более весомый вклад в ВВП Российской Федерации.  

Развитие предпринимательства в России сопряжено с целым рядом трудностей. Экономическая активность населения в Российской Федерации крайне мала, так как долгое время частный бизнес в нашей стране находился под запретом. Современный предприниматели, которые хотят открыть собственный бизнес, сталкиваются с обилием трудностей, которые часто создаются местными властями. 

Правительство Российской Федерации предприняло ряд мер по созданию благоприятного климата для развития частного предпринимательства в России. Были упрощены процедуры регистрации предприятий, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, а также разработано несколько программ помощи начинающим предпринимателям. 

Еще одной серьезной проблемой, препятствующей развитию предпринимательства в России, является сложность получения кредитов. Большинство банков предпочитают работать с крупными корпорациями, выдача микрокредитов частным предпринимателям представляет для них небольшой интерес.9 

Экономический кризис несколько ускорил темпы развития предпринимательства в России. Многие люди, которые потеряли работу, открывают собственные предприятия, которые продают товары или оказывают услуги населению. С другой стороны, многие предприниматели были вынуждены отказаться от собственного бизнеса, так как большинство населения не могут воспользоваться их услугами. 

Развитие предпринимательства в России связано, прежде всего, с посреднической деятельностью при торговле и предоставлением различных услуг. Как правило, частные предприниматели начинают свою деятельность с открытия магазина или небольшой мастерской. В настоящее время на территории России огромной популярностью пользуются автомобильные мастерские и автомойки, где многие россияне предпочитают обслуживать свой автомобиль.

К сожалению, развитие частного предпринимательства в России практически не затронуло высокотехнологичные сферы. Если во многих странах мира небольшие частные компании занимаются разработкой различных технических новинок, то в настоящее время в нашей стране подобных компаний практически не существует. Несмотря на то, что в нашей стране есть множество людей, имеющих оригинальные технические идеи, найти финансирование для проведения конструкторской разработки или создания опытных образцов крайне сложно10. 

Развитие предпринимательства в России происходит довольно медленно, не смотря на то, что в крупных городах создается обилие частных предприятий, в российской «глубинке» практически невозможно создать малое предприятие, которое будет приносить стабильный доход.


 

 2.2. Проблемы развития предпринимательства в России.

 

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению  эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инициативная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит в правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. В 2001-2005гг. специалисты стали говорить не только об отсутствии концепции развития малого бизнеса, но и о необходимости ее увязки или координации с государственной концепцией развития рыночных отношений в стране. В добавление к  проблеме коррупции добавилась проблема преодоления так называемых административных барьеров, под которыми понимается специфические трудности развития бизнеса, обусловленные не совершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов малого бизнеса со стороны государственных органов и отдельных чиновников.

Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Информация о работе Меры по развитию предпринимательства