Меры по развитию предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

В современной России к настоящему времени сложилась принципиально новая экономическая ситуация и создана достаточно прочная база рыночных отношений, но вместе с тем стало очевидно, что программа экономических реформ нуждается в серьезных изменениях и в первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, отступление на рынке и как результат - снижение конкурентного статуса.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и функции предпринимательства 3
1.1. Экономическая природа предпринимательства 3
1.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности 4
1.3. Социально-экономическая эволюция предпринимательства 8
2. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России 11
2.1. Развитие предпринимательства в России. 11
2.2. Проблемы развития предпринимательства в России 12
2.3. Причины возникновения проблем. 19
2.4. Пути решения проблем предпринимательства. 20
3. Меры по развитию предпринимательства. 24
3.1. Поддерживающие меры развития предпринимательства. 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_predpriatie.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

Так же необходимо отметить низкую заинтересованность предпринимателей в области изучения законов и нормативных актов, регулирующих отношения хозяйствующих субъектов и государственных структур. А не знание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Грамотный подход к решению проблем - вот ключ к успеху.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

 

 

2.3. Причины возникновения  проблем.

 

Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.

Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во-вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.

В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.

Кризис в России, как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестрочный период. Длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях.

Предпринимательский дух должен пронизать, прежде всего, всю организационно - экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству.

Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.

В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

·        значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

·        создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

·        ускорить научно-технический прогресс;

·        составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре Центральный экономический район с ядром в Москве.

В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

 

2.4. Пути решения  проблем предпринимательства.

 

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки.

·        Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

·        Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.12

·        Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений.

Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то:

·        старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

·        переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;

·        на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

в) Информационную поддержку предприятий-производителей.

1.         Сведения о производственных предприятиях города:

·        основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),

·        данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,

·        данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

·        сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),

·        сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

2.         сведения о государственных или муниципальных ресурсах:

·        сведения о муниципальном и областном заказах,

·        сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

·        утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,

·        утвержденный на год объем зачетов.

Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

1. Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);

2. Нормативно-правовое обеспечение:

·          разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;

3. Формирование производственной инфраструктуры:

·          имущественная поддержка малых предприятий : аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет;

  1. Информационно-консультационное обеспечение:

·          развитие единой системы информационного обеспечения на территории области;

·          обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности;

·          проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.

  1.   
    Меры по развитию предпринимательства.

                       

3.1. Поддерживающие меры  развития предпринимательства.

 

Таблица 1.

 

   Также требуют  обобщения основные направления  данных видов поддержки предпринимательской  деятельности в том числе на уровне регионов.13 Так информационная поддержка предпринимательства государственными органами выражается в проведении в рамках взаимодействия деловых встреч, семинаров, форумов, «круглых» столов. В этом направлении происходит:

- обсуждение проблем и  перспектив развития малого и  среднего бизнеса в регионе;

- вынесение проблем для  их решения на отраслевой и  федеральный уровни;

- создание рабочих групп  по решению отдельных вопросов;

- регулярный мониторинг  экономических процессов в регионе;

- проведение сплошного  статистического исследования деятельности  субъектов малого и среднего  бизнеса;

- действие "горячей линии" для предпринимателей;

-выпуск бесплатных информационных  брошюр по вопросам организации  предпринимательской деятельности.

- создание электронных  сайтов системы поддержки предпринимательства.

    Финансово-имущественная  поддержка предпринимательства  включает в себя:

- выделение средств из  федерального бюджета на поддержку  субъектов малого бизнеса, а также  предприятий, осуществляющих деятельность  в  приоритетных для регионов  направлениях;

- снижения налога на  прибыль для поддержки реального  сектора экономики;

- содействие кредитованию  в виде создания гарантийного  фонда, обеспечивающего банковские  кредитные ресурсы для малых  и средних предприятий;

- создание фондов микрокредитования для малого бизнеса;

- субсидирование процентной  ставки по займам;

- предоставление льгот  по аренде муниципальных помещений, земельных участков;

- снижение тарифов на подключение к водоснабжению, энергосетям, предоставление рассрочки платежа; 

- компенсирование расходов  малого бизнеса по переходу  на энергоэффективные технологии.

  Правовая поддержка  предпринимательской деятельности  заключается в:

- внесении изменений в законодательство;

- информационном обеспечении предпринимательства через электронную систему интернет;

- консультационной поддержке  по юридическим вопросам при  создании и регистрации предприятий  малого и среднего бизнеса;

- правововом обучении предпринимателей;

- мониторинге соблюдения законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности;

- усилении прокурорского надзора за деятельностью госорганов контролирующих малый и средний бизнес.

Кадровая поддержка предпринимательства выражается в:

- взаимодействии с  центрами, занимающимися переподготовкой и повышением квалификации кадров;

- разработке программ  по дополнительному профессиональному  образованию предпринимателей;

- организации и проведении  бесплатного обучения и  тренингов  «Начни свое дело», «Дорога в бизнес» (в рамках программ развития предпринимательства);

-появлении школ молодежного предпринимательства.

Информация о работе Меры по развитию предпринимательства