Меры по развитию предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

В современной России к настоящему времени сложилась принципиально новая экономическая ситуация и создана достаточно прочная база рыночных отношений, но вместе с тем стало очевидно, что программа экономических реформ нуждается в серьезных изменениях и в первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, отступление на рынке и как результат - снижение конкурентного статуса.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и функции предпринимательства 3
1.1. Экономическая природа предпринимательства 3
1.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности 4
1.3. Социально-экономическая эволюция предпринимательства 8
2. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России 11
2.1. Развитие предпринимательства в России. 11
2.2. Проблемы развития предпринимательства в России 12
2.3. Причины возникновения проблем. 19
2.4. Пути решения проблем предпринимательства. 20
3. Меры по развитию предпринимательства. 24
3.1. Поддерживающие меры развития предпринимательства. 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_predpriatie.docx

— 74.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                            2

1. Сущность и функции  предпринимательства                                               3               

1.1. Экономическая природа предпринимательства                                       3

1.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности                               4

1.3. Социально-экономическая эволюция предпринимательства                  8

2. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России         11

2.1. Развитие предпринимательства в России.                                                11                                                 

2.2. Проблемы развития предпринимательства в России                             12

2.3. Причины возникновения  проблем.                                                          19

2.4. Пути решения проблем  предпринимательства.                                       20

3. Меры по развитию  предпринимательства.                                                 24

3.1. Поддерживающие меры  развития предпринимательства.                    24

Заключение                                                                                                      27

Список использованной литературы                                                             28

 

Введение

 

В современной России к настоящему времени сложилась принципиально новая экономическая ситуация и создана достаточно прочная база рыночных отношений, но вместе с тем стало очевидно, что программа экономических реформ нуждается в серьезных изменениях и в первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, отступление на рынке и как результат - снижение конкурентного статуса. Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса особое место занимает активизация предпринимательства. Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и освоении предпринимательства тесной связи с проблемами совершенствования хозяйствования и управления приобретает исключительно важное значение.

Стабилизация экономики и вывод ее на траекторию ускоренного развития практически невозможны без государственной поддержки предпринимательства, обеспечивающего конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках. Зарубежный опыт наглядно иллюстрирует, что предпринимательский сектор выполняет моторные очень важные функции в экономике развитых стран.

Основным фактором динамики рыночного хозяйства, его высокой способности эластично изменяться, является не столько рынок сам по себе, а предпринимательство как необходимая его составляющая.

Цель курсовой работы заключена в изучении предпринимательской деятельности. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. изучить сущность и  функции предпринимательства;

2. выявить проблемы перспективы  развития предпринимательства в  России.

Объектом исследования являются отношения субъектов экономики предпринимательского типа в современной экономической системе.

Предмет исследования - социально-экономическая эволюция предпринимательских структур в российской экономике.

Однако на сегодняшний день в связи с актуализацией этих проблем и постановкой задач о судьбе литеральных рыночных реформ в России, необходимость выявления закономерных тенденций развития предпринимательства усилились. К тому же появилось много терминов, ранее не звучавших или недостаточно употребляемых в научной литературе, как предпринимательский климат, предпринимательский капитал пространство, предпринимательский риск, предпринимательская активность и т.д.

 

  1.  Сущность и функции предпринимательства.

 

    1. Экономическая природа предпринимательства.

 

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. 
Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.

Субъект предпринимательской деятельности - предприниматель - соединяет, комбинирует особым образом факторы производства с целью получения выгоды, дохода или прибыли. Поэтому предпринимательство как процесс представляет определенный алгоритм действий предпринимателей, начиная с момента зарождения предпринимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный проект.

Таким образом, предпринимательство - это процесс: 
- создания чего-то нового, что обладает стоимостью (товаров, услуг, информации) и ценно для потребителя; 
- призванный удовлетворять динамично изменяющиеся человеческие потребности, поэтому является непрерывным, постоянно возобновляющимся; 
- осуществляемый на основе постоянного комбинирования экономических ресурсов, эффективного и исключительно рационального их использования для получения наилучших результатов.

Этот процесс требует больших затрат, поиска новых творческих идей их воплощения в новом предприятии и получения конкретного результата в виде товара, продукта, услуги, технологии, приносящих предпринимательский доход.

Следовательно, предпринимательство - это хозяйственная деятельность, направленная на регулярное получение выгоды, дохода или прибыли с использованием новизны, риска, инициативности, изобретательности. Исходя из этого определения, принято выделять расширительную трактовку предпринимательства и «узкое» его понимание.

В широком понимании - это предприимчивость, инициативность, активность, рискованность в разных видах экономической деятельности с целью максимизации доходов. Различные способы комбинации экономических ресурсов связаны с открытием новых способов производства или технологий; изготовлением нового, неизвестного потребителям блага или коммерческого использования уже существующего товара или услуги; освоение новых рынков и т. д. в узком смысле предпринимательство представляет экономическую, коммерческую деятельность какого-либо собственника или хозяйствующего субъекта (предприятия). Им могут быть частные лица (граждане), группа лиц и в отдельных случаях - государство.   Соответственно, род занятий и сфер реализации интересов предпринимателей будут представлять объект предпринимательской деятельности во всем ее многообразии.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.

 Для характеристики предпринимательства используют различные определения. Приведем некоторые из них

1. предпринимательство - это  экономическая деятельность отдельного  лица либо объединившейся группы  лиц, направленная на получение  прибыли;

2. - тип поведения хозяйствующего  субъекта, для которого присущи  гибкость, новаторство, нахождение  новых, более эффективных способов  использования ресурсов;

3. - рыночно-конкурентный тип хозяйствования, для которого характерны экономическая свобода и ответственность, риск, экономическое самоуправление.

Близкими по содержанию понятиям «предприниматель» и «предпринимательство» являются такие понятия как «бизнесмен» и «бизнес». Бизнес - это экономическая деятельность субъекта или субъектов хозяйствования, направленная на получение прибыли. Человека, занятого бизнесом, то есть каким-либо коммерческим делом, называют бизнесменом.

Субъектами предпринимательства, то есть носителями и обязанностей могут быть отдельные частые лица. Они выступают в этом качестве преимущественно посредством организации единоличного производства (семейного предприятия). Деятельность этого предпринимателя ориентируется на собственные затраты труда либо предполагает использование наемного труда. В последнем случае предприниматель становится нанимателем1.

Предпринимательская деятельность может осуществляться также группами людей, связанных между собой договорными обязательствами и экономическими интересами.2 Объединение партнеров позволяет решать задачи более крупного масштаба по сравнению с индивидуальным предпринимательством. Субъектами коллективного предпринимательства выступают различного рода ассоциации: кооперативы, арендные коллективы, товарищества, общества и др.

Субъектами предпринимательства могут быть и государство и лица его соответствующих органов. Но по общему правилу в рыночной экономике государство как таковое, устанавливая правила организации бизнеса, следя за их соблюдением, субъектом предпринимательства не становится.

Прежде чем указать на объект предпринимательства, следует обратиться к факторам производства. Напомним, что к факторам производства ныне относят: землю, труд, капитал, предпринимательские способности, науку и информацию. Предприниматель в процессе осознает и реализует новые комбинации факторов производства, что предполагает постоянные нововведения. Осуществление новых комбинаций по существу становится главным делом предпринимателя (комбинация - взаимное расположение, сочетание чего-либо). Новые комбинации охватывают изготовление нового продукта или создание нового качества изделия; освоение нового метода производства; освоение нового рынка сбыта; получение нового получение нового источника сырья или полуфабрикатов; проведение соответствующей реорганизации.

По своей экономической природе предпринимательство связано с реализацией возможностей, возникающих в сфере полного хозяйственного оборота - производства, обмена, распределения и предоставления услуг, поскольку в конечном итоге именно товарное производство является генератором возможностей, открывающихся перед бизнесом в процессе обмена информацией. Наличие структурных диспропорций в экономике, а также многочисленные несовершенства современного российского рынка, неизбежные на этапе его становления, способствуют проявлению предпринимательской инициативы главным образом в сфере обмена информации знаний, столь характерной для переходной экономики. Формирование и развитие интеллектуального капитала и в целом интеллектуализация хозяйственных отношений обычно увязывается с нарастанием процесса информатизации общества, с превращением индустриальной экономической системы в постиндустриальную экономику.3 При этом постиндустриальное общество `определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышения качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений: во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания`

    1. Цели и мотивы предпринимательской деятельности.

 

Объектом предпринимательства в реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов или факторов производства. Основными функциями предпринимателя выступают:

- мобилизация природных  ресурсов в условиях их ограниченности;

- соединение надлежащим  образом факторов производства;

творческое или интеллектуальное обеспечение производства.

Можно сказать и так, что классические функции предпринимателя включают в себя оптимальное сочетание факторов производства с целью создания рентабельно функционирующего предприятия, контроль за издержками, внедрение новаций, руководство людьми. В этом суть предпринимательства.

Предпринимательская способность включает в себя предприимчивость.

Предприимчивость - особый вид творческой активности в сфере бизнеса, заключающийся в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.

Вступающий в предпринимательскую деятельность не должен ощущать себя человеком, бросающимся в омут. Предприниматель должен обладать ясным умом и действовать обдуманно и со знанием дела

Наиболее устойчивыми, династическими фирмами и компаниями оказываются те, которые во главу своих целей и задач ставили интересы дела.

Рассмотрим признаки предпринимательской деятельности.

Первым характерным признаком предпринимательства является экономическая заинтересованность в предпринимательстве. Предприниматель должен из откровенно корыстных соображений добиваться прибыли. Корректным способом полученная прибыль является мерилом успешной предпринимательской деятельности. Только прибыль позволяет предпринимателю обеспечить существование его предприятия, а также идти на риск внедрения содействующих росту нововведений4.

И вместе с тем, утверждение, что предприниматель полностью поглощен страстью к деньгам, что они его единственная цель - это широко распространенное заблуждение. На начальных этапах предпринимательской деятельности стремление к максимальной прибыли является, как правило, подавляющим. Но еще на заре капитализма в мотивах предпринимательства прослеживались и другие цели. Если все сводится к сугубо экономическим целям, то невозможно, в частности, понять: почему предприниматели принимают участие в решении социальных проблем общества, выделяя большие средства на образование, здравоохранение, культуру, экологические цели, борьбу с бедностью. И этот аспект у современного предпринимательства усиливается.

Многие исследователи проблем предпринимательства, подчеркивая, что прибыль не является единственным мотивом предпринимателя, указывают на такие целевые установки: стремление к самовыражению, заинтересованность творческим подходом, стремление к общественному признанию.

Информация о работе Меры по развитию предпринимательства