Инновационное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…...….3
1 Понятие инновации……………..………………………………..….…5
1.2 Наука-источник инновации……………...……………………..……9
1.3 Классификация инноваций…...………………..……………………11
1.4 Интеллектуальная собственность…………………………………..13
2 Инновационный проект…………………......………………………...17
3 Инновационные стратегии…..………………………….….…………20
4 Государственная поддержка инновационной деятельности.......…...23
Заключение……………………………………………………….….…..26
Список использованных источников………………………………......28

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационное предпринимательство.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

     Примером  успешных маркетинговых решений  может служить опыт внедрения инновационных проектов Компанией «МегаФон». Предлагаемые компанией услуги мобильного позиционирования, являются привлекательными для существующих и потенциальных абонентов сотовой связи. Данный вид услуг носит как развлекательный, так и полезно-информационный характер. К ним относятся услуги, актуальные для конкретного места расположения мобильного телефона абонента. Так, благодаря услуге «Ближайшие» можно найти ближайшую аптеку или магазин, заправку, банкомат или кафе. С помощью услуги «Где я» абонент может получить информацию о его текущем местоположении с наиболее значимыми ориентирами на местности: перекрестками больших улиц, крупными торговыми центрами, стадионами и т.п. Услуга «Локатор» позволяет абонентам «Мегафон-Северный Кавказ» определять координаты других абонентов сети, находящихся на территории обслуживания, причем с учетом его согласия.

     Риски проекта - количественное выражение  наступления нежелательных событий. При этом «нежелательные события» могут  наступить по внутренним причинам - ошибки, просчеты, недоработки, недобросовестность, а также по внешним, не зависящим от команды проекта обстоятельствам, таким как экономические коллизии, резкие изменения во вкусах клиентов, неожиданные действия конкурентов, забастовки, новые правительственные решения и т.д. Управление рисками - обязательная часть стратегического плана компании.

     В самом широком понимании инновационный  проект состоит из следующих этапов:

     - формулировка научного решения  - идеи проекта;

     - маркетинг идеи, фиксация прав на интеллектуальную собственность;

     - определение объекта для коммерциализации (ОДК);

     - маркетинг ОДК; 

     - выработка стратегии проекта;

     - составление производственного  плана;

     - предварительная экономическая  экспертиза;

     - определение недостающих ресурсов и способов их привлечения;

     - выявление рисков и способов  управления ими;

     - составление организационного плана;

     - определение команды проекта;

     - бизнес-планирование;

     - экспертиза бизнес-плана;

     - привлечение инвестиций;

     - подготовка производства;

     - запуск производства.

     Пример. В качестве инновационного проекта  может быть использована разработка не только из области естественных или технических наук.

     Художники-дизайнеры  Кубанского государственного университета разработали инновационные проекты  по производству новых эксклюзивных видов ткани, декоративных изделий из соломки, упаковки для елочных игрушек и дорогих сортов вина. В проектах такого рода очень важна грамотная защита своих дизайнерских решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Инновационные стратегии 

     Для того чтобы намного и надолго опередить своих конкурентов, компании вырабатывают инновационные стратегии. При этом фирма может одновременно применять раз личные стратегии в различных сегментах рынка.

     Выделяют  следующие стратегии: технологическое  и рыночное лидерство, «следование за лидером», «имитация», «зависимость», «ниша».

     Технологическое и рыночное лидерство - это разработка и выпуск принципиально нового продукта. Цель стратегии - добиться признания  данной технологии как образца для  отрасли и сохранить лидерство. Стратегия связана с огромным риском. Во-первых, уникальный продукт может быть оценен потребителем недостаточно высоко, и издержки фирмы не будут покрыты. Во-вторых, не исключено, что конкуренты быстро наладят копирование таких новинок с уникальными особенностями. Поэтому выбор стратегии лидерства должен быть тщательно взвешен.

     Компанией, реализовавшей стратегию лидерства, является Компания сотовой связи  «МегаФон». Сегодня компания располагает  всеми необходимыми составляющими  данной стратегии: квалифицированным персоналом, возможностями изменения приоритетов финансирования на основе маркетинговой информации, а также наличием современно го научного потенциала.

     Ярким примером технологического лидерства  является услуга «Инфомания», позволяющая  абонентам, вне зависимости от их местонахождения, получать в режиме online информационный набор услуг, таких как новости, информация о погоде, финансовая информация, программы телевидения и др. Новый способ доступа к информационным ресурсам возможен за счет внедрения новой комбинации ряда современных технологий, и как результат достигается невероятная гибкость в построении диалога между мобильным терминалом и огромным количеством информации, находящейся в сети Интернет.

     Стратегия следования за лидером фокусируется на быстром расширении рыночной базы. Суть в том, что фирма сосредоточивается на продуктах, уже получивших признание рынка. Ведется постоянное отслеживание направлений НИОКР технологического лидера, патентуются собственные нововведения, базирующиеся на принципиальном нововведении лидера. В области маркетинга идет активное расширение клиентской базы за счет поиска потребителей, не охваченных продуктами технологического лидера.

     Многие  преуспевающие компании первой половины XX века, такие как английская фирма  по производству стекла Pilking'ton, южноафриканская компания по добыче алмазов DeBeers и американский гигант Xerox, имели возможность в течение двадцати и даже тридцати лет глобально использовать свои конкурентные преимущества, что делало их уникальными. Они могли использовать последовательный и поступательный процесс интернационализации, постепенно добавляя рынок за рынком, нацию за нацией. Они завоевали Аргентину, затем переместились в Перу, и так далее. Они могли безраздельно господствовать во всем мире. Теперь ситуация изменилась коренным образом. Сегодня знание мгновенно распространяется по всему миру. Лучшее из мировой практики бизнеса распространяется быстрее, чем когда-либо. Поэтому догнать (и перегнать) лидера становится все легче.

     Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их развитии. Фирма не несет расходов на исследования и поэтому может добиться значительного снижения издержек, а следовательно - высокой рентабельности. Основное внимание уделяется скорейшему освоению технологии и запуску товара в производство.

     Стратегия зависимости - предельный случай стратегии  имитации. Фирма сосредоточивает  усилия лишь на производстве и маркетинге. Такие стратегии характерны для  совместных производств и подразделений  крупных международных компаний, проникающих на новые рынки.

     Стратегия «ниши» заключается в поиске ниши на рынке, не привлекательной по масштабу продаж для крупной компании, но достаточной, чтобы обеспечить существование  и развитие небольшой фирмы. От фирмы  требуется достаточное внимание к ОКР и освоению модифицированной продукции, чтобы удовлетворить требование заказчиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Государственная поддержка инновационной  деятельности 

     Большинство промышленно развитых стран мира считает инновационную деятельность залогом своей национальной безопасности и экономической стабильности, а потому поддерживает развитие науки и внедрение инноваций в экономику разными способами. Наиболее распространенными способами поддержки инновационной деятельности в мире являются:

     1. Создание инкубаторов бизнеса, технопарков, заводов-технологий.

     2. Обучение и подготовка кадров  за счет государства.

     3. Уменьшение суммы налога для  предприятий, создающих и внедряющих  инновации.

     4. Беспроцентные ссуды или льготные  кредиты, гранты.

     В России первые технопарки, инновационно-технологические центры и инкубаторы бизнеса начали появляться чуть более 10 лет назад. Сейчас они есть практически во всех регионах страны. Это организации, обычно тесно связанные с научными учреждениями (вузами и НИИ) Основная их задача - поддержка инновационного бизнеса. Решается она по-разному: через предоставление малым предприятиям, которые внедряют инновационные технологии, льгот по аренде офисных и производственных помещений, оборудования; оказание консалтинговых и рекламных услуг бесплатно или на льготной основе; выделение ссуд, кредитов, грантов.

     Таким образом происходит «выращивание»  новых фирм, оказания им помощи в  выживании и успешной деятельности на ранней стадии их развития, когда  они могут совершать фатальные  для них ошибки.

     Пример 1. Силиконовая Долина в США. Государство  благословило союз науки и бизнеса, и этот союз породил новую цивилизацию  информационного общества. История  Силиконовой Долины началась в 1955 г. Сейчас в Долине работает более трех тысяч инновационных фирм.

     Пример 2. В1999 г. в Кубанском государственном  университете был создан технопарк. Сегодня, благодаря грамотной рекламной  и PR-деятелъности технопарка, десятки  научных раз работок ученых КубГУ  стали известны не только в России, но и за рубежом, завоеваны медали на многих престижных выставках, таких как Всемирный салон инноваций «Брюссель-Эврика», 93-й Международный салон изобретений «Конкурс Ленин», Московские международные салоны инноваций и инвестиций и др. Технопарк имеет свой сайт в Интернете (http://tp.kubsu.ru), где активно рекламирует разработки ученых. Многие частные фирмы позавидовали бы такой раскрутке!

     Как пример государственной поддержки  в сфере подготовки кадров можно  привести германский фонд и университет Steinbeis. В сети университетов Steinbeis функционирует система подготовки научных кадров и менеджеров. Стоимость под готовки специалистов в Steinbeis составляет от 40 до 70 тыс. марок. При основании фонда Steinbeis государством было вложено 30 млн. марок, а позже добавлено еще 200 тыс. ДМ. В России специалистов по инновационному менеджменту пока немного. Готовят их всего в нескольких вузах России, и опытные специалисты-практики (даже без диплома инновационного менеджера) - на вес золота.

     Во  многих промышленно развитых странах, согласно законодательству, инвестиции компании в научные исследования значительно уменьшают сумму налогов, которые необходимо заплатить. Так, например, текущие издержки на НИОКР в Японии в полном объеме вычитаются из подлежащего налогообложению годового дохода, а также компании могут записать затраты в актив и амортизировать их течение 5 лет.

     В России, к сожалению, пока нет такого законодательного стимула. Частный  капитал мало вливается в науку, научные учреждения и организации  страдают от недостатка финансирования.

     Что такое беспроцентные ссуды и льготные кредиты - понятно каждому. Что же такое грант?

     Грант - это средства, безвозмездно передаваемые фондом, правительственным учреждением, программой какой-либо организации  или частному лицу для выполнения конкретной работы. В нашем контексте - для выполнения инновационного проекта. Для получения гранта нужно составить заявку - письменное обоснование необходимости выделения гранта на финансирование определенного проекта. Заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя вложить деньги в Ваш проект, и пишется в соответствии с определенной формой, установленной организацией, предоставляющей грант. В отличие от бизнес-плана заявка может быть подана и на некоммерческий проект, ориентированный не на получение прибыли, а на достижение социально-значимого результата.

     Пример 3. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере http://ivww.fasie.ru осуществляет финансирование инновационных проектов на конкурсной основе. Поддержка осуществляется в  виде льготного кредита до 100 тыс. долл. сроком на 1 год при ставке 30-50% от кредитной ставки Центробанка РФ. Участвуют научно-технические проекты от малых фирм, доля государственной собственности которых не превышает 25%. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инновационное предпринимательство