Риски в инновационном предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 10:28, реферат

Краткое описание

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, обусловленным наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.
Предпринимательство связано с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

Вложенные файлы: 1 файл

Риски в инновационном предпринимательстве.docx

— 64.90 Кб (Скачать файл)

Риски в инновационном предпринимательстве 
Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, обусловленным наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить. 
Предпринимательство связано с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств. 
Экономическое поведение предпринимателя при рыночных отношениях основано на выбираемой и на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской и иной экономической деятельности. 
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые предприятия более подвержены риску, поэтому обычно их называют «рисковыми». Такое положение обусловливается, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью ма лых предприятий от изменений внешней среды. 
Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствуе" тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успех; добиваются лишь одно-два. Однако высокий риск сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норме прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуществлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется, и вероятность успеха инновационного предпринимательства возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам. 
В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Инновационный риск возникает при следующих ситуациях. 
Внедрение более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносит предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока такая фирма является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар. 
Создание нового товара или оказание услуги на старом оборудовании. В данном случае к вышеназванному риску добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество. 
Производстве нового товара или оказание услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации могут быть следующие инновационные риски: новый товар или услуга может не найти покупателя; новое оборудование и технология не соответствуют требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги; исключена возможность продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товаров. 
В целом риски, возникающие в инновационном предпринимательстве, можно классифицировать следующим образом: 
- риски ошибочного выбора инновационного проекта; 
- риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования; 
- маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта; 
- маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта; 
- риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов); 
- риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов; 
- риски усиления конкуренции; 
- риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения; 
- риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект. 
Одной из причин возникновения рисков ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников предприятия. Если собственники предприятия стремятся к быстрейшему нарастанию капитала или к распределению прибылей от его деятельности в пользу других предприятий, владельцами которых они являются, долгосрочная экономическая цель реализации инновационного проекта в виде максимизации доли предприятия на рынках сбыта не будет достигнута. 
Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Если допущена такая ошибка и будущее финансовое состояние предприятия оценено как устойчивое, а целью инновационного проекта выбрана максимизация получения прибыли в краткосрочном плане за счет увеличения объема продаж выгодного продукта, то при изменении конъюнктуры рынка финансовое положение предприятия может резко ухудшиться. Поэтому целью реализации инновационного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий. Однако предприятием уже могут быть произведены определенные расходы для осуществления первоначальной цели проекта, и при изменении характера инновационного проекта они окажутся излишними, а также возникнет потребность в дополнительных, ранее не предусматривавшихся расходах. 
Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает его практическую значимость и исходит из заведомо оптимистического взгляда на ценность своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки. Следует отметить, что именно «авторские» инновационные проекты являются наиболее рисковыми, так как они, как правило, выполняются не под конкретного заказчика, поэтому результат не всегда находит покупателей, а расходы по реализации проекта могут стать для разработчиков невосполнимыми затратами. 
Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования можно охарактеризовать следующим образом. Риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта, характерен для ситуаций, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить. Он возникает в том случае, если предприятие не сможет привлечь инвесторов для финансирования проекта, т.е. не сможет убедить их в его достаточной эффективности. 
При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта финансирования: первый метод — самофинансирование проекта, второй — опора на внешние источники финансирования, третий — комбинация вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования, который возможен в следующих случаях: 
- если выбран метод самофинансирования, проект может оказаться без достаточных финансовых средств и силу невыполнения предприятием финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта (по различным причинам); 
- если основными источниками финансирования инновационного проекта являются внешние, бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов; 
- при комбинированном методе финансирования проекта, т.е. если предприятие использует одновременно несколько источников, на определенных этапах реализации проекта их может не хватить из-за сложности комбинирования. 
Маркетинговые риски, связанные со снабжением ресурсами, в первую очередь обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации необходимы уникальное оборудование, высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью. 
Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и нельзя будет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие изделия по ценам, которые были заложены в проекте. В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и при невыполнении поставщиками своих обязательств по срокам, качеству предоставляемых услуг и т.п. 
Маркетинговые риски сбыта результатов разработанного инновационного проекта можно классифицировать следующим образом. 
- Риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий. 
- Риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий в следующих ситуациях: а) когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным; б) когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась; в) если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена Неверно; г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т.п.; 
- Риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю. Эффективность сбыта производимой продукции зависит от сложности каналов сбыта: пользуется ли производитель услугами оптовых и розничных посредников или занимается реализацией товаров конечному потребителю сам. Если предприятие реализацию новшества на рынке осуществляет собственными каналами сбыта, руководство фирмы может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, неэффективно организовать оплату труда работников службы сбыта, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов. Для того чтобы добиться большей независимости от торговых фирм, инновационная фирма должна создавать собственную сбытовую сеть, однако издержки на ее содержание вызывают снижение объема прибыли либо в расчете на единицу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продажной цены. А это может привести к снижению конкурентоспособности продукции и уменьшению объемов ее продаж. Однако в случае предоставления фирмам-посредникам исключительных прав по сбыту продукции на локальном или региональном рынках из-за недостаточной заинтересованности посредников могут быть снижены объемы продаж продукции инновационной фирмы в данном регионе или отрасли. 
- Риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо с усовершенствованными характеристиками. Он наступает, если реклама недостаточна или избыточна по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до потребителя, неверно сегментирована (т.е. неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей), непрофессионально выполнена в результате размещения заказа на нее случайным агентствам (в целях экономии), а также если ошибочно выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы. 
Риск неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) в инновационной деятельности, как показывает анализ результатов заключения и исполнения договоров, включает несколько видов рисков. 
Во-первых, это может быть отказ партнера от заключения договора после проведения переговоров. Такой риск возникает при необходимости изменения предварительных условий контракта и недобросовестности партнера, например из-за вероятности «переключения» партнера (поставщика или заказчика) на конкурирующие фирмы, которые могут предложить лучшие условия сделки, а также из-за ухудшения рыночной конъюнктуры, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения. 
Во-вторых, это может быть заключение инновационной фирмой договоров на условиях, отличающихся от наиболее приемлемых либо обычных для предприятия данной отрасли. Такая ситуация возможна в том случае, если для выполнения инновационного проекта требуются уникальное сырье, материалы или комплектующие изделия, количество поставщиков которых ограничено. В этом случае поставщики могут навязывать предприятиям дополнительные требования, например обязательства по транспортировке закупаемых товаров и их страхованию, открытию аккредитива, предоставлению банковской гарантии и т.п. Данный риск возникает и тогда, когда предприятие не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях. 
В-третьих, могут быть заключены договоры (контракты) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами). Например, при заключении договоров на закупку ресурсов либо оказание услуг с поставщиками (контрагентами), которые неправомочны заключать такие договора или не в состоянии выполнить своих обязательств из-за тяжелого финансового положения. Данный вид риска может возникнуть при принятии инновационной фирмой заказов на изготовление продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. 
 
 
Неплатежеспособность покупателя может быть выявлена в процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготовлению и поставке продукции или после оказания услуг, т.е. тогда, когда предприятием произведены определенные затраты по реализации инновационного проекта. В этом случае возникает риск того, что понесенные потери не окупятся своевременно, а предприятию необходимо искать альтернативных заказчиков, пересматривать сроки реализации инновационного проекта. 
В-четвертых, партнеры могут не выполнить договорные обязательства в установленный срок, в результате чего возникают потери инновационного предприятия, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта. Задержки происходят как по вине партнеров, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами (например, транспортными, экспедиторскими и другими предприятиями в связи с поставкой товаров или банками при оплате продукции). 
В-пятых, может быть нанесен ущерб третьим лицам, и здесь возникают риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам. На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий (фирм), научно-исследовательских организаций. Причинами, возникновения данного вида риска могут быть следующие моменты: 
- утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;  
- несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации; 
- замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров; 
- использование конкурентами методов недобросовестной конкуренции; 
- появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей; 
- выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма; 
- появление местных новых фирм-конкурентов; 
- экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров. 
Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений — результат недостаточной патентной защиты изобретения, технологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием. Для того чтобы это не произошло, при подаче заявки на выдачу патента предприятиям необходимо руководствоваться Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1, в котором изложены порядок подачи заявок и основные требования к ним. 
В некоторых случаях предприятия в целях экономии средств проводят патентование изобретений на относительно короткий срок (в соответствии с вышеназванным Законом патент досрочно прекращает свое действие при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе), в результате к таким инновациям получают доступ конкуренты, и предприятие теряет свое монопольное преимущество на использование данных инноваций. 
Риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические, дизайновые и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает на получение монопольной прибыли. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случаях: 
- несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом; 
- наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки; 
- неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей). 
В системе инновационных рисков определенное место занимают риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных предприятием инноваций. Легальная имитация возникает обычно при так называемых «параллельных» разработках, когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайновых решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации. Риск нелегальной имитации связан, как правило, с тем, что предприятию-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений. 
На деятельность инновационных предприятий влияют также риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, кредитные, инвестиционные и др. 
В заключение приведем «десять правил эффективных исследований», изложенные П. Дракером1 которыми целесообразно руководствоваться инновационным предпринимательским фирмам в целях снижения рисков и повышения эффективности инновационной деятельности: 
- Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают устаревать в тот день, когда они впервые достигают самоокупаемости. 
- Тот факт, что именно вы признаете свое изделие, процесс или услугу устаревшими, — единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту. 
- Лучше забыть уместное в XIX в. различие между «фундаментальными» и «прикладными» исследованиями. Оно все еще может сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно. 
- В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. — это не «дисциплины», а орудия. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специалиста необходимо привлечь для реализации проекта. 
- Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенствование, управляемая эволюция и нововведение. Они дополняют друг друга, но в то же время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не прекращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции: «Каждое успешное новое изделие — эточступень к следующему изделию». Перечисленные пять правил касаются того, что надо делать, последующие пять разъясняют, как надо делать. 
- Ставьте высокие цели. Мелкие исправления обычно также трудно вносить, и встречают они такое же упорное сопротивление, как и фундаментальные. Японские фирмы контролируют рынок как видеомагнитофонов, так и факсимильных аппаратов — оба американских изобретения, потому что они ставят более высокие исследовательские цели. 
- Тем не менее эффективное исследован истребует как долгосрочных, так и краткосрочных результатов, необходимого равновесия можно достичь путем ретроспективного анализа. 
- Исследование — это отдельная работа, но не отдельная функция. Разработка — превращение результатов исследования в изделия, процессы или услуги, которые можно производить, продавать, поставлять и обслуживать, — должна идти рядом с исследованием. Производство, маркетинг и обслуживание влияют на исследование с самого начала точно в такой же мере, в какой результаты исследования, в свою очередь, влияют на них. 
- Эффективное исследование требует организованного отказа не только от изделий, процессов и услуг, но и от исследовательских проектов. Каждое изделие, процесс, услуга и исследовательский проект должны подвергаться проверке на жизнеспособность раз в несколько лет, чтобы ответить на вопрос, стали бы мы начинать производство этого изделия, использование процесса, услуг или исследовательский процесс, зная то, что нам известно сейчас? Три хороших ключа к определению момента, когда надо отказаться от проекта: во-первых, когда больше нет значительных усовершенствований; во-вторых, когда управляемая эволюция больше не приводит к новым изделиям, процессам, рынкам или применению; в-третьих, когда долгие годы исследований дают только «интересные» результаты. 
- Исследования надо измерять так же, как все остальное. Довольно просто установить конкретные цели для усовершенствований и измерить их. При управляемой эволюции тоже можно поставить цели, например, одно новое существенное изделие, рынок или применение каждый год. Однако нововведение требует оценки. Примерно каждые три года компании необходимо рассматривать результаты своих нововведений: что нового ввело предприятие, соответствовали ли эти нововведения по количеству, качеству и последствиям позиции предприятия на рынке и его лидирующему положению в данной отрасли, какими должны быть результаты нововведений предприятия в следующие несколько лет. 

 

Классификация рисков инновационной деятельности

При организации системы управления рисками инновационного проекта на предприятии необходимо помнить, что эффективность действия данной структуры определяется, прежде всего, соблюдением принципа синергетического эффекта. Данный принцип предполагает, что совокупный результат действий любой системы определяется, во-первых, степенью целевой и действенной однонаправленности ее компонентов, а во-вторых, качеством работы каждого из них. При этом лимитирующими факторами совокупной эффективности этой системы будут являться параметры наиболее слабого из ее звеньев. Из этого следует, что в задаче повышения эффективности риск-менеджмента в рамках управления инновационным проектом не существует второстепенных элементов, и оптимизация действий каждого из них является стратегически важной задачей для предприятия. Это относится и к одному из ключевых этапов риск-менеджмента -- задаче классификации рисков.

На сегодняшний день у авторов в области данной проблематики нет единой точки зрения не только относительно того, какой является оптимальная классификационная система рисков инновационного проекта, но и должна ли эта классификация разрабатываться как самостоятельная система, или базой для нее может служить общая, универсальная классификация рисков, разработанная безотносительно к специфике деятельности экономического субъекта и природе инновационного проекта.

Для ответа на данный вопрос необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день в теории риск-менеджмента так и нет единой общепринятой системы классификации рисков не только с точки зрения самого спектра позиционируемых в ней элементов, но и относительно параметров их разделения на некие целевые, признаковые подмножества. В результате в трудах различных авторов риски в общей сложности представлены более чем 220 видами в различных классификационных комбинациях. При этом анализ постоянно расширяющегося круга работ, посвященных выработке единой структуры рисков, позволяет сделать вывод о том, что авторы в своей совокупности не только не пришли к созданию универсального подхода к этой проблеме, но и не имеют тенденции приблизиться к ней.

Причиной тому, на наш взгляд, является тот факт, что на сегодняшний момент не решен более фундаментальный вопрос относительно возможности существования подобной универсальной классификации в принципе. Мы же считаем неправомерной постановку этой задачи. Подобная точка зрения сформирована на основе обращения к одному из главных принципов, лежащих в основе процесса принятия решений. Принцип заключается в том, что решение и выбор параметров его оптимальности всегда определяются конкретной задачей и характеристикой продуцирующего ее субъекта, а также конкретной факторно-временной ситуацией. Таким образом, классификация риска как самоцель, безотносительно к вышеперечисленным факторам, неправомерна.

Из вышесказанного следует логический вывод: невозможно взять за основу стандартную классификацию рисков применительно к вопросам управления ими в рамках менеджмента инновационного проекта не только в силу отсутствия на данный момент такого универсального решения, но и невозможности его создания в принципе. Для каждой конкретной задачи классификация риска будет самостоятельным решением, так как природа риска, сопровождающего определенный вид деятельности, имеет свою определенную специфику, задающую целесообразность наличия в системе классификации тех или иных признаков. В силу того, что риск инновационного проекта -- это в принципе особая дефиниция, отличная от совокупности рисков традиционной деятельности предприятия по причине специфических характеристик самого инновационного проекта, классификация этих рисков, а также должна быть отличной от других систем.

Для того чтобы выяснить, какой должна быть система классификации рисков инновационного проекта, необходимо, прежде всего, определиться с постановкой цели ее разработки. Эта цель должна соответствовать задаче системы риск-менеджмента в рамках управления инновационным проектом. Задача риск-менеджмента заключается в выработке оптимальной системы подготовки и реализации совокупности действий с целью снижения опасности принятия ошибочного решения и снижения возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятого решения. Таким образом, задачей классификации рисков должна быть оптимизация предоставляемой информации о рисках как базы для определения целесообразности применения тех или иных методов управления ими.

Из этого следует, что данная классификация должна предоставлять возможность получать информацию не только о системе рисков, сопровождающих инновационный проект, то есть получать достоверную «рискограмму» проекта, но и о параметрах управления ими. При этом оптимальным набором признаков классификации рисков инновационного проекта будет такая совокупность классификационных параметров, которая будет способна наиболее полно отразить взаимосвязь задач управления рисками, применимых в данной ситуации, методов управления рисками, природы рисков инновационного проекта, характеристик конкретного предприятия и внешней среды, а также самого инновационного проекта. Классификация рисков в конечном итоге должна предоставлять возможность делать адекватные выводы об оптимальности той или иной схемы управления рисками и управления инновационным проектом в целом.

Таким образом, классификационные признаки определяются совокупностью параметров, главными из которых являются цель ее разработки и особенность природы классифицируемого явления. Выбор параметров должен производиться на основе учета этих факторов. Поэтому при разработке классификации рисков мы предлагаем использовать методику сквозного отражения взаимосвязи характеристик риска инновационного проекта, классификатора и цели данной классификации.

Сущность риска инновационного проекта, информацию о которой необходимо принять во внимание при разработке системы классификации рисков, можно описать через ряд характеристик. При этом в рамках данной статьи мы не ставим целью проведение прямого сопоставления понятий риска и риска инновационного проекта. Наша задача -- дать через систему представленных ниже утверждений наиболее полное представление о риске самого инновационного проекта. Основными, на наш взгляд, характеристиками риска инновационного проекта являются следующие характеристики:

Риск инновационного проекта -- это совокупность рисков, состоящая из ряда элементов, специфических конкретно для данного инновационного проекта, реализуемого в среде конкретного экономического субъекта и рисков, характерных для традиционных бизнес процессов.

Данный риск -- это всегда совокупность рисков, продуцируемая определенным объектом (совокупностью источников) хозяйственной деятельности предприятия и внешней среды.

Риск инновационного проекта в силу объективно существующей неопределенности среды, в которой осуществляется сам инновационный проект, никогда не бывает нулевым.

В основе риска инновационного проекта лежит возможность альтернативных решений.

Риск связан с возможностью возникновения убытков, с вероятностью недостижения поставленной цели.

Риск инновационного проекта имеет объективно-субъективную природу. Основными источниками риска являются, с одной стороны, объективная неполнота или недостаточность информации, и, с другой стороны, субъективность восприятия информации и возможность принятия неверного решения. Первый фактор соответственно приводит к проблеме прогнозирования, а второй -- к проблеме распознания. То есть риск инновационного проекта характеризуется наличием объективной неполноты информации, возможностью неадекватного его восприятия и принятия неверного решения по управлению им.

Риск инновационного проекта, в силу уникальности самого проекта, в основе своей имеет неопределенность будущего развития событий, а также отсутствие полноценной базы анализа и апроксимизации данных прошедшего периода (т.е. отсутствие полноценной статистики по всем параметрам проекта).

В оценке риска инновационного проекта и в определении уровня его приемлемости всегда лежит субъективная оценка лица, принимающего решения (ЛПР), вследствие чего одной из сущностных оценок риска является отношение к нему ЛПР, то есть толерантность данного субъекта по отношению к риску инновационного проекта.

Риск инновационного проекта характеризуется пропорциональной зависимостью в части специфического риска между уровнем риска и новизной инновационного проекта.

Риск инновационного проекта имеет бинарную природу, с одной стороны, являясь объектом управления, а с другой стороны, оказывающим воздействие на деятельность организации, заставляя ее тем самым выработать механизм рискоадаптации.

Риск инновационного проекта характеризуется частичной неопределенностью [3], имеет сложную структуру: включает как риски вероятностного, интервального характера, так и систему рисков, имеющих природу нечеткого множества.

Данный риск представляет собой динамичный показатель, меняющий свои характеристики во времени.

В основе риска инновационного проекта лежат две системы рисков. Первая продуцирована поиском и неправильным выбором самой идеи инновационного проекта, а вторая «связана с непосредственной реализацией проекта в системе производствено-рыночных отношений».

В соответствии с такими характеристиками риска, как его динамичность, способность менять свои параметры с течением времени, мы предлагаем выделить изначально два классификационных подхода: в рамках «базовой» классификации рисков и «динамичной» («динамичного рископрофиля»). Базовая классификация рисков направлена на построение диагностической картины рисков на момент принятия решения о целесообразности реализации инновационного проекта на данном предприятии в данных условиях. Динамичная же классификация представляет собой сопоставление изменений «рископрофиля» предприятия под воздействием определенного фактора: принятого решения об осуществлении инновационного проекта, реализации мер по управлению рисками, фактора времени.

Таким образом, первая классификация предназначена для целенаправленного анализа рисков на момент принятия решения о целесообразности реализации данного инновационного проекта, а вторая -- для определенных выводов об успешности реализации проекта и эффективности применяемых мер по управлению риском.

Систему классификации рисков инновационного проекта необходимо выстроить также в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к этой системе классификации:

Обеспечение объективного и адекватного представления о совокупности рисков инновационного проекта.

Априорное обеспечение возможности эффективного включения получаемой информации о рисках в систему разработки оптимального решения по управлению ими и, собственно, обеспечение возможности наиболее оптимальной реализации принятого решения.

Предоставление возможности выделить наиболее важные для данного субъекта риски.

Обеспечение снижения влияния неполноты информации, то есть расширение круга известных предвидимых рисков.

Предоставление возможности судить на основе классификации о применимости тех или иных методов управления рисками и успешности их применения.

Информация о работе Риски в инновационном предпринимательстве