Инновационное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.
Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории по-разному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для получения нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями. Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений науки или новых видов производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…...….3
1 Понятие инновации……………..………………………………..….…5
1.2 Наука-источник инновации……………...……………………..……9
1.3 Классификация инноваций…...………………..……………………11
1.4 Интеллектуальная собственность…………………………………..13
2 Инновационный проект…………………......………………………...17
3 Инновационные стратегии…..………………………….….…………20
4 Государственная поддержка инновационной деятельности.......…...23
Заключение……………………………………………………….….…..26
Список использованных источников………………………………......28

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационное предпринимательство.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

     Для того чтобы новые знания стали  основой новой технологии или  превратились в новый продукт, необходимо проведение прикладных и экспериментальных научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР). Все поисковые НИР проводятся в научно-исследовательских институтах, центрах, вузах, а также в крупных промышленных научно-технических организациях, обладающих персоналом высокой научной квалификации.

     В рыночной экономике уделяется особое внимание прикладным НИР технологического направления, связанным с повышением надежности новых изделий в эксплуатации и нахождением более простых, дешевых и экологически чистых способов производства продукции. Такие НИР позволяют при обретать лицензии на нововведения-продукты и производить новую продукцию значительно лучше, дешевле и качественнее, чем это получалось у самих патентодержателей. Известным фактом является то, что Япония, покупая изобретения других стран и доводя технологию до совершенства в сочетании с жестким контролем качества выпускаемой продукции, сделала после войны значительный рывок в экономическом развитии и в настоящее время является одним из мировых лидеров в производстве высокотехнологичной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Классификация инноваций 

     В такой молодой науке, как инновационный  менеджмент, есть много разных классификаций  инноваций. Но смысл их использования  один - лучше понять суть. Здесь Вам  предлагается классификация по двум признакам: глубине производимых изменений и области применения.

     По  глубине производимых изменений  выделяют 4 типа инноваций:

     1. Модифицирующие инновации - ведут  к незначительным улучшениям  в областях конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла. Позволяют, например, немного быстрее и дешевле добиться лучших результатов.

     2. Улучшающие инновации - обеспечивают  значительные преимущества и  улучшения, но не базируются  на принципиально новых технологиях  и подходах.

     3.    Прорывные инновации - базируются на фундаментально новых технических подходах. Позволяют выполнять ранее недоступные функции или известные функции, но новым способом, резко превосходящим старый.

     4.     Интегрирующие инновации - используют  комбинацию первых трех классов инноваций. Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию «под ключ» пользующихся спросом на рынке наукоемких сложных товаро- и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научно-технических достижений (знаний, технологий, оборудования и др.).

     Пример. На социальном уровне появление лампочки накаливания явилось инновацией прорыва. Переходы от карбоновой нити к металлической и от вакуумных  ламп к газовым были улучшающими инновациями. Развитие более быстрых, надежных и менее дорогих методов производства ламп было модифицирующей инновацией. Открытие эффекта сверхпроводимости являлось инновацией прорыва. Выпуск сверхпроводящих проводов был улучшающей инновацией, а развитие производственных процессов для коммерческого производства, сверхпроводящих магнитов - модифицирующей инновацией.

     По  сфере применения различают следующие  виды инноваций:

     - производственные (технологические) - освоение нового продукта или  качественное изменение существующего; внедрение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта;

     - маркетинговые - освоение новых  рынков сбыта или развитие  новых источников снабжения сырьем  и другими факторами производства;

     - организационные - внедрение новых  методов и стандартов управления, изменение структур управления;

     - финансовые - реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов  или новых методов их использования.

     Инновация - это не просто вопрос технологий: производства болтов и гаек. Часто технология - это лишь небольшая часть процесса. Инновационность касается любого аспекта деятельности организации: инноваций в административной области, маркетинговых инноваций, инноваций в области финансов, дизайна, руководства кадровым составом и в области услуг. Поэтому, стремясь обеспечить инновационность на всех уровнях, эффективному менеджменту не обходимо пересмотреть все аспекты деятельности предприятия, а именно: стратегию, скорость внедрения накопленного опыта и пути более рациональной организации работы компании. 
 
 
 

     1.4 Интеллектуальная собственность 

     Для того чтобы правильно и законно  использовать результаты научной деятельности в бизнесе, необходимо познакомиться  с таким основным понятием, как  интеллектуальная собственность.

     Интеллектуальная  собственность - это права на результат  интеллектуальной деятельности в любой  сфере: на новую идею, техническое  устройство, способ, музыкальное или  литературное произведение, дизайнерское решение и т.д. Интеллектуальная собственность (ИС), как и любая другая собственность, кому-то принадлежит и охраняется законом.

     Если  автором инновации являетесь  Вы, то Вам необходимо знать, как  правильно оформить свои права на нее и как эти права использовать с максимальной для Вас выгодой. Если Вы хотите использовать результаты интеллектуальной деятельности других в своем бизнесе, то Вам необходимо знать, как это сделать законно.

     Пример. Издательская деятельность или выпуск компакт-дисков подразумевают знание действующего законодательства в области ИС. Значительно легче освоить техническую и организационную сторону выпуска CD с фонограммой известного исполнителя, чем обеспечить законность этого вида бизнеса.

     Об  интеллектуальной собственности говорят  Стокгольмская и Парижская конвенции, в которых приведены списки объектов прав на интеллектуальную собственность. В целом понятие «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

     - изобретениям и научным открытиям  во всех областях человеческой  деятельности;

     - промышленным образцам и полезным моделям;

     - товарным знакам, фирменным наименованиям  и знакам обслуживания;

     - ноу-хау (научно-технические достижения, служебная и коммерческая тайна);

     - литературным, художественным и  научным произведениям.

     Изобретение - объект промышленной собственности, охраняемый патентом. Как документ патент удостоверяет признание технического решения или селекционного достижения изобретением, а также приоритет, авторство и исключи тельное право патентообладателя (собственника патента) на изобретение.

     Описание изобретений (за исключением засекреченных в интересах национальной безопасности) является открытой информацией, предоставляемой для ознакомления всем же лающим. Существуют случаи, когда запатентованное изобретение может использоваться без разрешения патентообладателя: правительством или от его имени в интересах общества либо на основе выдачи принудительной лицензии.

     Несмотря  на преимущества патентования (приоритет, права, юридическая возможность  коммерциализации и т. д.), очевиден и его недостаток - чаще всего изобретение перестает быть секретом. Наличие патента ценно не само по себе, а при условии активности владельца. Патент - это право, которое необходимо отстаивать, иначе возникает соблазн его безнаказанного нарушения.

     Компания  может продать лицензию на использование своего патента или сдать его в аренду и получить от этого прибыль. Фирмы, игнорирующие нарушения их патентного права, не только упускают выгоду от несостоявшихся лицензионных платежей, но и обесценивают свои интеллектуальные активы.

     Пример. Как Вы думаете, какие организации являются крупными владельцами интеллектуальной собственности? Правильно! Те, где производятся новые знания! А именно научно-исследовательские институты, центры и вузы. Чтобы использовать, а не копить патенты, свои научные разработки кубанские ученые закладывают в основу инновационных проектов.

     Так, разработки новых материалов для  лазеров инфракрасного диапазона  ученых Кубанского государственного университета, защищенные патентами, стали основой  для инновационного проекта «Организация производства моно кристаллов для средств оптической связи». А новый способ содержания пчелиных семей, позволяющий получать до 200 кг меда с одного улья, после получения соответствующего патента стал основой инновационного проекта «Создание пчелокомплекса».

     Промышленными образцами признаются художественно-конструкторские  решения изделий, определяющие их внешний  вид. Промышленный образец является патентоспособным при условиях новизны, оригинальности и промышленной применимости. Для установления новизны промышленного образца производится его сравнение с уже запатентованными (заявленными) аналогами на предмет возможной идентичности.

     Под полезной моделью понимается конструктивное выполнение средств производства и  предметов потребления, а также  их составных частей. За полезной моделью закрепи лось название - «малое изобретение». В настоящее время полезная модель признается в качестве объекта промышленной собственности примерно в 40 странах мира. К условиям патентоспособности полезных моделей относятся новизна и промышленная применимость; изобретательский уровень не принимается во внимание.

     Товарный  знак (или знак обслуживания) - это  обозначение, дающее возможность выделить товар или услугу определенного  юридического или физического лица среди других однородных товаров и услуг.

     Фирменное наименование служит для идентификации  предприятия.

     Авторское право на литературное, художественное и научное произведение представляет собой эксклюзивное право воспроизведения  оригинальных авторских работ, воплощенных  в той или иной осязаемой форме, исполнения музыкальных, драматических и хореографических произведений и публичного показа художественных произведений.

     Пресечение  недобросовестной конкуренции. Чаще всего  недобросовестная конкуренция проявляется  в стремлении предпринимателя к успеху за счет чужих усилий, фальшивых обозначений и вводящих в заблуждение заявлений. Ноу-хау (Know-how - дословно переводится «Знаю КАК») объект интеллектуальной собственности, в отношении которого установлен особый режим охраны. Если, например, патентное законодательство устанавливает достаточно жест кие требования к объектам, на которые может быть выдан патент исключительного права, то к ноу-хау с точки зрения их содержания (вида объекта) не предъявляется никаких ограничений. Это расширяет возможность правовой охраны новых достижений в любой сфере деятельности. В отличие от монопольного права на использование, например, запатентованного изобретения, в отношении ноу-хау закон охраняет право владельца на защиту его имущественных интересов в случае незаконного способа получения этой информации третьими лицами.

     Лицензионные  операции - главный механизм торговли объектами интеллектуальной собственности. В большинстве случаев предметом  торговли лицензиями являются объекты  патентного права и копирайта, права на их коммерческое и промышленное использование. 
 
 
 
 
 
 

2 Инновационный  проект 

     Основной  способ коммерциализации новых изобретений - это формирование и выполнение инновационных проектов.

     Инновационный проект - это совместная работа большой  команды: ученых, инновационных менеджеров, специалистов по защите интеллектуальной собственности, маркетологов, экономистов, производственников. Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Начинается он обычно там, где и сами инновационные идеи: в академическом учреждении - вузе или НИИ. Но позже он обязательно должен выйти за пределы академических стен и развернуться на заводе, фермерском хозяйстве, в медицинской клинике и т.д. Для этого должна быть решена проблема передачи прав на результаты инновационной деятельности, созданные учены ми, чтобы они, получив авторское вознаграждение за изобретение, могли и далее заниматься наукой и создавать новые изобретения, генерировать и прорабатывать новые идеи, в то время как предприниматели могли бы заниматься производством и реализацией инновационного продукта.

Информация о работе Инновационное предпринимательство