Анализ эффективности предпринимательской деятельности ТЦ ЦУМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Предпринимательство- хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения прибыли. Предприниматель-это человек (или группа людей), который берет на себя инициативу, риск и ответственность за организацию успешной деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 6
1.1 История предпринимательства в России 6
1.2 Понятия, виды, формы предпринимательской деятельности в современной России 9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТЦ ЦУМ 14
2.1. Характеристика исследуемого предприятия 14
2.2 Анализ эффективности предпринимательской деятельности ТЦ ЦУМ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПАСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая мояdocx.docx

— 166.57 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство1 — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Предпринимательство- хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения прибыли. Предприниматель-это человек (или группа людей), который берет на себя инициативу, риск и ответственность за организацию успешной деятельности предприятия.

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Практикой мирового бизнеса доказано, что предпринимательство занимает очень важное место в национальной экономике любого государства, ведь он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его на 40-50 процентов.

Но дело не только в количественных показателях, этот фактор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Гармонично развивающему государству просто необходимо прийти к такому рыночному хозяйству, чтобы высокий уровень развития предпринимательства выступал необходимым слагаемым в нем.

В нашей же стране предпринимательство не только не получает от государства достаточной помощи, но зачастую оказывается в жестком противостоянии бюрократическим структурам и в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности.

Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие предпринимательства. Поэтому целью данной работы является выявление особенности российского предпринимательства на данном этапе экономического развития.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить основные направления предпринимательства в России;

- Изучить теоретические основы предпринимательства;

- Рассмотреть основные показатели эффективности предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является предприятие ЦУМ.

Предметом исследования выступает основные принципы и технологии предпринимательской деятельности.

Российского предпринимательства является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования. Именно в этом заключается теоретическая и практическая значимость его изучения.

Методы исследования: анализ литературных и периодических материалов, метод сравнения

При написании работы использовалась учебная и специальная литература, таких авторов, как Половцева Ф.П., Манжикова В.Э., Радаев В., Аборнева О.И., Воронин В.П.

Структурно работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

1.1 История предпринимательства в России

 

История предпринимательства – тема весьма актуальная и вызывающая живой научный и общественный интерес.

Предпринимательство2, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.

Реальные предпосылки к предпринимательству в России появились в XVII—XVIII вв. Реформы 1861 г. создали определенные условия для функционирования частного предпринимательства путем образования рынка рабочей силы, акционерных обществ и финансово кредитных предприятий. Опорой предпринимательства и рыночного хозяйствования являлись административно-государственные методы. Государство сохраняло за собой надзор и осуществляло направленную регламентацию предпринимательских действий. Оно опиралось на развитую финансовую систему во главе с Госбанком. Проявлялась жесткая система подчиненности предпринимательской деятельности в целях стабилизации и развития российской экономики. При этом сдерживались проявления в погоне за прибылью.

Российское предпринимательство в этот период формировалось главным образом путем вытеснения крепостного вотчинно - дворянского хозяйствования, кустарных и мануфактурных предприятий фирмами разного рода деятельности. В начале XX в. в России ведущую роль играли акционерные общества и иные паевые формы предпринимательской деятельности. Наиболее доходным был акционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу кредита и хлопчатобумажное производство. Менее доходными и даже убыточными были золотоплатиновые, металлургические, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. К рентабельно функционирующим акционерным фирмам в 1901—19053 гг. относились страховые, кредитные, сахарные, химические и другие общества, доход которых достигал 8,9 — 14,6%.

Иностранный капитал активно инвестировался и играл существенную роль в экономике России.

Послеоктябрьский период, включая этап военного коммунизма, характеризуется антирыночной экономикой. Несмотря на антирыночные тенденции в стране, не удалось разрушить рынок. Антирыночные тенденции в наибольшей мере проявлялись в сфере непосредственного производства и распределения, в меньшей — в сфере обмена и потребления.

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (нэп), был основан на частно - предпринимательской деятельности и рыночных принципах хозяйствования.

 Государственные предприятия  перестали финансироваться из  государственного бюджета, изымались  дотации, закрывались неэффективные  производства, в промышленности  наметился переход к трестам  — объединениям однотипных предприятий, которым государство предоставляло самостоятельность в производстве продукции согласно утвержденному для каждого из них уставу. Они действовали на коммерческих началах в целях извлечения прибыли.

В период нэпа активно возрождались биржи и ярмарки. С декабря 19214 г. в Москве начала действовать Центральная товарная биржа. К 1923 г. насчитывалось около 70 бирж, на которые приходилась значительная доля оптового товарооборота. Ведущая роль в биржевой торговле принадлежала не частным владельцам, а государственным структурам. Таким образом, в период нэпа, вызванного экономическим кризисом в России, были предприняты меры к оживлению и становлению частной предпринимательской деятельности.

Хозяйственная реформа, проводимая в 1965 г., выдвинула новые методы планирования и экономического стимулирования предприятий промышленных отраслей. Они предусматривали внедрение хозяйственного расчета, более полное использование потенциала работников, широкое участие коллективов в результатах своего труда, усиление материальной заинтересованности участников производства. К числу факторов, определяющих деятельность предприятий, относились: переход от распределительной системы выпускаемой продукции к оптовой торговле, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование фондов стимулирования, введение штрафных санкций за неиспользуемое технологическое оборудование, сокращение директив, спускаемых предприятиям вышестоящими органами. Эти и другие мероприятия, направленные на хозяйственные перемены, способствовали определенной активизации деятельности предприятий.

В результате осуществляемого в 1991 г. перехода на рыночные принципы хозяйствования с одновременным принятием основополагающих документов и регламентирующих актов в России стала развиваться предпринимательская деятельность. На смену монопольной государственной торговле пришло торгово-коммерческое предпринимательство, основанное на самоопределении, самоуправлении и независимости. В торговле сказывались пережитки прошлого, усугубляемые трудностями переходного периода. Для того чтобы лучше понять возникшие проблемы и определить позиции в предпринимательстве, необходимо знать особенности функционирования торговых предприятий в условиях административно-командной и рыночной системы. Для рыночной системы характерны наличие предпринимательства, коммерция и конкуренция, удовлетворение спроса покупателей, получение реальной прибыли. Становление частной собственности наряду с развитием торговли создает основу для рынка товаров и рыночных отношений.

 

1.2 Понятия, виды, формы предпринимательской деятельности в современной России

 

Несмотря на трудности и общую экономическую нестабильность, процесс становления коммерческого предпринимательства неуклонно продвигается. Развитие предпринимательства в торговле включает несколько этапов. Вступили в действие Законы РСФСР от 24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г.« О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого момента деловые люди начали заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством. И тогда же создаются всевозможные рыночные структуры: торговые предприятия различных организационных форм, биржи, инвестиционные, холдинговые и страховые компании, коммерческие банки, школы бизнеса и т. д. Одновременно был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых коммерческих структур.

Дальнейшие развитие предпринимательства и связано с появлением пакета постановлений Правительства Российской Федерации5 (1993—1994 гг.). Среди них решающее значение имели постановления Правительства Российской Федерации: от 1 апреля 1993 г. «О фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции» и от 29 апреля 1994 г. «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Кроме того, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Они направлены на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства, которые расширяют потенциальные возможности развития малых и средних торговых фирм в масштабе России, обеспечивают формирование инфраструктуры предпринимательства. В то же время программами предусмотрено всемерное содействие становлению рыночных отношений и конкуренции.

В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая, из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация.

Предпринимательство6 – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения прибыли.

 В зависимости от  содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с  основными стадиями воспроизводственного  процесса различают разные виды предпринимательства7:

    • Производственное;
    • Коммерческое;
    • Финансовое;
    • Консультационное;
    • Страховое;
    • Посредническое;

Производственное предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель, как правило, организует общественное производство, в процессе осуществления которого создаются новые материальные блага в качестве товара, последующее отчуждение которого на рынке потребителю в соответствии с экономическими законами стоимости, спроса и предложения и обуславливает формирование прибыли.

Коммерческое предпринимательство предпринимательская деятельность состоит в том, что предприниматель осуществляет закупку товара у производителя, а при необходимости и его доработку и последующую перепродажу товара потребителю с установлением торговой надбавки, которая за вычетом издержек оборота и составляет предпринимательскую прибыль.

Посредническое предпринимательство заключается в том, что предприниматель создает условия формирования отношений по отчуждению и приобретению товара между производителем и потребителем или представляет интересы того или иного либо обеих сторон в таких отношениях. Прибыль формируется за счет вознаграждения, получаемого от участников этих связей либо одного из них, как правило, в процентном отношении к цене сделки.

Финансовое предпринимательство-это деятельность предпринимателей на дёнежной стадии оборота капитала, когда объектом сделок выступают специфические виды товара - наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, которые имеют свойства или обесцениваться или быстро менять курс.

Консультационное предпринимательство

Сущность данного вида предпринимательства заключается в том, что определенные лица-консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетенции.

Страховое предпринимательство состоит в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного случая.

Посредническое предпринимательство

Посредничество характеризуется тем, что предприниматель не производит продукцию, не торгует товарами, ценными бумагами, не дает денежный кредит, не является консультантами, а лишь оказывает посреднические услуги.

Все перечисленные виды предпринимательства тесно связаны между собой. За производственным предпринимательством обычно следует торговое, оба они требуют денежных средств, т.е. им необходимо и финансовое предпринимательство. Иногда в одном предпринимателе сочетаются и производственник, и торговец, и финансист. Посредническое и страховое предпринимательство может быть отнесено к производству и предоставлению услуг. И при активности предпринимателя за счет сочетания известных видов возникают комбинированные, комплексные виды бизнеса.

В зависимости от организационно-экономических форм выделяют следующие виды предпринимательства8:

    • Индивидуальное предпринимательство
    • Товарищество (партнёрство)
    • Хозяйственные общества
    • Общество с ограниченной ответственностью
    • Корпоративное предпринимательство

Информация о работе Анализ эффективности предпринимательской деятельности ТЦ ЦУМ