Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, задачи и функции политологии.

Пол-гия (с древнегр.) наука о политике. Распр. политич. исслед-ия получили во 2 пол. 19 века. Пол-гия – это наука о политических отнош. и полит. деят-ти, о формах и методах и сущест-ей пол. власти. Предметом пол-гии являются разные по своему характеру институты, феномены и процессы.Функции:Теоретико-познав.(изуч полит явлен и процессов и обоснов законом их развития); методол-кая ( выработка способов и приёмов анализа пол. жизни); мировозренч. (развитие пол. сознанания от обыденного к научному); идеол-кая ( выраб. пол. идеала); прикладная ( выр. практич. реком-ций для органов власти); аналитич.( анализ и оценка деятельности); прогностич-кая ( прогноз-ние  развития полит процессов).

2. Политика как общественное явление

Впервые термин политика ввёл Аристотель. Политика - гос-ные и общественные дела, искусство управл. гос-ом. Появление истор, сложное и многогранное. Понятия пол-ке давали Платон, Гегель, Маркс, Даль, Ленин . Одно из них: «Политика- это искусство гос-ного управления».Черты политики: выступ. как деят-сть в сфере отнош. между классами, нациями и др соц. группами.; это сфера деят-ти опред. обществ. институтов и структур (партии, движения и др); центр. место в пол заним. проблема власти.; политика как иск-во, политик должен уметь лавировать и идти  к компромисам.Типы политики: внутренния, внешняя и мировая. Так же: либер., демократ., авторитарн., татолитарн., агрессивная, миролюбивая.

Политика  оказ. влияние на экономику в 3-х отраслях: способст-т развитию, тормозит, содейст. одним и тормозит другие.Связ. с культурой: высокий уровень общей и полит. культ, населения позвол., развивать демократ., формы правления.Тесно связ. с моралью.Существ-т 3 подхода о роли морали в полит.: марализаторский(необх. Собл. Мор. Принципов); антимарал-ий (пол. выступ. как борьба за власть и тут морал. принципы не применимы); компромисный( для поддржания правопорядка).

Связан.с религией выдел. 2 тенденции: политизация религии ( церковь оказ. влияние на политику); религизация политики ( стремл. политики использ. церковь в своих целях).

 

16. Становление многопартийной системы в РБ. Становление многопартийности связано с демократизацией в период перестройки. В конце 80г. в РБ возникает первая партия: 1) 1989г. БНФ 2) объединенная демократ. партия.

В сер. 90 г.  уже существовало 43 партии. В настоящее  время в РБ 15 партий.

Наиболее  влиятельными партиями явл. :  Объединенная гражд. парт.,ограрная парт,  либерально-демокр. парт., комунистич. партия Бел

Особенности многопартийности в РБ 2.Многочисленный состав партии 3.Наличие параллельных партий 4.Отсутствие конструктивных проргамм 4.Отсутствие ярких партийных лидеров 5.Слабое влияние и авторитет в обществе 6.Узкая соц. база партии 7.Широкое использование популистских лозунгов.

 

15.Партийные системы:

Парт. система – это объед.е-ние взаимосвязанных партий, стремящихся к удержанию и осуществлению власти. Тип ПС зависит от степени зрелости населения, соотношение классовых сил, форм и методов политич. борьбы, историч. развития, национального состава населения, религии. Основные типы ПС: *однопартийная система( Куба); *двухпартийная система( классическая );*партийная система(США, Великобритания); *неклассическая система( Канада, Австралия); *многопартийная система   ( Италия, гландия, Бельгия); *партийная система доминанты( Мексика); *двух с половиной партийной сист.( германия).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политический режим: сущность, критерии, типы. Пол-ий реж-м – это система методов, способов и приемов осуществления полит-ой власти, хар-их особенности взаимоотношений между обществом и властью. Основные критерии выделения ПР: 1)роль, полит. функции и место главы госуда-ва в системе полит. рук-ва, 2)способ и порядок формирования представительных органов власти(избирательная система), 3)взаимоотношения законодательной и исполнительной власти; 4)взаимоотношение между палатами  представ-го органа власти; 5)положения и условия деятельности партии и массовых организаций; 6)гарантированность прав и свобод личности и их соотношения с правами госуд-ва; 7)хар-ка реальных механизмов осуществления власти в обществе; 8)положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность политики; 9)учет интересов меншства при принятии  полит. Решений; 10)наличие механизма полит. и юридической ответственности должностных лиц. Тоталитаризм – totalis- полный, целый, общий. Идеи возникли в древности(Платон, Томас Мор, Т.Компонело, Гегель). ТР хар-тся всеобщим контролем со стороны гос-ва за всеми сферами общественной жизни. Критерии:  Разрешено то, что приказано( веден в 1925 Б. Муссолини). Признаки:1. Наличие одной мессианской идеологии. 2. Наличие един-ной правящей массовой партии. 3 . вождизм.4большое влияние аппарата насилия. 5. Контроль за СМИ и подавление любой аппозиции. 6. Полный контроль за вооруж-ми силами. 7. Сращивание правящей партии с госуд. аппаратами. Формы: коммунизм, фашизм, национальн-социолизм.

Автолитаризм – с лат. –власть, влияние. Принцип: разрешено все кроме политики, т.е в отличии от тоталитаризма авторит. режим предоставляет определен. свободу и автономию в экономике, культуре, частной жизни людей, религии и т.д. Признаки:1. Сосредоточение власти в руках одного чело-ка или не больших групп лиц. 2. Стремление исключить полит-ю позицию.2. использование силы для решения конфликтных ситуаций. 4 относительная закрытость правящей элиты и ее формирование путем назначения, а не выборов. 5. Формирование хоризмы у полит-го лидера. Есть эффективные и неэффективные АР. Виды АР: 1. Однопартийные системы( Мексика, Тайвань). 2. Военные режимы(хунты).3. режим личной власти.4. бюрократическо-аллегорический режим. Демократический  режим. Демократия- власть народа. Идеи зародились в античности. Платон и Аристо-ль относили ДР к неправильным формам госуд-ва. Аристотель выделял недостатки ДР:1. Возможность тирании большинства над меншиством. 2. Постоянная борьба за власть может приводить к расколу общества и даже граж-ой войне. 3. Возможность избрания невежественных людей, демагогов, популистов.  Признаки: 1. Наличие многопартийной системы.2. свобода деятельности общественных организаций и движения. 3. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов. 4. Принцип разделения власти. 5. Развитая система парламентаризма. 6. Идеологический плюрализм. 7. Независимость СМИ. 8. Гаронтированность прав и свобод граждан.  9. Выборность основных органов власти. 10. Равенство всех перед законом. Основные модели ДР:1. Коллективная модель при кото-ой главным субъектом является народ. 2. Либеральная, при кот-ой гл. субъек. явл. личность. 3 . представительная демократия. 4. Плюролистическая модель ,которая хар-тся борьбой за власть различных партий, организаций, лидеров и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Международное положение и внешнеполитическая деятельность РБ.

Международная политика РБ носит миролюбивый характер. РБ первой в истории отказалась от ядерного оружия. РБ – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных  споров с соседями, дискриминации  граждан по языковому признаку, межрелигиозных конфликтов. На международной арене  Бел. Руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны охватывают как Западный так и Восточный векторы, т к расположена в центре Европе. Основные направления междунар. Политики: 1) вхождение в мир. сообщество в качестве равноправного, суверенного, независимого гос-ва. 2)Активное взаимодействие с международными структурами и организациями. 3)Способствование строительству новой мировой и европейской системы безопасности 4) участие в международном экономическом сотрудничестве 5) Энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего ООН. Ключевой приоритет РБ – страны-соседи. Стратегическим союзником Белоруси остается Россия, кот явл. Основным торгово-эконом партнером, оказывает нашей стране поддержку на международной арене.

23. Понятие, сущность и типология правящей элиты.

Правящая элита – 1)это группа людей, осуществляющая главное решение, отдающая приказы и контролирующая их выполнение с помощью государственного аппарата; 2)это сплочённое, организованное меньшинство, возглавляющая пирамиду власти.

Идея элитарности  общества возникла ещё в древности, когда людей подразделяли на высших и низших, аристократию и простой  люд (Конфуций, Платон, Макиавелли, Ницше). Современную теорию элит создали итальянские мыслители В.Парето, Г. Моска, которые считали элиту неизбежной политической реальностью. Основные функции политической элиты:1)определение главных направлений и приоритетов развития общества;2)создание благоприятных политических, социальных, психологических и иных условий для решения стратегических задач; 3)функции непосредственного управления, т.е. принятие законов, указов, решений, контроль за их выполнением, подбор управленческих кадров; 4)функции координации и интеграции деятельности органов власти; 5)функция экспертной оценки направлений политики и её эффективности; 6)функция поиска оптимальных решений; 7)функция прогнозирования и планирования; 8)функция подготовки и переподготовки управленческих кадров. Типология элит:1.В.Парето выделял 2  основных типа элит: элита лис и элита львов. Элита лис характеризуется гибкостью, умением лавировать и заключать компромиссы, характерно для сложных переходных периодов развития общества. Элита львов характеризуется административными, силовыми методами управления, характерно для стабильных периодов развития общества. 2.традиционные и современные элиты. Традиционные элиты базируют свою власть на традиц-ных ценностях: происхождение, богатство, религия, обычаи (страны Азии, Африки). Современные элиты – это элиты профессионалов, обладающих знанием, опытом, компетентностью в сфере политики.

3.высшая, средняя, административная и маргинальная элиты. 4.открытые и закрытые элиты. Открытая элита характеризуется постоянным обновлением своего состава за счёт представителей различных социальных групп. Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жёстко регламентируют приём в свой состав новых членов.

5.правящая и позиционная(контрэлита) элиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Формы государственного устройства

Формы государственного устройства – способ организации административно-территориального единства государства, характеризующий особенности взаимосвязи между его регионами и центром. Формы государственного устройства:1)унитарное государство (перевод - единство) – государственное образование, которое имеет один конституционный, один высший представительный орган власти, одно правительство и т.д. (Беларусь, Венгрия, Болгария, Италия, Франция, Польша, Алжир и др.). 2)федерация(в переводе –объединение, союз). Федерации могут образовываться как по административно-территориальному, так и по национально-территориальному принципу. Субъектом федерации могут выступать штаты, земли, провинции, кантоны, союзные республики и  т.д., которые обладают определённой юридической и политической самостоятельностью, имеют свою конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы и т.д.(Австрия, США, Австралия, Индия, Канада, Мексика, Швейцария). 3)конфедерация(в переводе –связываться, соединять договором) –политический союз суверенных государств, создаваемый для борьбы с другими государствами, решения экономических проблем и т.д.

26. Типология политического лидерства М. Вебер положил в основу своей типологии источник власти: традиционное лидерство, кот. основывается на обычаях, традициях, вере в святость и закон-ть сущ-щих порядков. Хар-н для добуржуазного общ-ва; легально рацион-ое, или бюрократическое лид-во, кот. основывается на знаниях и закон-ти. Хар-н для буржуазных гос-в; харизматическое лид-во основано на вере масс в сверхестесств. неординарной спос-ти лидера и хар-ся культом вождя. Чаще всего возникает в сложные переходные периоды развития общ-ва.

18. Основные факторы и пути формирования и обновления правящей элиты.

Элита (elite – лучший, отборный избранный) – это группа людей, осущ.-ая власть в обществе, т.е. принимающая главное решение, отдающая приказы и контролирующая их выполнение с помощью гос-ного аппарата. Это сплочённое орг-нное меньшинство, возглавляющее пирамиду власти. Основные факторы, способствующие вхождению в элиту: 1) социальное происхождение, пол, занимаемое положение в обществе, 2) богатство, которое позволяет не только заниматься, но и оплатить путь к власти, 3)уровень образования, знания, организационные способности и обладание информацией, 4)преданность системе, идеологии, религии. Основные пути вхождения в элиту:1.Делигирование, т.е. выдвижение того или иного лица снизу путём выбора, 2.Назначение на пост того или иного лица, положительно проявившего себя в политич. Деятельности, 3.Протекция, т.е. выдвижение с помощью покровительства какого-либо лица, 4.Самовыдвижение или самовключение в элиту благодаря выдающимся личностным качествам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сущность, структура и функции политической системы общества.

В ПСО входят 4 группы её элементов: 1)полит институты (государство, партия,организация, движение, церковь, СМИ и т.д.), 2)полит отношения, 3)полит принципы и нормы, 4)полит сознание и полит культура Основные функции политич системы:- целеполагание, т.е. опред-ие целей, задач, путей развития общества, разработка конкретных программ по деятельности; -норматворчество; - отделение и распределение матер и духовных ценнгстей в обществе; -организация деят-ти общества на выполнение выработанных целей, задач, программ; -гармонизация и согласование интересов соц. общностей и индивидови достижение консенсуса; -полит. коммуникация элементов системы, системы и среды; -политич. социализация членов общества; -духовно-идеологическая деят-ть, формирование полит сознания граждан или манипулирование им; -обеспечение внутр. и внешней безопасности общества. Типологии ПСО: 1.марксистская (критерий – господствующий способ производства): -рабовладельческая, -феодальная, -буржуазная, -социалистическая. 2. типология по типу полит культуры: -англоамериканская (разделение властей высокой степени стабильности), -континентально-европейская (хар-ся неравномерностью развития –Германия, Франция, Испания). 3. по уровню конспирации власти:-моноцентрические полит системы (авторит и тоталит), -полицентрические – хар-ся политич плюрализмом, разделением властей и распределением властных полномочий между различными субъектами политики (демократ полит сист.), 4. Открытые и закрытые полит системы, 5. по типу общества, носит комплексный характер (уровень развития экономики, тип полит культуры, соблюдение прав человека): -традиционные ПС (многие страны Африки, Азии, Лат Америеи)-хар-ся разнообразием полит режимов, глубокой соц дифференциацией, неравном соц-эконом развития, политич пассивность большинства населения, -модернизирующиеся ПС, -полит системы высокоразвитых индустриальных стран, которые хар-ся разделением властей, демократией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Политическая система в РБ.

Современную ПС РБ можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами сохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система республики имеет ряд отличительных признаков:• определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти;• недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития;• отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба;• слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции;• фрагментарность политической культуры в условияхрадикального изменения системы ценностей. В РБ представительным и законодательным органом является Парламент - Национальное собрание, состоящее из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент рассматривает основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции - принятия законов.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"