Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Общественные объединения в Республике Беларусь

В соответствии с Законом РБ «Об общественных объединениях» общественным объединением «является добровольное объединение  граждан, в установленном законодательством  порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и  иных прав».

В Беларуси зарегистрировано более 2,2 тыс. общественных объединений  и свыше 30 тыс. их организационных  структур, действующих во всех регионах республики. Общественные объединения  зачастую берут на себя заботу о  ветеранах, экологии, памятниках истории  и культуры, инвалидах, больных детях, многодетных семьях, иных категориях граждан, нуждающихся в поддержке. Эту работу члены общественных объединений  осуществляют на добровольных началах  и, как правило, без какой-либо оплаты их труда.

По направлениям деятельности на территории Республики Беларусь зарегистрированы следующие  общественные объединения: физкультурно-спортивные - 521, благотворительные - 350, просветительские, культурно-досуговые, воспитательные - 289, молодежные - 168 (в том числе детские - 23), инвалидов войны и труда, ветеранов - 138, национальных меньшинств - 103, научно-технические - 98, сторонников природы, памятников истории, культуры - 71, творческие - 42, женские - 33 и прочие – 408.

Законодательство  страны предоставляет общественным объединениям широкие права. Вместе с тем оно запрещает создание тех из них, которые провозглашают  цели: свержение конституционного строя, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расовой, национальной и  религиозной розни.Общественные объединения могут в соответствии со своими уставами и действующим законодательством принимать участие в выборах, иметь свои и пользоваться государственными средствами массовой информации, влиять на общественное мнение в сфере своей деятельности.

 Политическое  влияние партий и других общественных  объединений Беларуси минимально, что свидетельствует о незрелости  гражданского общества. Это подтверждают  социологические исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Политическая кул-ра и её роль.

ПК – это  совокупность политических знаний, убеждений  и принципов, проявляющихся в  способах и результатах политической деятельности людей. Сферой функционирования ПК является вся политическая жизнь  общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления. Охватывая все  сферы политической жизни, ПК включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения  отдельных лиц и социальных общностей, культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. Субъектом полит кул-ры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект ПК – это носитель и хранитель определенных политических ценностей. Не менее важно и выделение объекта, на который направлены ориентации и убеждения субъекта. Если структурировать ПК индивида, то здесь следует выделить, прежде всего, политические знания и убеждения. Вместе с тем овладение политической культурой предполагает не только приобретение индивидом определенной суммы знаний и выработку прочных убеждений, но и способность человека к эффективным политически действиям, качественное осуществление их в сфере политических отношений. Иначе говоря, ПК – это процесс накопления политических знаний, превращение этих знаний в убеждения и установки, а далее – их реализация в конкретной политической деятельности. Некоторые исследователи в структуре политической культуры вычленяют, прежде всего, политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений. Другим ее элементом, с их точки зрения, выступает культура политических отношений. Между политическим сознанием и политическими отношениями существует диалектическая взаимосвязь и вместе с тем между ними не следует ставить знак равенства. Политическое сознание оказывает огромное воздействие на политические отношения, оно, в конечном счете, определяет их. Следующим элементом ПК общества выделяется культура взаимоотношения политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей. Решение этих задач во многом зависит от стиля и методов работы государственных органов, их взаимоотношений с массами. Выделяется и такой элемент политической культуры, как национальные государственные символы. Ряд авторов считает эти символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры. Наконец, отмечается и такой элемент рассматриваемого нами явления, как политические традиции, представляющие собой наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в политической жизни общества в течение длительного времени. Традиции политической деятельности создают ту историческую почву, на которой развивается политическая культура. Функции ПК: 1)накопление и передача политического опыта; 2)упорядочивание и регулирование политических отношений; 3)воспитательная. 4) познавательная функция; 5)нормативная функция; 6)коммуникативная функция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Политология и религия Религия- форма общ-ного сознания . Фун-ции религии:*мировозренчаская,*нормотивная * Легитимная (выпол. религией тогда, когда религ-ая позиция поддерживает или наоборот осаждает власть, ее идеи или действия. (благословление на должность президента))  *дидактическая*культурная творческая * интегративная функция ( различные объединения) *политическая *Представительная- заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики .Дифференцирующая обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Взаимодействие религии и политики:* религия доминирует( Средневековье, исламский мир) * господство над религий(СССР) * равноправие (РБ-существование разнообразных религий- православие, католицизм, мусульманство, индуизм, пратистонцизм)

43. Международные организации и их роль в современном мире

МО – постоянные объединения  межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе междунар-го соглашения с целью решения междунар-ых проблем. Межправительственные организации: 1) ООН – 192 гос-ва (1945 г.): *генеральный секретарь (кореец Пак Гимул), *ассамблея, *совет безопасности ООН (5 постоянных членов), *специализированные организации: Юнеско, ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), Комитет по правам человека, Международный валютный фонд. 2) Всемирный почтовый союз. 3) Интерпол (междунар. организация полиции). 4) Организ-я экономич-го сотрудничества и развития. Неправительственные организ-и: всемирный совет мира, междунар-ая демократическая федерация женщин, всемирная федерация демократической молодежи, междунар-ая ассоциация юристов-демократов .

Международные организации относятся к числу  наиболее развитых и разнообразных  механизмов упорядочения международной  жизни. Согласно данным Союза международных  ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных  организаций; за последние два десятилетия  их общее число возросло более  чем вдвое.

Международные организации, как правило, разделяют  на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации  учреждаются на основе международного  договора группой государств; в  рамках этих организаций осуществляется  взаимодействие стран-членов, и их  функционирование основано на  приведении к некоторому общему  знаменателю внешней политики  участников по тем вопросам, которые  являются предметом деятельности  соответствующей организации.

2. Международные  неправительственные организации  возникают не на основе договора  между государствами, а путем  объединения физических и/или  юридических лиц, деятельность  которых осуществляется вне рамок  официальной внешней политики  государств. К международным неправительственным  организациям не относятся структуры,  ставящие своей целью извлечение  прибыли (транснациональные корпорации).

Понятно, что  межгосударственные организации оказывают  гораздо более ощутимое воздействие  на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной  арене остаются государства.

Достаточно  ощутимо и влияние неправительственных  организаций на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств.

 

 

 

 

 

 

33,34. Политические конфликты и кризисы.

Вклад в теорию конфликтов внесли Зиммель, Маркс, Энгельс. ПК-икт – это конфликт по поводу распределения властных полномочий господства и управления. Конфликты:*классовые,*имущественные,*этнические,*религиозные,*идеологические и др. Признаки ПК: -борьба между группами за влияние в институтах госуд.власти, -борьба за доступ к принятию общезначимых решений, -за участие в распоряжении ресурсами, -за приоритетность своих взглядов и идей. Типология ПК: *внутриполитические и внешнеполит, *насильственные и ненасильственные,*конструктивные и деструктивные, *кратковременные и долговременные,*конфликт между правящей элитой и аппозицией, *конфликт внутри правящей элиты, *открытые и скрытые,*цивилизационные, *межгрупповые,*между партиями, движениями, организациями,*внутри и межинституциональные,* между государствами. Конфликт – это столкновение, противоборство дух и более субъектов политики, причинами которого является несовместимость политических интересов и целей.

2 стадии конфликтного  поведения: 1) латентная или скрытая,  которая характеризуется повышением  уровня неудовлетворенности и  поворот общественного мнения  к протесту, 2)явная, т.е.социальное действие со стороны оппонентов.

Конфликт  состоит из нескольких компонентов: *предконфликтная ситуация, к-ая хар-ся возникновением общественных противоречий, появлением взаимоисключающих интересов; *инцидент, т.е.непосредственное конфликтное взаимодействие; *завершение конфликта. Пути выхода из конфликта: 1) самоугасание к-та, 2)урегулирование, 3)разрешение к-та. Этапы урегулирования к-та: *выяснение причин и природы к-та; *разработка плана мероприятий по урегул-ию к-та; проведение переговоров между конфликтующими сторонами; *подписание соглашения между конфликтующими сторонами; *создание системы контроля за выполнением соглашения.

Кризис  – это перерыв в функционировании к-либо системы с позитивным или негативным для нее исходом. Пол.кризис может проявляться в кризисе конкретной политики, власти, правительства, парламента и т.д. 3 черты кризиса:1) быстрота наступления и неожиданность; 2)кратковременный или продолжительный кризис; 3)глубина его воздействия на систему.

41. Внешняя политика в системе международных отношений.

Реализуя  свои внешнеполитические функции, каждое государство проводит определенную политику за пределами своей страны на международной арене. Внешняя пол гос-ва – это комплекс действий, направленных на установление и поддержание отношений с международным сообществом, защиту собственных интересов и расширение своего влияния на других субъектов международных отношений. Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений между государствами. Внешняя политика государства опред. общественно-политическим, социально-экономическим развитием, географическим положением страны, ее национально-историческими традициями т.д. Межд-ная пол – деят-ть государств на международной арене и политические отношения между ними надгосударственном и наднациональном уровне. Международные отношения - совокупность пол-ких, экон, дипл-х, военных, культурных, научно-технических и др связей. Межд-ые отнош. возникли вместе с появлением государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 40. Сущность и основные субъекты международных отношений (МО)

МО – это  система пол-их, экон-их, идеол-ких, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и взаим-ений между народами, госуд-ми и системами государств. Виды МО: *политич (переговоры, заключение договоров), *эконом (торговля, научно-технические пректы), *идеологические, *международно-правовые (договорное право, дипламатическое, гуманитарное, морское право, международный суд, охрана прав чел-ка), культурные, военно-стратегические (союзнические или контанционные).

Отличительные черты МО: 1)полицентризм-отсутствие центра власти; 2) значительная степень стихийности развития МО; 3)большая значимость субъективного фактора, отражающего роль полит лидера в проведении внешней политики..

Субъекты МО.: 1)государство (219); 2)правительственные и неправительственные органы; 3)нации; 4)национально-освободительные движения; 5)религиозные, интернациональные организации (Всемирный совет церквей); 6)организации идеологич. хар-ра; 6)военно-политич.блоки или союзы(НАТО, ОДКБ и др.); 7)интеграционные экономические организации (Европейский союз, НАФТА, Таможенный союз).

Действия  участников междунар.отношен.зависят от многих объективных и субъект.факторов:1)географ;2)религиозных;3)научно-технич.;4)идеологич.5)культурно-цивилизац.;6)обществен.мнение;7)междунар.право.

Основные уровни МО: *глобальный, на котором действуют наиболее сильные госуд, междун орган; *региональный и субрегиональный, *уровень международно-политической ситуации (Октябрьская революция, итоги Второй мировой войны); *уровень групповых коалиционных и межкоалиционных отношений; *уровень двухсторонних отношений гос-ств.

МО имеют  постоянные органы управления с определённой компетенцией, полномочиями и функциями, они как правило создаются на основе многостороннего договора или специальных соглашений, где определены цели, полномочия, функции, структура и обязанности членов организации. Деятельность таких организаций носит конституционный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Геополитика и ее основные проблемы

Термин "ге-ка" появился в начале XX в. – это учение о географической обусловленности политических явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географической средой и политикой государств. Это наука о поисках путей устойчивого развития, создания сильного или нормально функционирующего государства. Она исследует пространства, совокупность разных элементов природной и политической обстановки, вынуждающей человека разнообразить свои потребности, способности, трудовые умения и навыки и вместе с этим лучше попять политические процессы, происходящие в стране. Составными элементами (концепциями): 1) географический детерминизм – концепция, стремящаяся объяснить место страны в системе международных отношений, ее внешнеполитическую деятельность исходя из особенностей географической среды; 2) образование государств и политических границ; 3) пространство – основная категория геополитики. 4) жизненное пространство – эта концепция выработана немецкими геополитиками, но имеет важное значение для судеб всех стран. Именно в пространстве люди находят средства существования, аренду своей деятельности и безопасности; 5) зона жизненных интересов – земное пространство, представляющее для какой-либо страны жизненно важный, необходимый, стратегический участок, объект, учреждения науки и управления и др; 6) население республики, продовольственные и демографические проблемы. Народонаселение является важнейшим субъектом геополитики; 7) государственная безопасность и др концепции. Предметом геополитики являются актуальные проблемы существования и развития государства, национальные интересы, закономерная взаимозависимость политики и географических факторов. Функции ге-ки: 1) познавательная. Она помогает гражданам, особенно молодежи, студентам, получить необходимую информацию, раскрывающую сущность и основные концепции геополитической теории, познать ее роль в государстве, в межстрановых отношениях и т.д. Ее важнейшее назначение — помочь политикам в выработке национальной стратегии экономического и культурного развития, в создании надежных условий консолидации и жизнеобеспечения народа; 2) интегральная. Геополитика объединяет в единое целое и пользуется достижениями многих естественных и общественных наук для эффективного решения социально-политических проблем в интересах людей, государства;

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"