Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)

Исполнительную  власть в РБ осуществляет Правительство - центральный орган государственного управления (Совет Министров). Правительство  состоит из Премьер-министра, его  заместителей и министров. В его  состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:1)административно-управленческий аппарат (администрация): Правительство, министерства, комитеты, ведомства; 2)контрольно-надзорные органы - органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д., особенностью которых является применение принудительных мер. В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды. Вершину властной пирамиды возглавляет Президент. Согласно Конституции Президент Республики Беларусь — глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент выполняет функции арбитра между властями, обладает конституционными полномочиями во всех ветвях власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Формы государственного правленияФГП – это способ организации госуд.власти. Основные формы правления: монархия и республик. *Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Отличительные признаки монархии: Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству; Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно). Виды монархий: абсолютная монархия (неограниченная) – в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти; дуалистическая монархия («две власти») – в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий (Марокко, Иордания);). *Республика «власть народа» – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями. Отличительные признаки республиканской формы правления: Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей); Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа; Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем: они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;возможно досрочное прекращение полномочий. Виды респ.: *президентская(наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства: Венесуэла), *парламентская(верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту: Италия, ФРГ, Австрия, Ирландия), президентско-парламентская (сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента: Франция, Португалия); суперпрезидентская – хар-на для Латиноамер стран.

24.Сущность и природа политического лидерства.

Полит. лид--тво – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе кот. одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих полит-ких, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации. В соврем. запод. политологии сущ. ряд концепций пол.лид.:1.теория черт лидера- особый соц-но-псих-кий тип личности, обладающий выдающимися качествами(высокая аналитичность ума, сильная воля энергичность) Недостатки- рассматр. лид. как число биопсих-ких фономенов игнор. соц. условия. и историч.эпоху. 2. ситуационная концепция, по кот. истор-кая ситуация выдвигает того или иного чел в лидеры. Недосток: она понижает активность и сам-ть лид, может использ. ситуацию в своих интересах. 3. теория опред. роли последователей- лид. вторичен, по отнош. к тому кто его поддерживает и должен разрабатывать программы и стиль своего поведения исходя из интересов последователей. 4. синтетическая теория- делает упор на необ. при анализе проблемы лид-ва учитывать все выше наз. факторы. Функции лидера:*глубокий анализ реал-ной сиуации в общ-ве и своевременный учёт потреб-ей различ. соцых групп *точное формир. целей и задач общ-го развития *интеграция общ-ва, объед. граждан вокруг общ. целей * нахождение и принятие оптим-ных полит. решений * своеврем-ая инициирование , провед. необход. реформ *  коммуникация лид. и общ-ва.

 

 

 

27. Выборы и избирательное право

Существует 2 основных подхода на понимание  значения выборов:  1.Выборы как основа, фундамент демократического общества. 2.Выборы не всегда могут быть эффективными и приводить к власти.

Основные  факторы эффективности выборов:

1.Экономические  (уровень материального благосостояния  людей, обеспечение занятости  населения, организация труда,  отсутствие глубокой жизненной  дифференциации)

2.Социальные (наличие обширного среднего класса, эффективная социальная политика  по оказанию помощи малоимущим)

3. Духовно-психологические  (высший уровень политической  жизни, гражданская ответственность,  образованность населения, активная  жизненная позиция)

4.политические (развитость гражданского общества,  наличие многопартийности, эффективность  законодательной базы, исторические  традиции)

Функции выборов: *осознание своих интересов различных социальных групп,  *соревновательность интересов различных социальных групп, * институализация отношений представительства, *формирование активности населения.Основные демократические принципы избирательного права: -всеобщность выборов, * равное избирательное право, - тайна выборов, -свобода выборов, -непосредственное прямое голосование, -наличие выбора альтернативных депутатов, -соревновательность, конкурентность выборов, -периодичность и регулярность выборов, -равенство возможностей политич.партий и кандидата.Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право. Пер¬вое — это система правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в стране. Второе — это гарантированное государством право конкретного лица (обычно гражданина, поскольку, как правило, неграждане страны избирательными правами не обладают) на участие в выборах.

28. Избирательная система -  упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определенных путей, форм и методы формирования представлений законодательных, судебных и исполнительных органов государственной власти, которая признана отражать интересы населения.

Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное  избирательное право и субъективное избирательное право. Первое — это  система правовых норм (преимущественно  конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру  и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в  стране. Второе — это гарантированное  государством право конкретного  лица (обычно гражданина, поскольку, как  правило, неграждане страны избирательными правами не обладают) на участие в выборах.

Избирательные системы:

*Мажоритарная (от каждого округа выдвигается  кадидат,; канада, США, Беларусь)

*Пропорциональная (применяемых на выборах в представительные  органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.Турция, Дания)

*Смешанная  (ФРГ, Россия,Австралия)

Основные  этапы избирательной системы:

*определение  даты выборов, * выдвижение кандидатуры  и формирование его команды, * сбор подписей в поддержку  кандидата, * регистрация кандидата,* составление социально-психологической  и политической матрицы избирательного  круга, * разработка предвыборной  программы , знакомство с избирателями, * составление плана агитационно-пропогадирующего мероприятия, *мониторинг избирательной компании, * формирование денежного фонда, * обеспечение контроля в цели голосования и сбор информации о его ходе, * проведение заключительного социально-политического исследования.

19. Политич процесс (ППр) – характеризует взаимосвязь и взаимодействие всех элементов полит систем, а также др субъектов политики, роль полит сознания и полит культуры, т.е. раскрывает динамику развития полит жизни общества. На ППр оказывает влияние разнообразные субъективн и объективн факторы: эконом., соц., религиозн., культ., психологич., географич., ценности народа., традиции и т.д. Типы ППр: 1)внутриполит и внешнеполит, 2)революционные и эволюционные, 3)открытые и скрытые 4)стабильные и нестаб. Черты ППр: -ППр является одним из видов полит процессов наряду с эконом., соц., правовым, идеологич., и др, которые взаимодействуют друг на друга. -ППр раскрывает динамику, движение и эволюцию полит системы во времени и пространстве. -ППр характеризует полит поведение людей, структур госуд управления, полит партий и организаций, формы полит деятельности и тд. -ППр характеризует масштаб его протекания. -ППр раскрывает взаимодействие социальных и политич структур и их отношений. -ППр раскрывает технологию осуществления власти и её взаимодействие с обществом. Режим протекания ППр: -институализация и конституализация полит системы (становление и оформление политич системы), -режим функционирования, который характеризуется постоянным воссозданием существующих полит институтов и отношений. Главная задача – регулирование отношений поддержания порядка и стабильности, урегулирования конфликтов и противоречий. Основные факторы стабильности: *Экономические, которые направлены на сохранение и повышение благосостояния народа. *Социальные, которые обеспечивают оптимальное равновесие соц. Интересов. *Идеологич и соц-психологич, кот ориентируют поведение членов общества на ценности и нормысуществующей системы.-режим развития,которые характеризуются модернизацией полит. системы с целью ответа на внутренние и внешние вызовы. -режим упадка и возможного разрушения полит системы.

21. Политическая деятельность

ПД – совокупность организованных действий субъектов как внутри полит-ой системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социально-политических интересов и целей. С точки зрения вида и количества субъектов, участвующих в действии, можно выделить индивидуальную, коллективную, групповую и всеобщую ПД. Индивидуальная – деят-сть, к-ая совершается на собственный страх и риск (индивидуальный акт протеста, личная манифестация и др.) Коллективная. Сюда можно отнести стихийно возникшую демонстрацию под влиянием настроения и эмоций. (Субъекты: толпы, скопления людей и др.) Групповая – деят-сть, субъектами которой выступают социальные группы, общности. Всеобщая. В ней участвуют социальные общности, группы, институты и организации. ПД бывает добровольной, навязанной и принудительной. Добровольная вытекает из собственных решений субъекта, характ-ся наличием самостоятельности его действий. Навязанная осущ-ся под давлением существующей власти. Принудительная осущ-ся при помощи силовых приемов как правило со стороны государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. политическое участие.

ПУ – вовлеченность  членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в  процесс политико-властных отношений. ПУ позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в полит-ой системе общества. ПУ выражается в двух формах: прямой (непосредственной); опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Чем крупнее общество, тем меньше возможностей для самоуправления. Типы политического участия: *реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях; *участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение; *участие в деятельности политических и иных организаций; *выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий; *прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

14. Политические партии: сущность, стр-ра, ф-ции, типология

Партия (с лат.) – часть общ-ва. Сущ-т 3 осн. подхода к пониманию сущности ПП:

  1. Партия как идеологич. общность людей2)Партия как орг-ция, базирующаяся на дисциплине и субординации3)Партия как представитель определенного класса

ПП – политич. орг-ция, объединяющая людей общими политико-экономич., соц.-классовыми, культурно-нац. и др. интересами и идеалами, стремящаяся активно участвовать в полит. жизни общ-ва, преследуя цель завоевания полит. власти или участвуя в её осущ-ии.

Стр-ра ПП: Наличие высшего лидера и штаба, выполняющих руководящую роль; стабильного и профессионального бюрократического аппарата; партийных активистов; пассивных членов партии (сторонников).

Осн. ф-ции ПП:

  1. Выявление, форм-ие и обоснование интересов больших соц. групп
  2. Активизация и интегрирование больших соц. групп
  3. Участие в борьбе за власть и в её осущ-ии
  4. Разработка идеологии и полит. доктрин и их пропаганда
  5. Полит. социализация масс
  6. Участие в выборах, обеспечение деят-ти депутатов
  7. Подготовка и выдвижение кадров для гос-го аппарата, участие в управлении гос-ми делами

Типология ПП:

  1. Кадровые партии, кот. хар-ся свободным членством, электоральной ф-цией, отсутствием чёткой идеологии (США)
  2. Массовые партии (многочисл-ть, идеол. орентация, массовая орг-ция)
  3. Демократич, авторитарные и тоталитарные партии
  4. Клерикальные (религиозные) и антиклерикальные партии
  5. Националистические партии
  6. Правящие и оппозиционные партии

С точки зрения идеологии  партии подразделяются на:

Революционные, кот. стремятся  к качеств. преобр-нию общ-ва,Реформистские, выступающ. за усоверш-ие общ-ва с пом. реформ,Консервативные, выступающ. за сохр-ие сущ-щих порядковРекционные, выступающ. за возвращение к прошлому или за применение насильств-х террорстич. способов борьбы.

 

 

17. Общественные объединения, их место и роль в политической жизни общества.

Право на объединение  является фундаментальным правом человека и гражданина и означает право  на свободный и самостоятельный  выбор гражданами любых форм негосударственной  деятельности. Для характеристики широкого круга организационных форм общественной активности в научной литературе и правовых актах используется понятие "общественные объединения» - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют такие основные группы формирований, как политические партии, общественные организации и общественные движения. Обладая рядом общих признаков (добровольность, преднамеренность создания, самодеятельность и т.д.), эти типы общественных объединений отличаются между собой своими целями, задачами, степенью организационной оформленности. Особо важную роль в системе властных отношений играют политические партии. Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти. Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти.Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп. Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Но в любом случае, следует иметь ввиду, что политические организации могут быть использованы для выражения и достижения своих целей антиобщественными, антигосударственными элементами. Это становиться особенно актуальным сегодня в условиях глобализации всех сфер человеческой деятельности, когда западная цивилизация активно экспортирует, насаждает свои идеологические, культурные, политические и прочие ценности по всему миру, в том числе, с помощью огромной «паутины» неправительственных организаций. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что социальная база движений более широка, аморфна; общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической задачи.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"